Категории

Сущность внешнеторговой политики и ее механизмы ее регулирования

35 минут на чтение

В условиях научно-технической революции для эконо­мического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда Наглядным примером этого являются процессы, проис­ходящие на Западе, где промышленно развитые страны со­знательно идут на стирание экономических, а часто и по­литических границ, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, форми­рование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п. с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и науч­но-технической кооперации. Решение этих задач тесно свя­зано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.

Внешнеторговая политика определяется во «Внешнеэкономическом толковом словаре» как составная часть внешнеэкономической политики государства, направленная на регулирование  его внешней торговли. Некоторые ученые (В.Ю. Пресняков, Л.В. Сабельников, И.П.  Фаминский) под внешнеторговой политикой понимают деятельность государства, направленную на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами.  В западной экономической литературе и у некоторых отечественных экономистов (А.В. Данильцев) употребляется понятие «торговая политика» (trade  policy), которая определяется как политика в области регулирования доступа на внутренний рынок иностранных товаров, т.е. результатов производственной деятельности, а также обеспечение доступа товаров данной страны на зарубежные рынки. Таким образом, одни ученые делают акцент на значимости государственного регулирования внешнеторговых отношений, тогда как другие экономисты  – межгосударственного регулирования. В связи с этим существуют два основных направления политики  в области регулирования международной торговли – внешнеторговая политика и международная торговая политики. Внешнеторговая политика государства затрагивает в основном две области международных экономических отношений любой страны: торговлю товарами и торговлю услугами.

С точки зрения методологии формирования внешнеторговой политики страны можно выделить следующие структурные элементы:

  1. теоретическую основу формирования торговой политики;
  2. методы и инструменты торговой политики;
  3. реализацию торговой политики – торговые режимы;
  4. правовую основу (международно-правовые нормы, национальное законодательство, а также характер взаимодействия международно-правовых норм и национального законодательства);
  5. институциональную основу (международные  организации и международные институты, национальные государственные органы).

Внешнеторговая политика страны с малой экономикой состоит из 3 структурных элементов: государственной поддержки внешней торговли, развития и улучшения  внешнеторговой инфраструктуры и защиты  национальных

экономических интересов на двусторонней, региональной и многосторонней

основе. Государственная поддержка внешней торговли осуществляется с помощью методов и инструментов, а также мероприятий государства по стимулированию национальных экспортеров и защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции для обеспечения экономических и стратегических интересов страны. Данная  поддержка проявляется в рамках программ экспорторасширения и импортозамещения, а также мероприятий государства по участию в международных выставках-ярмарках, торговых миссиях, рекламных и РR-компаниях, информационного обеспечения и консультирования по возможностям доступа и перспективам развития зарубежных рынков, содействия в установлении контактов с зарубежными партнерами и т.д. Внешнеторговая инфраструктура содействует увеличению объемов внешней торговли страны,  диверсификации структуры экспорта-импорта  товаров, а также ее внешнеторговых партнеров и включает в себя базовые коммуникационные услуги (связь, транспортные перевозки, складское хозяйство, информационные агентства, товаропроводящую сеть, филиалы финансово-кредитных учреждений и т.д.). Защита национальных экономических интересов как третий элемент  внешнеторговой политики государства связана  с деятельностью правительства по установлению торгово-экономических отношений на двусторонней основе, противодействия

ограничениям, налагаемым на доступ национальных товаров на внешние рынки как самостоятельно, так и при помощи региональных  и международных торгово-экономических организаций (ВТО).

Как известно из экономической истории, в различные периоды своего развития отдельные государства проводили ту внешнеторговую политику, которая на данном этапе в наибольшей степени соответствовала конкретной ситуации, существовавшей в данной стране. Первые попытки созда­ния стройной концепции в области экономического разви­тия государства и его внешнеторговой, политики имели место в период ликвидации феодальной раздробленности в Европе, создания централизованного государства и образо­вания национального рынка.

Учитывая тот факт, что основой экономики феодально­го общества был купеческий капитал, для которого синони­мом богатства являлись деньги, была сформулирована и со­ответствующая политика, получившая название мерканти­лизма. Ее сторонники исходили из того, что  богатство государства, которое они отождествлял и с денежным капи­талом, зависит от максимально возможного накопления денег (золота и серебра). Поэтому, считали они, внешняя торговля должна быть ориентирована на накопление дра­гоценных металлов путем проведения политики ограниче­ния импорта и расширения экспорта с помощью вмешатель­ства государства и его контроля за состоянием внешней торговли. Основным средством ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок были таможенные пошлины Одновременно в колонии могли ввозиться товары только из метрополии. На пути поставок из других стран возво­дились ограничительные, а часто и просто запретительные барьеры.

