Категории

Сравнительная характеристика семьи в различные исторические периоды

5 минут на чтение

Научное изучение семьи имеет место с первой половины XIX в. Автор «Материнского права» Баховен проанализировал литературу древности и сделал вывод о том, что мифы отражают наличие матриархата до патриархата [1, с. 36]. Более подробно семью изучает Морган, который считается основателем науки о семье. В книге «Древнее общество» он предлагает научную теорию развития семьи, опровергает догматы божественного происхождения семьи и единобрачия как неизменной формы существования семьи. Морган отнёс семью к исторической категории и выделил несколько последовательно сменявших друг друга форм семейно-брачных отношений (от группового брака до моногамии), используя исторический метод [1, c. 38 – 39]. Но наука о семье становится отдельной дисциплиной с XX столетия. Многие учёные изучают феномен семьи. Дюркгейм формулирует закон «контракции» (сжатия) семьи от большого круга родственников ко всё более узкой группе до «супружеской семьи» (однако этот закон не носит всеобщего характера). Дюркгейм также говорит о том, что аномия (процесс, характеризующийся тем, что старые ценности разрушаются, а новые ещё не утвердились) несёт огромную опасность для семьи [1, c. 44]. Ф.Ле Пле предлагает типологию семей. Конт рассматривает семью как социологический элемент: общество образуется из совокупности семей; человечество прошло исторические фазы от семьи, племени, нации до государства; семья передаёт традиции предшествующих поколений, и, следовательно, обеспечивает социальный механизм прогресса. И многие другие учёные внесли свой вклад в изучение явления семьи.

Но, несомненно, в древности не было такого понятия как семья, или же оно присутствовало, но не в таком виде, как на сегодняшний день. По мнению большинства исследователей древности, досемейная эпоха характеризуется тем, что, выйдя из животного состояния, люди приняли стадный образ жизни, связанный с промискуитетом (неограниченными половыми связями). Следующий этап – переход к родовой организации. Морган связывал появление рода с экзогамией – запретом брака в пределах определённой группы. Социализирующую функцию в условиях группового брака выполняли старшие члены рода. То есть, ещё не было выделения социальных ролей матери, отца и других родственников. Высокая смертность регулировалась табу на прекращение беременности, а причиной раннего брака являлась низкая продолжительность жизни (20 – 25 лет) [1, c. 95 – 96]. Не было ни семейного хозяйства, ни семейного жилья. Род был материнским, и дети оставались в роду матери. Брачные группы были связаны ритуальными встречами, на которых, возможно, происходили какие-либо ритуальные танцы и т.д. Далее в связи с неолитической революцией увеличилась роль мужского труда и произошёл переход к патриархату. Первостепенную роль играет мужчина и счёт родства ведётся по отцовской линии. Жена теперь селится в общине мужа (патрилокальность) [2, с. 91]. В связи с появлением частной собственности и нравственным прогрессом происходит переход к моногамии, индивидуальной семье, единобрачию. И со временем биологическое родство начинает совпадать с социальным положением родителей по отношению к своим детям, то есть родителями называются кровные родители [2, с. 91]. Браки заключались общиной или родителями.

В доиндустриальную эпоху семья связана с экономикой. В данное время типичной является многодетная расширенная семья. Это объясняется тем, что много детей и, соответственно, много рук способствуют развитию и процветанию семейного труда, а, следовательно, семья становится богаче. Существует востребованность рабочих рук для проведения сельскохозяйственных работ, а также отсутствие системы социального обеспечения. Для семьи этого времени характерна традиционность, коллективизм, а также преобладание общественного над частным. Семейные интересы стоят превыше индивидуальных, характерна ограниченность свободного выбора (придерживались тезиса «быть тем, кем являются мои родители»), также характерна обязательность вступления в брак, часто по договору родителей. В данное время наблюдается классический патриархат, и соответственно, задачами женщины считаются деторождение и соблюдение порядка в доме. Гегель говорит о том, что идеальный вариант семьи – господство мужчины.

В индустриальную эпоху происходит движение к формированию автономной личности, независимой от семьи. Если в доиндустриальное время типичной была многодетная расширенная семья, то на данном этапе человек экономически и профессионально независим от семьи; он может выполнять профессиональные функции, строить карьеру и получать большую оплату за свой труд независимо от наличия или отсутствия семьи. Преобладает частная собственность, частные интересы и цели. Увеличивается число нуклеарных семей, пары живут отдельно от родственников. Характерен самостоятельный выбор партнёров для брака, а также самостоятельный выбор профессии, независимо от того, кем являются твои родители. На данном этапе появляется государственное обеспечение и т.д., то есть часть функций, которые ранее выполняла патриархальная семья, взяло на себя государство и индивид. В связи с таким индивидуализмом и независимостью увеличивается количество мужчин и женщин, не вступающих в брак. В связи с успехами в медицине и улучшением санитарно-гигиенических условий жизни уменьшается смертность, а, следовательно, отпадает острая необходимость в большом количестве детей [1, c. 99 – 101].

В настоящее время тенденции, характерные для индустриальной эпохи, только усиливаются. Происходит снижение ценности брака и, как следствие, усиление ценности партнёрского сожительства. Растёт количество разводов, так как в современное время они не запрещены. Формируются различные объединения, например, Childfree (чайлдфри), не желающие иметь детей. В XX в. происходит кризис семьи, то есть ослабление личных потребностей вступления в брак, рождения, воспитания и содержания детей. Причинами уменьшения воспитательной роли семьи являются нуклеаризации, которой способствует урбанизация; конъюгализация, то есть редукция семейного единства, минимализация родственно-родительско-супружеских связей и отношений. Одной из самых важных причин является индивидуализация – самостоятельность, приоритет индивидуальных потребностей и интересов над семейными, то есть, эгоизм [1, c. 108 – 109]. В настоящее время работа мешает совместной деятельности родителей со своими детьми, и, как следствие, происходит снижение родительского авторитета. И влияние на формирование личности ребёнка оказывают в большей степени не родители, а различные воспитательные учреждения [1, c. 104 – 105]. В XX – XXI вв. идёт постоянная борьба между различными социальными институтами (церковью, государством и семьёй) за оказание решающего влияния на членов семьи. Семья играла посредническую роль между личностью и обществом, но рост индивидуализма и отбрасывание семьи на вторые роли ослабляют эту функцию. Всё это приводит к отрицательным последствиям, а именно к уменьшению ценности семьи, уменьшению мотивации вступления в брак, увеличению гражданских браков, росту разводов, низкой рождаемости, увеличению чувства одиночества [1, c. 111]. Последнее, в свою очередь, способствует распространению алкоголизма, наркомании и других девиаций.

Таким образом, семья как явление очень динамично. В различные исторические эпохи существовало своё понимание семьи и её функций. В настоящее время институт семьи претерпевает кризис.

Н.А. Котоликова

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Правовой институт военного положения имеет глубокие исторические корни. Исключительные законы, приостанавливающие в периоды военной опасности на определенной территории действие текущих законов и наделяющие чрезвычайными полномочиями конкретный орган исполните...
По имеющимся данным на данный момент Apple и Samsung – 2 лидирующие компании на рынке смартфонов. Однако эти компании имеют совершенно разные целевые категории и принципы игры на рынке. Попробуем разобраться я в том, какие именно.   Что касается  Apple– как сч...
Государственная поддержка семьи выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики Республики Беларусь и одной из основ демографической безопасности. Состояние института семьи, степень его устойчивости являются важнейшим индикатором де...