Рынок труда – это рынок, на котором продается и покупается рабочая сила, в результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена на труд. Рыночный спрос на трудовые услуги – это сумма объёмов спроса на трудовые услуги со стороны всех отраслей при любой цене на эти услуги. Факторы, определяющие спрос на рабочую силу:
- Уровень цен на трудовые услуги
- Спрос на продукцию
- Цены и объёмы предлагаемых ресурсов-заменителей труда
- Технологические изменения, воздействующие на предельный продукт труда
Рыночное предложение услуг труда – это сумма объёмов предложений трудовых услуг всех работников, при каждой возможной цене на эти услуги
Факторы, определяющие предложение услуг:
- Численность и готовность работников продавать свой труд работодателям
- Уровень рождаемости, смертности и миграции
- Физическая способность быть работником
Функции рынка труда:
- Социальная
- Экономическая
- Стимулирующая
Рынок труда в сфере культуры имеет свои особенности.
В рамках культурной деятельности существует несколько сфер, в которых рыночный механизм имеет свою специфику. Можно выделить исполнительские искусства, конечный продукт которых не имеет вещной формы, неотделим от процесса производства и, соединяясь с условиями потребления, предстает в виде культурной услуги. Услуги нематериального характера предлагают на рынке культурных благ и такие организации культуры, как музеи, галереи, библиотеки, учреждения клубного типа и т.п. Присутствуют на рынке и продукты культуры, имеющие вещную форму, – произведения изобразительного искусства, иные художественные ценности, обладающие материальным носителем и т.п. Указанная специфика конечного продукта культуры определяет особенности факторных рынков в данной сфере.
Характер труда в культуре. Способности, знания и опыт создателей культурных ценностей и непосредственно связанные с ними профессиональный уровень, традиции и «лицо» коллективов – главный ресурс отрасли, где ведущую роль в процессе производства и предоставления услуг играет живой творческий труд. При этом характер труда в организациях исполнительских искусств, музеях, библиотеках, клубах, парках и других организациях культуры определяется свойствами продукта и процессом его производства, который включает:
- создание, сохранение и пополнение материальных и нематериальных фондов: репертуара театральных, концертных и цирковых коллективов, библиотечных и музейных фондов, кружков учреждений клубного типа, досуговых объектов, аттракционов, многолетних насаждений парков;
- подготовку новых продуктов: театральных постановок, концертных и цирковых программ и номеров, постоянных музейных экспозиций и временных выставок, мероприятий парков и учреждений клубного типа;
- оказание культурных услуг потребителям.
Продукты культуры, как правило, не имеют вещной формы и могут потребляться только в форме услуги, полезные свойства которой проявляются в виде целесообразной деятельности, направленной непосредственно на человека. Посетители театров, концертных организаций, цирков, музеев, парков, пользователи библиотек, участники кружков являются объектом трудового воздействия (предметом труда) и в едином процессе производства и потребления услуг выступают активными действующими лицами.
Эта особенность обуславливает ведущую роль живого труда в организациях культуры. Здесь средства труда являются лишь необходимыми вспомогательными элементами в процессе производства. Прежде всего это относится к исполнительским искусствам, где даже материальное оформление постановок, программ и номеров, которое непосредственно служит созданию художественного образа, играет лишь дополняющую роль к живому труду исполнителей.
При этом уровень технической оснащенности организаций культуры растет. В большей степени это касается шоу-бизнеса, высокая прибыльность которого позволяет тратить большие средства на декорации, оборудование и спецэффекты, а также - библиотечного дела, автоматизация которого с 1992 г. становится все более приоритетным направлением культурной политики государства. Тем не менее высокая доля затрат на живой труд в организациях культуры сохраняется и сейчас. Следствием этого является низкий уровень материальных текущих затрат, технической оснащенности и фондовооруженности труда в организациях культуры по сравнению с материальным производством, отсутствие влияния данных показателей на производительность. Поэтому конкуренция между трудом и средствами труда здесь ограничена, а между творческим трудом и средствами труда практически отсутствует.