По мере развития производительных сил и перехода к мануфактурному, а затем и капиталистическому способ производства политика меркантилизма постепенно трансформировалась в политику протекционизма, задачей которой было уже не накопление денег государством, а покровитель­ство национальной экономике. В основу протекционистской политики было положено стремление защитить внутреннюю экономику с помощью таможенных пошлин и количествен­ного ограничения импорта, а иногда и экспорта. Протекционизм (protectionism) – это экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции; реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. В Словаре современной экономической теории Макмиллана протекционизм определяется как «меры по защите внутренней экономики с помощью тарифов, квот и других ограничений. Данные меры обычно связаны с издержками, возникающими в защищаемой экономике и принимающими форму как нерационального использования ресурсов в производстве, так и искажения структуры потребления. Согласно Большому экономическому словарю, «протекционизм  –  это экономическая политика государства, направленная на поощрение развития национальной экономики и защиты ее от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары, ограничения или полного запрещения ввоза отдельных товаров, а также с помощью других мер». Авторы словаря современных экономических и правовых терминов трактуют протекционизм следующим образом: «Протекционизм (англ. рrotectionism)  –  экономическая политика государства, имеющая целью оградить национальное хозяйство от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые товары, ограничений или полного запрещения ввоза определенных товаров». Экономическая энциклопедия определяет протекционизм как «экономическую политику государства, направленную на поощрение собственных товаропроизводителей, защиту их интересов от иностранной конкуренции на внутреннем и внешнем рынках».  Данильцев А.В. трактует протекционизм более широко, как политику использования ограничений, направленную на затруднение доступа иностранных товаров, услуг, капитала, рабочей силы на внутренний рынок с целью ослабления на нем иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил.

По мере развития капиталистического способа произ­водства политика протекционизма вступала во все большее противоречие с интересами капиталистического производи­теля, стремившегося к экспансии и захвату новых рынков сбыта. Особенно остро эта проблема встала после промыш­ленного переворота в Англии. Применение первых машин привело к сокращению издержек и увеличению объема про­изводства. Однако на пути реализации резко возросших объемов значительно более дешевых товаров стояли создан­ные политикой протекционизма препятствия, приведшие на практике к разделению мировой торговли на сектора, объ­единявшие метрополии и связанные с ними колониальные страны.

Эти объективные потребности развития  капиталисти­ческого способа производства привели к возникновению новой концепции, так называемой теории "свободы тор­говли"   классиков   английской   политической   экономии А.Смита и Д. Рикардо. Главная идея их учения состояла в том, что наибольшую выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда на основе издержек производства или, как они выражались, затрат труда (абсолютных — по А. Смиту и относительных — по Д. Рикардо). В дальнейшем взгляды Д. Рикардо были разви­ты шведскими учеными Э. Хекшером и Б. Олиным, сфор­мулировавшими так называемую теорию факторов произ­водства, а также целым рядом других ученых — сторонни­ков неолиберальной школы. [24, с.47].

Согласно Большому энциклопедическому словарю, «свобода торговли (freetrade)  –  это направление в экономической теории и практике, основные принципы которого  –  требование свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность».  В Словаре современной экономической теории Макмиллана сказано следующее: «свободная торговля  –  это политика невмешательства государства в международную торговлю, при которой  торговля осуществляется в соответствии с международным разделением труда и теорией сравнительного преимущества. Такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и максимизации мирового дохода». Авторы Большого экономического словаря определяют свободу торговли как «отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле с отдельными лицами и фирмами разных стран».  Политика свободной торговли в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами о предоставлении максимальной свободы своим хозяйствующим субъектам.  Политика свободы торговли направлена на создание условий, способствующих развитию международного обмена товарами, услугами и факторами производства, и проводится как часть общей политики формирования и развития открытой экономики и мер по расширению доступа отечественных товаров на зарубежные рынки в рамках многосторонних или двусторонних усилий по либерализации  международной торговли.

Суть взглядов сторонников ''свободной торговли" прямо противоречила взглядам меркантилистов и представителей протекционизма, так как либералы рекомендовали государ­ству максимально ограничить вмешательство в экономику, в том числе и во внешнюю торговлю. Оно допускалось лишь в редких случаях: обеспечение безопасности и укреп­ление обороноспособности страны или для нейтрализации государственной поддержки экспорта, осуществляемой дру­гим государством.

В торгово-политической практике широко используют­ся оба направления внешнеэкономической политики — как протекционизм, так и свобода торговли. При этом в "чис­том виде" они практически никогда не используются. Тем не менее, можно весьма грубо сформулировать причины, оп­ределяющие позицию государства в проведении той или иной политики, т. е. влияющие на решение вопроса: "про­текционизм или свобода торговли?"

Политика протекционизма проводилась государством в те периоды, когда внутренняя экономика данной страны или ее отдельные отрасли были не достаточно конкуренто­способны на мировом рынке, а поэтому нуждались в помо­щи государства, которое и создавало систему защиты сла­бых отраслей, используя для этого определенный набор торгово-политических средств.

Напротив, когда экономика одной из стран вырывалась вперед в своем развитии по сравнению с другими государ­ствами, ее представители выступали с требованием устра­нить препятствия на пути движения товаров, и в первую оче­редь, таможенные пошлины и количественные ограничения, т. е. выступали под лозунгом свободы торговли.

До последнего времени основным направлением внешнеэкономической политики был протекционизм. Свободная торговля явля­лась всего лишь отдельным эпизодом, исключением на фоне протекционизма.

