К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений, предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потреблений товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Вклад культура и искусства в национальную экономику страны определяется следующими параметрами: 0,5% в структуре ВВП 1, 8 %в общей численности занятости населения. Национальная культура является важнейшим компонентом современной общественной жизни.
В результате исследований выяснилось, что средства, потраченные государством на развитие культуры, возвращались в государство в виде налогов и косвенных расходов (транспортные расходы, расходы на ресторан,посещение парикмахера). Расходы поступление составили 179 % от суммы государственных ассигнований. Мы часто слышим, что государство должно финансировать сферу культуры, однако не все понимают, какие виды ее деятельности должны получать государственную поддержку. Актуальность темы финансирование учреждений культуры всегда оставалось главной проблемой для любого государства. Правительство любой страны всегда в первую очередь заботится о состояние экономики, повышение уровня жизни своих граждан, урбанизация городов, достижение стабильности цен на рынках торговли и другое.
Действующее законодательно в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, с этой целью государство намеревается:
1. осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;
2. стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;
3. устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;
4. способствовать развитию благотворительности в области культуры;
5. осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.
Характер финансирования сферы культуры показывает, что, несмотря на отдельные отклонения в общей доле расходов на культуру во внутреннем валовом продукте, наблюдается тенденция к ее снижению. Так, в Республике Беларусь ежегодно тратится на культуру не более 1% ВВП, хотя Законом «О культуре» предусмотрено 3%, в некоторых европейских странах расходы на культуру составляют почти 5% ВВП (Швеция – 4,8%, Исландия – 4,6%). Необходимо заметить, что Министерство культуры в отдельные годы недополучает даже тех средств, которые были заложены в бюджете. Таким образом, распределение государственных средств между отраслевыми министерствами показывает, что культура в нашей стране финансируется в последнюю очередь, по остаточному принципу. В структуре консолидированного бюджета Республики Беларусь расходы на культуру не проходят даже отдельной статьёй, а входят в группу расходов, обозначенных, как расходы на «Физическую культуру, спорт, культуру и СМИ». В сумме расходы по этой статье в консолидированном бюджете РБ в 2012 году составили 3,3%, в 2013 – 3,2%, в 2014 – 3,1%.
При переходе к рыночной экономике культура и искусство оказались в весьма невыгодной ситуации. Бюджетное финансирование стало стремительно отставать от возрастающих под влиянием инфляции потребностей организаций культуры и искусства в финансовых средствах. Невозможность полностью обеспечивать свою деятельность за счет бюджетных средств и других традиционных источников доходов привела к необходимости поиска альтернативных внебюджетных источников финансирования. Например, негосударственные источники материального обеспечения. Характерным явлением в механизме коммерческой регуляции художественной жизни на современном этапе стало подключение бизнеса к массовой и элитарной культуре (например, Белгазпромбанк выкупает картины белорусских авторов за границей и организует выставки). В условиях повсеместного укрепления рыночных отношений и новых форм хозяйствования ряд клубов, библиотек, Домов и Дворцов культуры, театров, парков, других учреждений вынуждены заниматься различными видами культурно-коммерческой деятельности, предпринимательством (как пример, уже библиотеки выдают отдельные тематические направления книг за деньги). В республике складывается также такая форма патронирования сферы культуры, как спонсорство. Однако основой финансирования становятся бюджетные и внебюджетные источники. Бюджетное финансирование – это предоставление в безвозмездном порядке учреждению средств из государственного бюджета для полного или частичного покрытия их расходов. Является необходимым средством развития и поддержки науки, культуры, образования и здравоохранения.
В ситуации дефицита бюджетных средств важным источником косвенного бюджетного финансирования учреждений культуры являются доходы от их деятельности, как основной, так и предпринимательской. У учреждений культуры в современных условиях значительно расширились возможности по оказанию платных услуг. Они сами проявляют инициативу в поисках собственных источников возмещения затрат.
