Как известно, туризм — один из самых высокодоходных видов бизнеса. Именно поэтому необходимость в четкой стратегии производства и продвижения турпродукта — вопрос злободневный. Предприятия туристской индустрии, использующие эффективные приемы продвижения турпродукта, обеспечивают конкурентоспособность своей продукции и услуг, исходя как из собственных интересов, так и интересов потребителей. Поэтому на сегодняшний день важным является качественное оказание, (без ущемления прав потребителя) туристических услуг.
Туристическая услуга-это возмездная деятельность, направленная на обеспечение и удовлетворение отдельных потребностей туриста. В соответствии с условиями договора, заключаемого между турфирмой (туроператором или турагентом) и туристом (участником туристической деятельности), турфирма обязуется оказать туристу определенные туристические услуги. Выделяется ряд международно-правовых актов, устанавливающий требования к услугам оказываемым туристам. Например:
-Гаагскаядекларацияпотуризму1989г.«Качество туризма как межличностной деятельности зависит от качества предоставляемых услуг. Поэтому соответствующее образование для широкой общественности, начинающееся со школы, образование и обучение профессионалов в области туризма и подготовка новых лиц, осваивающих данную профессию, являются крайне важными для туристской индустрии и развития туризма, [п.1, Принцип IX].
- Глобальный этический кодекс туризма 1999 г.
- Кодекстуриста1985г.
Требования к качеству туристических услуг содержит и национальное законодательство о туризме Республики Беларусь. Согласно статье 13 Участники туристической деятельности имеют право на:
-защиту своих прав как потребителей туристических услуг.
-обеспечение субъектом туристической деятельности безопасности оказываемых туристических услуг.
-неразглашение сведений о себе, полученных исполнителем договора оказания туристических услуг, договора оказания экскурсионных услуг, и стране (месте) временного пребывания туриста, экскурсанта и т.д.
К туристическим услугам можно отнести: перемещение туристов из страны (места) постоянного жительства в страну (место) временного пребывания и обратно; их размещение; обеспечение питанием; удовлетворение культурных потребностей (экскурсии, посещение театров, музеев, памятников истории и культуры и др.); удовлетворение деловых и научных интересов (участие в конгрессах, совещаниях, различных ярмарках, выставках и др.); информационные услуги, услуги связи, организационные услуги (страхование, оформление виз, предоставление гидов, переводчиков. Перечень услуг довольно-таки велик. В настоящее время достигает 90.[1]
Туристические услуги с учетом содержания туристической деятельности имеют свою специфику. Они, как правило, потребляются тогда, когда турист доставляется к месту их производства. Также оказываются не одной, а с различными организациями туристической сферы. Чаще еже всего разделены территориально: одни оказываются в стране пребывания, другие-во время путешествия, следовательно, третьи в стране временного пребывания. Комплекс отдельных услуг, оказание которых обеспечивает достижение туристом целей его путешествия, называется туристическим продуктом. Наиболее простой туристический продукт состоит из двух услуг, а именно: передвижения и проживания. Но, как правило, по желанию отдельных туристов включаются и многие другие услуги. Туристический продукт приобретает реальное выражение в виде туристического тура-комплекса различных видов услуг, объединенных конкретной целью путешествия. Данные услуги предоставляются в определенный срок по определенному маршруту, с заранее подготовленной программой. Так в программу тура включаются данные о (об): маршруте тура, его дате и времени, начале и окончании; порядок встречи и сопровождении туриста; транспортных средствах, осуществляющих перевозку туристов, объектах для размещения туристов, порядке обеспечения туристов питанием во время осуществления тура.[2] И это далеко не весь перечень оказываемых услуг. В настоящее время основным, скажем так массовым видом деятельности турфирм стало комплексное обслуживание в виде стандартного набора услуг. Так называемые пэкидж-туры. Но туристические организации могут организовывать и индивидуальные туры – эксклюзив туры с учетом пожеланий отдельных туристов.
Тур предполагает заранее укомплектованный пакет услуг. Турист, приобретая тур, заранее должен ознакомиться с услугами, которые будут ему оказаны, а уж потом оплачивать их. Насколько внимательно вы умеете читать в буквальном смысле этого слова зависит «качество» вашего отдыха. В частности в Республике Беларусь гарантом качества является сертификация как основной нормативно-правовой акт. Целями сертификации являются:обеспечение потребителя туристическими услугами надлежащего качества, обеспечение безопасности для жизни ,здоровья и наследственности человека при предоставлении туристических услуг, а также сохранности имущества; подтверждение соответствия туристических услуг и процессов их предоставления установленным требованиям. Требования, связанные с недостатками качества туристических услуг, предъявляются заказчиком исполнителю договора оказания туристических услуг в соответствии с законодательством.
В заключение хочу сказать, что в нашей стране безопасность и качество туристических услуг только стремятся к мировым стандартам. Очень многое изменилось и продолжает совершенствоваться. Особое место занимают туристические услуги, которые меняются динамично. Спектр услуг постоянно расширяется и как выразился министр спорта и туризма Олег Качан” время покажет, что мы сможем предложить, а предложить мы сможем многое.