Образование крупных монополистических объединений (концернов, трестов и т.д.) привело к серьезным изменени­ям в политике протекционизма, выразившимся в появлении нового его направления, так называемого сверхпротекцио­низма. Его отличие от протекционизма свободной конкуренции состоит в том, что если на домонополистической стадии протекционизм, как правило, был направлен на за­щиту от иностранной конкуренции наиболее слабых, не­конкурентоспособных отраслей экономики, то монополис­тический сверхпротекционизм стал защищать как раз наи­более развитые, мощные, наиболее монополизированные отрасли. Цель такого рода политики состояла в том, чтобы находящиеся под усиленной защитой сектора экономики имели возможность за счет высокого уровня цен получать на внутреннем рынке монопольно высокую прибыль, опи­раясь на которую вести наступление (с помощью низких цен) на мировом рынке с целью вытеснения конкурентов. В связи с этим, такого рода политика получила также назва­ние наступательного, или агрессивного, сверхпротекци­онизма [6, c.11].

Во внешнеэкономической политике переплетаются ин­тересы различных монополий, финансовых, торговых, про­фессиональных и других групп. Поэтому современная внешнеэкономическая политика — это сложная система, формирующаяся под влиянием национальных, экономичес­ких и политических факторов, под воздействием процессов, происходящих во всей системе международных экономи­ческих отношений, в первую очередь, научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хо­зяйств отдельных государств. Объективные требования ин­тернационализации экономики имели следствием проходя­щие сейчас в мире интеграционные процессы, оказываю­щие огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В результате деятельности ин­теграционных группировок происходит формирование еди­ной для них системы регулирования внешнеэкономических связей, получившей название коллективного протекцио­низма. Характерной для него является более или менее пол­ная либерализация взаимной торговли (свобода торговли) при одновременном проведении согласованной единой про­текционистской политики. В отношении не участвующих стран наиболее характерным примером этого является Европейский Союз. В формировании внешнеэкономической политики активное участие принимает государство, монополистические группировки и созданные ими различные ассоциации, объ­единения, комитеты и т.п. В большинстве, стран сущест­вуют крупные объединения национального капитала: наци­ональные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеэкономической политики страны. Учитывая имеющиеся между представителями различных групп предпринимате­лей  противоречия, конкретная политика регулирования внешнеэкономического оборота является как бы равнодей­ствующей различных тенденций. В ней находят также отра­жение как компромиссы между интересами национально обособленных капиталов, выражающих стремление обеспе­чить надежную защиту от иностранной конкуренции, так и объективные потребности обеспечения международного об­щения в условиях повышения степени интернационализа­ции производства и капитала. 

Современная внешнеэкономическая политика осущест­вляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеэкономические связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновре­менно с помощью экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых орга­низации, экспортных премий товарного и валютного демпин­га, условно беспошлинного ввоза и вывоза, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет также вывоз капитала.

В сложном комплексе торгово-политических методов в последние годы просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помощью средств, оказывающих воздействие на функцио­нирование внутренней экономики. Внутренние экономичес­кие и административные рычаги используются все более широко в целях регулирования ввоза и вывоза и, таким обра­зом, дополняют традиционные методы пограничного кон­троля. Филиалы и дочерние фирмы ТНК, крупные компа­нии и их отделения связаны между собой системой согла­шений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заклю­чаются на межфирменном уровне и сведения о них, как пра­вило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и "не возводят торгово-политических барьеров, упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обыч­ных торгово-политических барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из спе­цифических черт современной внешнеэкономической поли­тики, получил название ограничительной практики монополий [6].

Следует отметить особое направление внешнеэкономической полити­ки, которая проводилась весь период существования Советского Союза, а после окончания Второй мировой войны и до конца 80-х годов и так называемыми социалистическими странами. Речь идет о политике моно­полии внешней торговли, которая подразумевала исклю­чительное право государства на осуществление внешнеэко­номических связей страны.

Введение монополии внешней торговли обусловлива­лось плановым характером экономики советского государ­ства и преследовало две цели: во-первых, защиту народного хозяйства от давления из-за границы и, во вторых, обеспе­чение аккумуляции доходов от товарного обмена с зарубеж­ными контрагентами в государственном бюджете с целью их использования в соответствии с нуждами и интересами народного хозяйства. На практике это означало, что все внешнеторговые сделки должны были осуществляться от лица государства специально на то уполномоченными орга­нами в соответствии с государственным планом.

Итогом этого  был   полный отрыв монопольных производителей внутри страны от внешнего рынка, что не могло не стать тормозом на пути перевода экономики на интенсивные методы развития, ши­рокого использования достижений научно-технического прогресса. Внутренний производитель не только был ото­рван от мирового рынка и в результате не мог соотносить свои затраты с мировыми, он был попросту не заинтересо­ван в изготовлении продукции на экспорт, а также в рацио­нальном использовании импортных товаров, в том числе и ввезенного из-за границы оборудования.