Для культуры, как и для других отраслей социальной сферы, характерна ведущая роль творческого труда в достижении конечного эффекта. Его результаты достигаются ценой переработки и осмысления всего накопленного опыта в различных сферах художественной и научной деятельности. При этом «основными критериями оценки результатов всех разновидностей творческого труда являются новизна, оригинальность, самобытность, т. е. различные Формы преодоления уже достигнутого уровня художественных ценностей и научных представлений, ломки традиций, устоявшихся приемов и догм». Говоря о творческом характере труда, мы имеем в виду главным образом труд художественного и артистического персонала в организациях исполнительских искусств, научных сотрудников в музеях и библиотеках, специалистов в клубах, связанных с художественными и научными видами деятельности.
В творческой деятельности всегда есть элемент неопределенности, непредсказуемости. Ее результаты не всегда материализуются в законченный художественный продукт и получают признание потребителей. Но и такие результаты являются позитивными в той мере, в какой они могут стать элементами культуры и использоваться в настоящем или будущем. Признавая за творцом право на неудачу, общество априорно признает самоценность творческого поиска, экспериментальных работ, не получающих в большинстве случаев ни общественного признания, ни денежной оценки.
Признание творчества внутренне присущей чертой производства культурных благ не означает, что трудовая деятельность представляет здесь непрерывный творческий процесс. На разных его стадиях и в различных функциональных службах организаций культуры определенный удельный вес занимает нетворческая работа. И это касается не только работников сквозных профессий, но и специалистов. Так, например, работа библиотекаря, который выдает книги и делает записи в читательских формулярах, в большей степени носит технический характер. Наряду с этим в крупных библиотеках, выполняющих методические функции, ведутся книговедческие исследования, совершенствуются системы классификации научных знаний, осуществляется издательская деятельность, создаются сложные компьютерные системы, ведутся поиски информации в Интернете. Достаточно технической, рутинной работы и у творческих работников.
Непосредственными потребителями и покупателями товара «рабочая сила» являются организации культуры. Для них носители этой рабочей силы обладают текущей и перспективной полезностью. Во-первых, работники способны создавать или участвовать в создании новых продуктов и оказании культурных услуг потребителям, тем самым прямым образом влияя на доходы своих коллективов. Во-вторых, специалисты, работающие в сфере культуры, обладают способностью поддерживать и развивать творческие традиции коллективов, поднимать их профессиональный уровень на новую высоту, т.е. воспроизводить нематериальные элементы средств труда. Деятельность, обусловленная такой способностью, направлена на коллектив, а опосредованно, с лагом во времени, – и на потребителей культурных благ. Можно сказать поэтому, что труд артистов и режиссеров, научных сотрудников и экскурсоводов, специалистов культурно – досуговой деятельности, библиотечных и других работников не только прямым, но и косвенным образом влияет на доходы организаций культуры. Однако эта способность рабочей силы обеспечивает лишь перспективные успехи коллективов, требуя определенного времени для ее реальной отдачи.
В рамках культурной деятельности существует несколько сфер, в которых рыночный механизм имеет свою специфику. Можно выделить исполнительские искусства, конечный продукт которых не имеет вещной формы, неотделим от процесса производства и, соединяясь с условиями потребления, предстает в виде культурной услуги. Услуги нематериального характера предлагают на рынке культурных благ и такие организации культуры, как музеи, галереи, библиотеки, учреждения клубного типа и т.п. Присутствуют на рынке и продукты культуры, имеющие вещную форму, – произведения изобразительного искусства, иные художественные ценности, обладающие материальным носителем и т.п. Указанная специфика конечного продукта культуры определяет особенности факторных рынков в данной сфере.
In this work we consider such things as: the labor market, especially in the area of art. As well as the basic features of supply and demand in the labor market in the field of art.
Е.О. Жук, С.Г. Фаддеева