Актуальность исследования определяется тем, что транспорт – это одна из важнейших отраслей народного хозяйства, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь таких еѐ элементов как промышленность, сельское хозяйство, строительство и торговля, играет значимую роль в обеспечении роста общественного производства и национального дохода. Объектом исследования является социально-экономическая жизнь БССР с осени 1943 по 1991 г. включительно, предметом – партийно-государственная политика по отношению к транспорту БССР, его МТБ, осуществление перевозок, подготовка кадров, организация, стимулирование и условия труда, социальная сфера на транспорте.
Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, технических устройств и сооружений, напрямую влияет на функционирование всех предприятий, удовлетворяет потребности общества в перемещениях грузов и пассажиров, является основой географического разделения труда, объѐм и структура перевозок определяет уровень и структуру экономики в целом. Транспорт, представляя собой обслуживающую отрасль, потребляет ряд товаров и услуг, выступает в роли работодателя, влияет на формирование и потребление запасов продукции, воздействует на экономические связи, экономит время, повышает производительность труда, в целом способствует прогрессивному развитию общества.
Использование и пополнение заложенного ранее транспортного потенциала содействует сегодня участию Республики Беларусь в таких важных проектах как Евразийский экономический союз. Именно единая транспортная сеть, сформированная в советское время, стала одним из главных факторов повышения темпов интеграции, укрепления связей между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Казахстаном. Сохранение и укрепление полученного в наследство от БССР транспортного потенциала позволяет сегодня отстаивать нашу экономическую безопасность и укреплять суверенитет.
В истории изучение функционирования транспортных подразделений, руководства и контроля по отношению к ним позволяет показать различные аспекты социально-экономического развития белорусского общества. Важным является выявление зависимости изменений в работе транспортных ведомств и органов управления от происходивших в СССР и БССР общественно-политических и социально-экономических процессов. Тем не менее, внимание отечественных исследователей привлекал к себе в основном только железнодорожный транспорт, в то время как большие объѐмы грузовых перевозок приходились на автотранспорт общего пользования, речной транспорт и трубопроводы, пассажирских – на городской электротранспорт, автотранспорт общего пользования и воздушный транспорт. Без их изучения невозможно представить развитие транспорта в целом, выявить особенности в политике, проводившейся в отношении его отдельных видов. Ранее не затрагивалась работа в отношении транспорта местных органов власти, органов контроля, от которых в конечном итоге зависела эффективная реализация принимавшихся высшими органами власти решений. Требует особого отношения к себе изучение социальной сферы транспортных предприятий, так как она брала на себя часть социальной нагрузки, выпадавшей на государство, содействовала закреплению кадров и повышению производительности их труда.
Тимофеев Ростислав Владимирович