Первые шаги по реформе внешнеэкономических связей, предпринятые в 1986 г., формально были направлены на восстановление разорванной цепочки: "производитель — мировой рынок — производитель". Однако они были непос­ледовательны, ибо в соответствии с Постановлением Совета Министров от 19 августа 1996 год "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" предпринимались на ос­нове сохранения монополии на внешнеэкономические связи. Примерно в том же направлении действовали и пос­ледующие постановления в этой области, хотя они (под контролем государства) допускали все большее число пред­приятий на внешний рынок. Контроль государства в данном случае заключался в выдаче разрешений на ведение внеш­неэкономической деятельности Министерством внешнеэко­номических связей. Лишь начиная с 1991года после обретения нашей страной суверенитета и государственной независимости рядом законов  и постановлений парламента были разрешены все формы внешнеэкономической деятельности для всех юридических лиц.

Роль государства во внешней торговле может быть разноплановой.

1. Государство устанавливает монополии внешней торговли, что, например, было сделано постановлением СНК от 25 апреля 1918 г., в результате чего в конце 70-х годы в CCCР на МВЭС приходилось 90 % внешней торговли этой страны, что осуществлялось при помощи 47 внешнеторговых объединений [30]. Такая форма участия государства во внешней торговле крайне не эф­фективна и может быть в очень ограниченном круге стран: в Северной Корее, на Кубе и ряде других стран с тотали­тарным политическим режимом.

2. Участие государства во внешней торговле через фирмы, в которых оно имеет контрольный пакет акций или достаточно большую долю.    

3. Стимулирование экспорта из страны — характерно и для  промышленно развитых стран и для развивающихся стран.

Рассмотрим более подробно формы и методы стимулирования экспорта. К ним относят:

Субсидирование экспорта.

1. Прямое субсидирование экспорта — наиболее агрессивная форма поддержки экспорта, которая выражается обычно в вып­лате экспортерам премий, равных разнице между высокими внутренними ценами и ценами мирового рынка. Эта форма пра­ктикуется в отношении отраслей, себестоимость продукции ко­торых довольно высока, а субсидии помогают им значительно снизить цену товара, иногда даже ниже себестоимости, что зна­чительно повышает их конкурентоспособность на мировом рын­ке. В мировой практике прямое государственное субсидирова­ние рассматривается как одна из недобросовестных форм кон­курентной борьбы и жестко регулируется нормами ГАТТ/ВТО [36, с. 71].

2. Субсидирование НИОКР в экспортоориентированных от­раслях — наиболее перспективное и справедливое направле­ние государственной поддержки.

3. Субсидирование малых и средних фирм с целью расши­рения их деятельности.

4. Льготы для экспортеров в вопросах косвенного обложе­ния, льготы по уплате налогов с доходов на экспорт.

5. Скрытые формы субсидирования экспорта:

а) беспошлинный ввоз сырья для экспортного производ­ства;

б) скидки с транспортных тарифов.

Государственное кредитование и оказание помощи.

 1. Оказание помощи промышленно развитыми странами развивающимся, 75 % которой ежегодно идет на финансирова­ние экспортных поставок из государства-донора. За счет всех видов помощи развивающимся странам промышленно разви­тые государства финансируют до 10 % своего экспорта в эти страны [29,c.364].

2. Предоставление "связанных" кредитов — товарных кредитов, реальных финансовых активов, которые оста­ются в стране-кредиторе и могут быть истрачены заемщи­ком только на закупку товаров в этой стране [20, с. 34].

3. Кредитование государством экспортеров на ряду с коммерческими банками, однако у государства сроки кре­дитования больше, а процентная ставка ниже. Льготное кредитование характерно для большинства стран, в некоторых из них государство кредитовало до 1/3 всего экспорта;

4. Кредитование государством экспорта совместно с бан­ком, когда государство может рефинансировать часть креди­тов экспортера, полученных им у коммерческих банков, субси­дировать разницу между льготными процентными ставками и текущей ставкой по кредитам в коммерческих банках, что ак­тивно практикуется в Англии.

Страхование государством разного рода рисков фирм, связанных с экспортом — одна из наиболее распространен­ных форм поддержки экспортеров государством.      

1. Страхование большей части политических рисков на 100 %, а экономических на 70 — 80 %: Эту операцию государ­ство осуществляет, как правило, через экспор­тно-импортный банк по низким ставкам— обычно 1 % от суммы сделки [36, с. 67];

2. Выдача гарантий государством коммерческим банкам под кредиты, выдаваемые экспортерам. Заключение соглашений и договоров с другими государствами для создания благоприятных условий для деятель­ности национальных экспортеров, инвесторов.

Организационная поддержка экспортеров. Так, в Япо­нии в 1951 году была создана фирма "Джетро" (Japan Export Trade Organization) с капиталом 2 млрд йен, поступившими из госбюджета с целью финансирования сбора и обработки ин­формации о внешних рынках для японских экспортеров, орга­низации их контактов с потенциальными партнерами за рубежом, проведения там рекламной компании японских товаров "Джетро". Она имеет свои филиалы более чем в 60 странах. В Великобритании ежегодно на оказание информационных услуг семи тысячам экспортеров выделяется около 40 — 50 млн. ф. ст [15;c.368].