Благодаря бюджетному финансированию сохранена и развивается сеть культурных организаций. В настоящее время в Республике Беларусь функционируют 27 театров, 13 концертных организаций, в том числе 6 филармоний, 2 цирка, 4245 библиотек, 3960 учреждений клубного типа, в которых действуют 18495 кружков и коллективов художественной самодеятельности по интересам, 153 музея, 2461 киноустановка.
Внебюджетные источники: арендная плата организаций за использование помещений культурного учреждения (залов, холлов, витрин) для проведения собраний, мероприятий, размещение рекламы и т.д.; за использование транспортных средств; различные виды платных услуг; коммерческая деятельность; спонсорство и меценатство.
В европейских странах отказались от полного прямого финансирования культуры государством. Этот способ сохранен лишь для некоторых национальных музеев, архивов, библиотек или для поддержки национального эфирного вещания. В каждой стране формируется своя модель государственного финансирования культуры и искусства.
Самой распространенной формой прямой государственной поддержки являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Условия их предоставления существенно различаются от страны к стране.
Лишь часть средств, направляемых на поддержку культуры и искусства, распределяется в европейских странах через бюджеты министерств культуры. Бремя финансирования культуры несут и другие центральные ведомства: министерство обороны, например, финансирует военные оркестры, министерство юстиции – культурную деятельность в местах заключения, министерство образования – преподавание в общеобразовательных школах различных дисциплин, относящихся к сфере культуры. Для повышения эффективности бюджетного финансирования создаются межведомственные программы субсидирования культуры. Во Франции с середины 80-х годов ХХ в. министерство культуры стало заключать соглашения с министерствами сельского хозяйства, юстиции, обороны, труда и образования о совместных программах финансирования киноискусства, производства аудио и видеопродукции.
Во многих странах наряду с бюджетным получило распространение государственное финансирование из внебюджетных фондов, формирование которых оправдывается «особыми потребностями» отраслей культуры и «национальными интересами». Традиционным источником средств для таких фондов (например, в Финляндии, Норвегии и Ирландии) стали поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов. Выплаты из этих фондов идут на поддержку не только культуры, но и спорта. Одной из первых отраслей культуры, для финансирования которой стали создаваться специальные фонды, было киноискусство. Ресурсы фондов формировались за счет поступлений из центрального бюджета, а также за счет специальных налогов на радио- и телевизионные компании, на кинопрокат и др. В 80-е годы во многих странах были созданы фонды поддержки аудио- и видеопроизводителей.
В Республике Беларусь созданы и функционируют: фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, специальный фонд по поддержке талантливой молодежи. За годы деятельности указанного фонда более 1000 молодых талантов получили финансовую поддержку, 725 лауреатов республиканских и международных конкурсов стали стипендиатами, которые продолжают учиться в учреждениях образования искусства и культуры, работают в отрасли, стали профессиональными музыкантами, артистами балета, художниками, кинематографистами.
Из средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства финансируется выплата ежегодно вручаемых специальных премий Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». Из республиканского бюджета финансируются международные театральные фестивали «Золотой витязь», «Белая Вежа», Дни культуры Республики Беларусь в странах СНГ, Дни культуры Российской Федерации в Республике Беларусь, международный конкурс пианистов, конкурсы.
Таким образом, анализ системы финансирования отрасли культуры в Беларуси показывает, что в последние годы начали формироваться принципиально новые источники материальной поддержки культурной жизни. Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона.
Таким образом, анализ системы финансирования отрасли культуры в Беларуси показывает, что в последние годы начали формироваться принципиально новые источники материальной поддержки культурной жизни.
We often hear that the state should Finance the sphere of culture, however, not everyone understands what kinds of activities should receive public support. In the transition to a market economy culture and art was in a very disadvantageous situation. Of cultural institutions in modern conditions has significantly increased opportunities for providing fee-based services. In Europe the oldest method of state support are grants. In many countries, along with the budget ,a proliferation of public funding from budgetary funds, the formation of which is justified by "special needs" of the cultural industries and "national interests".
Л.С. Габец, Ю.А. Бухта