Категории

Совершенствование вещевого обеспечения накануне Великой Отечественной войны

4 минуты на чтение

Вещевое обеспечение во все времена имел важное значение в системе материального обеспечения. Практически военная форма одежды, особенно полевая, становится одним из элементов обеспечения боевой готовности солдата, а не только средством защиты от непогоды, как бывало в прежнее время.

Порядок вещевого обеспечения личного состава РККА был определен Положением о вещевом довольствии, объявленном Приказом РВС СССР № 561 1924 года, подразделявшим обмундирование на основное и добавочное. Предметами основного обмундирования для командного, политического и административно-хозяйственного состава, кроме младшего, являлись: пальто, тужурка, кители синий и белый, брюки зимние и летние, ботинки, сапоги, фуражка и шапка зимняя. В ходе проведенной реформы 1924-1928 гг. сократились шифровки на петлицах командного и начальствующего состава, указывающие на принадлежность к тому или иному подразделению, или части с размещением знаков различия на петлицах [7, с.43, 44].

Было разработано несколько десятков документов, внесших изменения в элементы формы одежды личного состава Красной Армии. Основные изменения предметов военного обмундирования направлялись на соответствие их содержательных и конструктивных характеристик сложившимся условиям выполнения служебных обязанностей военнослужащими. Обмундирование, знаки различия и снаряжение пехоты были приняты в качестве общеармейской (основной) военной формы одежды. Ее общее формирование произведено в течение 1924 г. с дальнейшим незначительным усовершенствованием отдельных деталей и фурнитуры [1, с.88].

В середине 1920-х гг. проблемы неполного обеспечения обмундированием красноармейцев, его низкое качество, некондиционность остро стояли перед обозно-вещевой службой Белорусского военного округа. Эти проблемы не оставались без внимания командования.

В июле-сентябре 1925 г. в частях Западного военного округа работала Политинспекция ОГПУ. В подготовленном им докладе в ЦК КП(б)Б 9 ноября 1925 г. было отмечено, что во всех частях округа красноармейцами высказывается недовольство выдачей им суконного обмундирования, что свидетельствовало о его низком качестве и непрактичности [3, л.91].

В конце 1925 г. из-за несвоевременного прибытия обмундирования призывники округа не были переодеты в военную форму одежды в течение одного месяца.

29 января 1926 г. Комитет содействия РККА по ЗВО в протоколе заседания № 3 отметил: «считать ненормальным неполное обеспечение соответствующим обмундированием войск ЗВО, расположенных на границе СССР». Комитет ходатайствовал поднять перед РВС СССР вопрос об обеспечении войск округа достаточным обмундированием, в частности, о замене маломерок более кондиционной обувью [3, лл.128, 129].

Важное значение для совершенствования формы одежды и дальнейшего развития вещевого обеспечения войск имело решение правительства СССР по вещевому снабжению Красной Армии, принятое 9 августа 1935 г. Оно отражало результаты работы специальной правительственной комиссии, обследовавшей военно-хозяйственное снабжение в Вооруженных Силах СССР. Комиссия выявила крупные недостатки в войсковом хозяйстве. Деятельность военно-хозяйственного снабжения была признана нерациональной, основанной на принципе уравнительного распределения между всеми округами, без учета потребностей приграничных округов.

В совместном Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б)Б № С-39сс от  9 августа 1935 г. «О состоянии обозно-вещевого и продовольственного снабжения РККА» ставилась задача заинтересованным наркоматам повысить качество вещевого довольствия и снаряжения Красной Армии «до уровня образцов европейских армий… . Обязать командиров и политработников подразделений и частей на деле отвечать за внешний вид красноармейцев и исправность их обмундирования» [1, с.103, 104].

Проверка в определенной мере способствовала созданию самостоятельной службы обозно-вещевого снабжения. В соответствии с Приказом НКО СССР № 0145 от 13 августа 1935 г. «О реорганизации военно-хозяйственной службы РККА» [4, лл. 435-438] было создано Управление обозно-вещевого снабжения РККА. С 15 августа 1935 г. введен новый штат. На него возлагались функции обеспечения Красной Армии вещевым имуществом, техническими средствами и имуществом вещевой службы, а также организации банно-прачечного обслуживания личного состава.

В конце 1935 г. были проведены организационные мероприятия по приведению военной формы одежды в соответствие со структурными преобразованиями Красной Армии. Так, во исполнение Постановления СНК СССР № 2590 от 2 декабря 1935 г. «О форме одежды и знаках различия командного, начальствующего и рядового состава Сухопутных войск РККА» были дополнительно обновлены и введены знаки различия по воинским званиям.

В 1930-е гг. реализован ряд мер по техническому оснащению обозно-вещевой службы [6, лл.46-48]. В 1935–1939 гг. были разработаны и запущены в серийное производство механизированные дивизионные походные автомастерские для среднего ремонта обуви (ПОРАМ), обоза (ПОРЕМ) (армейские) и шорно-седельных изделий (ШОРСАМ). К началу войны удалось обеспечить ими лишь от 30 до 60% мобилизационной потребности войск[2, с.42-49, 83-97].

До 1941 г. в Красной Армии было многообразие в форме одежды. Имелась особая форма обмундирования для казачьих частей, военно-воздушных сил и бронетанковых войск. Обмундирование начальствующего состава родов войск и служб отличалось цветом кантов. Все это затрудняло производство и снабжение войск вещевым имуществом.

Поэтому были разработаны и в январе 1941 г. введены новые нормы снабжения личного состава Красной Армии на военное время, начаты работы по конструированию женского обмундирования [8, с.66].

Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР в январе 1941 г. был установлен для всех родов войск и служб единый (защитный) цвет обмундирования личного состава в мирное и военное время.

К началу войны в неприкосновенном запасе были созданы установленные запасы вещевого имущества, которые вместе с имуществом текущего снабжения войск обеспечивали мобилизационное развертывание Красной Армии. Большая часть запасов вещевого имущества (до 90 %) находилась на складах соединений и частей, около 10 % содержались на двух окружных обозно-вещевых складах (№ 162 поселок Красный Двор Смоленской обл. и № 163 город Брянск) [5].

И.Е.Логинов

Боевое братство славян на защите мира: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: С.А. Пивоварчик (гл. ред.) [и др.] - Гродно: ГрГУ, 2014- 341 с.

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

В представленном исследовании впервые в отечественной историографии сделана попытка на примере отдельного региона Беларуси (Минской области) осуществить комплексный анализ развития военно-политических событий Великой Отечественной войны. В отечественной истори...
1943 год вошел в историю как переломный в ходе Великой Отечественной войны и всей второй мировой войны в целом. Он явился вторым этапом массового развертывания партизанской и подпольной борьбы, антифашистского движения на территории Белоруссии. Это нашло свое ...
В дни тяжелых испытаний советские люди, к какой бы нации или народности они ни принадлежали, выступили единым фронтом против общего врага – германского фашизма. На фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 1,3 млн. белорусов и уроженцев Беларуси, из ...