Поддержание конкурентоспособности отечественных экспортеров. Все вышеперечисленные формы форсирования экспорта с той или иной степенью уверенности можно было бы отнести к этому пункту, однако выделим еще несколько средств.

1. Создание крупных фирм для завоевания ими позиций на мировом рынке, а также смягчение в отношении их антимоно­польного законодательства.

2. Проведение, насколько это возможно, политики дешевой национальной валюты, что должно способствовать экспорту из страны.

Как можно было заметить, расходы государства на различ­ные формы форсирования экспорта очень велики, однако они окупятся сторицей ростом доходов фирм, их работников, уве­личением поступлений в виде налогов, ростом производства и занятости, а в целом все это способствует росту экономическо­го потенциала страны.

Ограничения, заложенные в механизме платежей.

1. Импортные депозиты — определенное соотношение к сумме контрактной стоимости импорта, установленное прави­тельством, принимающее форму денежного залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой товара за рубежом.

2. Валютные ограничения:

1) существование нескольких валютных курсов;

2) продажа валюты под строго ограниченный список това­ров, как это происходит в Беларуси, когда просто нельзя ку­пить валюту под другие программы;

3) обязательная продажа всей валютной выручки или ее части через биржу по официальному курсу, как правило, зани­женному, что равносильно введению дополнительного налога;

4) другие виды валютных ограничений, которые тормозят товарообмен между странами.

3. Регулирование ввоза и вывоза капиталов. Например, го­сударство требует возврата капитала от реализации товара за рубежом в строго определенный срок либо затрудняет перевод прибылей за рубеж от реализации импорта в стране.

Из всего вышесказанного следует, что арсенал мер скрытого протекционизма в руках государства очень широк и многообразен, что позволяет государству при необходимости прибегая к ним защищать эффективно собственного производителя от конкуренции иностранных товаров.

 

 

1.2 Тарифные и нетарифные методы регулирования

 

 

Государства, проводя определённую внешнеэкономическую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой – либо продукции вообще или в отношении определенной страны.

Суть национальной торговой политики составляет политика протекционизма, проводимая во имя защиты своих товаропроизводителей от иностранных конкурентов. Политика протекционизма проводится главным образом двумя путями: через таможенный тариф и нетарифные ограничения.

Оба пути широко практикуются во всем мире.

Основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также устанавливающим правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещение через таможенную границу является Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. «О таможенном тарифе» с изменениями от 16 июля 2008 г.

Соглашением о Таможенном союзе между Россией, Беларусью, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном установлено единое таможенное пространство. Таможенный союз основан на признании международных норм и ориентируются на принципы ВТО. В рамках союза отменны таможенные пошлины, акцизы, квоты, лицензии, тарифные и количественные ограничения, касающиеся взаимной торговли. Достигнуто полное соответствие торговых режимов участников союза по отношению к третьим странам. Снят таможенный контроль на внутренних границах.

В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с другими странами. 6 октября 2007 года главами трех государств был подписан Договор «О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза», по истечению четырех лет переговоров, подготовки проекта и работой над унификацией законодательства, 1 июля 2011 г. создана единая таможенная территория, т.е таможенные органы прекратили контроль на внутренних границах Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. А уже с 1 января 2012 г. власти рассчитывают создать на территории Таможенного союза единое экономическое пространство. Среди положительных моментов вступления в Таможенный союз можно назвать отсутствие внутренних торговых барьеров между странами вследствие унификации технических регламентов, что позволит упростить доступ белорусских товаров на российский рынок (на который в 2009 г. приходилось 45 % белорусского экспорта) и избежать так называемых «торговый войн», имевших место между двумя странами в последние годы. Таможенный союз может стать воротами на рынки других стран. Ранее белорусский рынок в 10 млн. чел. не являлся привлекательным с точки зрения торговли для других государств, в то время как емкость рынка Таможенного союза оценивается уже в 170 млн. чел., что является более привлекательным для внешнеторговых партнеров. Об этом свидетельствует, в частности, стремление ряда государств заключить соглашения о зоне свободной торговли с Таможенным союзом. 

Таможенный тариф представляет собой систематизированный, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам при перемещении через таможенную границу.

Таможенный тариф включает тысячи торговых наименований, постоянно видоизменяется и отличается друг от друга числом облагаемых товаров и детализацией своих позиций. Пошлина вводится с целью получить доход либо для защиты своих производителей. Пошлины ставят иностранного производителя в заведомо невыгодное положение при торговле на внутреннем рынке данной страны. Различают:

фискальные пошлины, которые применяются в отношении товаров, не производимых у себя (например, в США это кофе, олово, бананы и т.д.). Ставки фискальных пошлин невелики. Их основная цель – наполнить государственный бюджет налоговыми поступлениями;

протекционистские пошлины, которые предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции.

И те, и другие пошлины взыскивают при выпуске товаров на внутренний рынок данной страны через ее таможню.

Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза в рамках их официальных государственных границ, включая акваторию – территориальные воды – морей и океанов (если есть). Однако на территории свободных экономических зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режимом, изданным на территории государства, действие таможенного тарифа может быть ограничено.

Основными целями применения таможенного тарифа являются:

-       рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;

-       поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;

-       защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

-       создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;

-       пополнение доходов государства;

-       обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам на рынки других стран.

Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» в соответствии с мировой практикой предусмотрено применение трех основных видов пошлин: адвалорных, специфических и комбинированных. Адвалорные пошлины начисляются в %х к таможенной стоимости облагаемых товаров. Специфические пошлины начисляются в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров. Комбинированные пошлины предполагают сочетание этих двух пошлин.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Совет Министров Республики Беларусь может устанавливать сезонные пошлины. Срок их действия не может превышать шести месяцев в году.

В целях защиты экономических интересов Республики Беларусь к ввозимым товарам могут применяться и особые виды таможенных пошлин:

  • специальные пошлины на ввозимые товары в количестве и на условиях, причиняющих или угрожающих причинить ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, или как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Республики Беларусь, со стороны других государств или их союзов;
  • антидемпинговые пошлина на ввозимые товары по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь;
  • компенсационные пошлины на ввозимые товары, при производстве или ввозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Применению особых видов таможенных пошлин предшествует расследование, проводимые в соответствии с законодательством Республики Беларусь по инициативе органов государственного управления.

Взимание таможенных пошлин в Республике Беларусь осуществляется по единым для всех участников ВЭД ставкам, утвержденным Советом Министров. Ставки таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения  товара. Так, в отношении товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь и происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми у Республики Беларусь существует режим наибольшего благоприятствования, применяются ставки таможенных пошлин, установленные таможенным тарифом.

В отношении ввозимых товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся преференциальным режимом в Республике Беларусь, применяются ставки в размере 75% базовой ставки таможенной пошлины. Товары, ввозимые в Республику Беларусь и происходящие из наименее развитых стран СНГ таможенной пошлиной не облагаются. Перечень стран, к которым применяется режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Тарифные преференции устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Товары, которые происходят из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми не предусмотрен режим наибольшего благоприятствования или страна происхождения не установлена, облагаются по ставкам, увеличенным в два раза.

Система импортных пошлин включает три уровня: сырье, материалы и комплектующие изделия; полуфабрикаты; готовые изделия. Самые низкие импортные пошлины установлены на сырье – 0,5% их таможенной стоимости, на полуфабрикаты – от 5 до 15%, на готовую продукцию – 15-30%.

Пошлинами облагается почти весь поток продуктов питания в Беларусь, ставки которых достаточно высоки, особенно по продуктам высокой степени переработки (до 20%), а также товарам массового потребления (одежда, меховые и кожаные изделия – до 30%). Отдельные виды импортных товаров полностью освобождаются от таможенного обложения – лекарственные препараты, медицинское оборудование и мебель, детское питание и машины для инвалидов.

Практика применения экспортных пошлин Беларуси имеет свою специфику. Ими облагается сравнительно небольшое количество экспортных товаров, включая некоторые виды топлива, нефть и нефтепродукты; минеральное сырье, рыба и рыбопродукты, черные и цветные металлы, химикаты, кожевенное сырье, авиатехника, отдельные виды вооружения и продовольствия и др.

Исходя, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что импортные тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны, ведут торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, сокращают занятость. Они перераспределяют доходы потребителей в пользу отечественных производителей зачастую неконкурентоспособной продукции и государственного бюджета. Но потребители теряют больше от введения импортных тарифов, чем получает государство и национальные производители вместе взятые. Чистые потери нации составляют производственный эффект – затраты ресурсов на производство худших отечественных товаров и потребительский эффект – потеря полезности, которую получили бы потребители, если бы они не отказались от дополнительного потребления импортных товаров, вследствие их удорожания после введения пошлин.

Однако разумная внешнеторговая политика, использующая таможенно – тарифные методы регулирования согласно рыночным принципам может: пополнять бюджет, поддерживать молодые наукоемкие отрасли, эффективно перераспределять доходы населения, способствовать постепенной трансформации социалистической экономики в рыночную и т. д.

Еще в первой трети прошлого столетия большинство развитых стран, проводя свою внешнеторговую политику, опирались на экономические инструменты регулирования: денежно – кредитные, финансовые, таможенно – тарифные средства, основными из которых были таможенные пошлины.

Однако в периоды экономических кризисов, подготовки к войне, в военные годы, в чрезвычайных ситуациях они оказались недостаточно эффективными для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, предотвращения вывоза из страны стратегических материалов, регулирования дефицита платежного баланса и т. д.

Таким образом, в начале 30–х годов прошлого столетия появились количественные ограничения экспорта – импорта – прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота как временное, 'чрезвычайное средство, которое представляет собой жёсткий инструмент нетарифного внешнеторгового регулирования. Несмотря на временный характер при их введении, а также запрет на их применение в XI ст. ГАТТ/ВТО, количественные ограничения прижились, хотя с начала 60–х годов развитые капиталистические страны периодически пытаются ограничить сферу их использования.

Так, в первой половине 70–х годов под их действие попадало 20 – 30% импорта сельскохозяйственных товаров в США, Японии, ЕЭС и от 10 до 15%  импорта промышленных изделий [63, c.219].

Относительная популярность количественных ограничений обусловлена несколькими факторами:

  • способом их установления и регулирования. Они не попадают, как правило, под действие международных договоров и соглашений, это довольно гибкий инструмент внешнеторговой политики государства. Его можно вводить, усиливать, уменьшать размер квоты, ужесточать процедуру выдачи лицензий и т. д., отменять, как правило, без оглядки на наднациональные международно– правовые акты, что нельзя сказать о таможенно – тарифных инструментах;
  • высокая эффективность количественных ограничений при достижении поставленных целей;
  • широкий спектр целей и задач, которые можно достичь при помощи количественных ограничений.

В современной внешнеторговой политике количественные ограничения применяются по двум основным направлениям: лицензирование и контингентирование.

Лицензирование – это официальное разрешение, выдаваемое, как правило, специальными уполномоченными государством ведомствами на осуществление ВЭД, а также на проведение внешнеторговых операций с определенными товарами.

Разовая лицензия – как правило, разрешение на экспорт – импорт товаров в течение определённого срока. Она является именной, т. е. выдается конкретной фирме, которая не может передать ее другой организации. В лицензии указываются важнейшие параметры внешнеторговой сделки:

Глобальная (открытая) лицензия – не содержит географических ограничений на внешнеторговые операции с товарами.

Автоматическая лицензия – это разрешение, получаемое фирмой автоматически после подачи заявки в специальное государственное ведомство. Очень похожа на генеральную лицензию, но формальности, связанные с получением лицензии, сильно сокращены, хотя действует правовой механизм, контролирующий внешнеторговые операции, что позволяет государству при необходимости ужесточить правовой режим.

Контингентирование (квотирование) – официально установленные государством ограничения в стоимостном или физическом (количественном) выражении, вводимые на импорт или/и экспорт определенных товаров на установленный период времени.

Существуют различные формы квотирования:

             - глобальные контингенты (квоты) устанавливают размер экспорта – импорта на определенный срок (как правило, 3 месяца/6 месяцев и т. д.), удельный вес стран в квоте не указывается, может указываться список стран, на которые распространяется данное ограничение, если оно не всеобщее, т. е. не распространяется на все страны;

  • индивидуальные контингента – самый распространенный метод контингентирования, который предусматривает разбивку общего объема экспорта – импорта, предусмотренного квотой по странам:

По направлению движения товаропотоков:

- экспортные

- импортные.

Относительно новым направлением использования количественных ограничений стало «добровольное» ограничение экспорта – это соглашение, навязанное экспортеру, под угрозой санкций предусматривающее принятие им на себя обязательства добровольно сократить экспорт определенных товаров в импортирующую страну. Эти ограничения появились в странах ЕЭС и Японии в форме квот на экспорт некоторых текстильных изделий, проката черных металлов, продукции легкой промышленности и т.д. Исторически первым было заявление правительства Японии в 1957 года о «добровольном» ограничении экспорта хлопчатобумажных изделий в США. С 1969 года на мировом рынке черных металлов почти 2/3 экспорта этой продукции было охвачено «добровольными» ограничениями. По статистике ЮНКТАД к концу 60–х годов такой формой протекционизма было охвачено 5% импорта промышленно развитых стран.

Меры так называемого «скрытого» или «косвенного» протекционизма, которые играют весьма существенную роль в торгово–политической борьбе, на поверхности не видны, действуют как бы из–за кулис, замаскировано. На первый взгляд, они затрагивают лишь внутренний товарооборот или просто регулируют правила изготовления, упаковки, маркировки товара и вроде бы не имеют никакого отношения к внешней торговле. И, тем не менее, их воздействие на внешнеторговый оборот весьма значительно. Это подтверждает хотя бы тот факт, что они занимают все большее место на переговорах в рамках ГАТТ/ВТО.

Рассмотрим основные меры скрытого протекционизма:

  • таможенно – административные: система организации таможенного контроля, включая процедуру таможенного досмотра, открытие новых контрольно– пропускных пунктов и т.п.; системы оценки таможенной стоимости – возможные проволочки, связанные с отклонением таможенными органами таможенной стоимости, указанной в сопроводительных документах; запутанная система заполнения таможенных документов, требующая больших сил, времени и специальной подготовки; коррумпированность работников таможенных органов, которые под различными предлогами вымогают взятки, не пропуская товар через границу. (Этот барьер не является инструментом государственной внешнеторговой политики, государство борется с ним, но, тем не менее, это серьезное препятствие на пути движения товарных потоков);
  • технические требования к ввозимой продукции: по технике безопасности, техническим и технологическим стандартам закрывают путь на внутренний рынок иностранной технике из развивающихся стран, которая не может соответствовать высоким нормам. Однако здесь важен принцип равенства в применении данных стандартов по отношению к национальным и иностранным производителям;
  • ограничения, заложенные в процедуре прохождения контроля качества товаров, их стандартизации (т. е. непризнание иностранных сертификатов качества) и т. д.;
  • нетарифные ограничения, базирующиеся на санитарно – гигиенических нормах, требованиях здравоохранения и мерах по охране окружающей среды. Так, например, в конце 1996 года Китай запретил импорт курятины из 10 штатов США в качестве карантинной меры, призванной не допустить распространения в КНР птичьего гриппа. Таким образом, под угрозой оказался американский экспорт в КНР с годовым оборотом до 500 млн. долл.;
  • требования к упаковке, маркировке товаров. Так, в США нарушение этих правил ведет к запрету ввоза товаров в страну или к их обложению дополнительной пошлиной в размере 10 % таможенной стоимости;
  • налоги и налоговая политика. Основной задачей налоговой политики является мобилизация государством финансовых ресурсов Одновременно налоги, воздействующие на цены, прибыли и доходы, широко применяются государством в качестве эффективного средства регулирования экономики, в том числе и внешней торговли.

Помимо защиты внутреннего рынка от импорта из–за рубежа помощью количественных и скрытых нетарифных методов торговой политики в практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров.

Приобретая разнообразные, зачастую весьма замысловатые формы и осуществляясь через весьма усложненные схемы, финансирование направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора – самих экспортеров и обслуживающих их банков.

Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредитования экспортно–импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала. Для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование, как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров, Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делятся на:

- прямые – непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Предметом прямого субсидирования с начала 60 – х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран – суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;

- косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и прочие.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.

Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

Внутренняя субсидия наиболее замаскированный и финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование импорта, которое было характерно для России и некоторых других стран c переходной экономикой в начале 90 – х годов. Необходимость субсидирования Импорта была вызвана, прежде всего, от директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. В результате завышенные валютные курсы резко упали, сделав импорт многих товаров, которые необходимы для поддержания экономического развития страны, невозможным, поскольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финансировать часть импорта за счет государственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам.

Импортные субсидии, ставным образом на разнице официального и рыночного валютных курсов, существовали в 1992 – 1993 годов Беларуси. На них тратилось около 3% ВНП.  Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

Экспортная субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Нередко субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

Экспортное кредитование  – метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:

- субсидированных кредитов национальным экспортерам – кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку % ниже рыночной;

- государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

- страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.

Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

Спорадический демпинг – эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма – либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.

Преднамеренный демпинг – временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

Постоянный демпинг – постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.

Обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.

Взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга. По американскому закону, например, демпингом считается продажа товаров на американский рынок по ценам «ниже справедливых», наносящая ущерб национальной промышленности. Разумеется, большие сложности возникают при определении справедливого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предполагаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определенного предшествующего периода в стране, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издержек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить односторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин.

Антидемпинговая пошлина – временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

B числе нетарифных средств регулирования международной торговли находятся правовые инструменты, которые в подробностях изучаются международным правом, но тесно связаны с международной экономикой.

На двусторонней основе торговые отношения между государствами регулируются с помощью торговых договоров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнителя и подлежат ратификации законодательной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5 – 10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.

Подводя итог проведенного исследования, можно отметить следующие результаты:

  1. определена сущность внешнеторговой политики, рассмотрены концептуальные подходы отечественных и зарубежных экономистов к определению, которое включает два основных направления политики  в области регулирования международной торговли – внешнеторговая политика государств и международная торговая политики, реализуемая ВТО.
  2. с точки зрения методологии формирования внешнеторговой политики страны выделены структурные элементы: теоретическая основа формирования торговой политики; методы и инструменты торговой политики; торговые режимы;
  3. определена сущность политики свободы торговли, которая направлена на создание условий, способствующих развитию международного обмена товарами, услугами и факторами производства, и проводится как часть общей политики формирования и развития открытой экономики и мер по расширению доступа отечественных товаров на зарубежные рынки в рамках многосторонних или двусторонних усилий по либерализации  международной торговли.
  4. рассмотрены подходы к определению понятия «протекционизм», который представляет собой политику использования ограничений, направленную на затруднение доступа иностранных товаров, услуг, капитала, рабочей силы на внутренний рынок с целью ослабления на нем иностранной конкуренции.
  5. структурирована роль государства во внешней торговли (формы и методы стимулирования экспорта, государственное кредитование и оказание помощи, страхование государством разного рода рисков фирм, ограничения, заложенные в механизме платежей).

Яковлева К.В.

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Основными целями государственного регулирования в сфере спортивного туризма Республики Беларусь являются: - обеспечение прав физических лиц на отдых, свободу передвижения и иных прав, реализуемых в сфере туризма; - формирование представления о Республике Белар...
Неотъемлемой частью социально-экономической политики государства является налоговая политика, которая развивается и меняется вместе с приоритетами страны. Успешное проведение государством в жизнь экономической и социальной политики напрямую зависит от объема н...
становление и формирование социальной политики как специфической деятельности государства было связано, во-первых, с ускоренным промышленным развитием стран Западной Европы, США и СССР в конце XIX – начале ХХ вв., во-вторых, со структурным оформлением политиче...