Э. Дюркгейм рассматривал общество как систему общих для людей верований, ценностей и правил жизнедеятельности, к которым он относил, в том числе, воспитание иобразование. Другими словами, французский социолог исходил из признания социальнойприроды данных явлений. Следует отметить, что в большей мере, чем другие известныесоциологи, ученый стремился сделать социологию понятной и полезной для работниковобразования. Так, в своей книге «Педагогика и социология» он отмечал теснейшую взаимосвязь между этими двумя науками и подчеркивал, что нельзя полностью отделять роль педагога от роли социолога. Педагогическая деятельность, по его мнению, предстает как целенаправленная социализация молодого поколения. Определение же целей образования – это задача не психологическая, как считалось ранее, а социологическая.
В серии работ, изданной под названием «Моральное образование», Э. Дюркгейм представил социологический анализ роли поощрений и наказаний в школе. При этом онначал с теоретического анализа тех характеристик школьного класса, которые отличают его от других общностей, и рассмотрел с позиции социологии проблему прав и обязанностей учеников и учителей.
Констатируя социальную детерминированность образования, Э. Дюркгейм отмечал, что оно отражает сущность общества, а не только трансформирует его социальнуюструктуру Основная социальная функция образования состоит в поддержании связи между личностью и обществом, в укреплении целостности последнего. Как полагал французский социолог, общество может выжить только при наличии достаточной степени гомо-
генности своих членов, и именно образование увековечивает и укрепляет эту гомогенность, развивая в ребенке те качества, которые необходимы для общественной жизни.
Следовательно, образование –– это влияние, оказываемое взрослыми на детей. Иначе говоря, посредством образования общество «закладывает» в подрастающем поколении условия своего существования.
В концепции образования Э. Дюркгейма можно выделить три ключевых тезиса.
Во-первых, трансформация образовательных систем, по его мнению, обусловлена социально-экономическими изменениями в обществе. Во-вторых, характеристики образовательных структур и их культурное содержание находятся в тесной функциональной взаимосвязи с потребностями общества в культурной интеграции и разделении труда.
В-третьих, изменения в школьной организации и педагогических технологиях обусловлены переходом от механической солидарности к органической, при которой становится необходимой еще большая индивидуализация. В перечисленных положениях репрезентируются важнейшие цели социологического анализа и его категориальный аппарат, в них содержатся предпосылки для дальнейшего построения системы социологического знания об образовании. Другими словами, Э. Дюркгейм заложил основы социологической теории образования, поэтому не случайно именно с его именем связывают возникновение этой отрасли.
В Германии развитию социологии образования способствовали работы Макса Вебера (1864-1920) и тех ученых, которые заложили основы социальной педагогики. Заслугой М. Вебера считается разработка проблемы взаимодействия социальных институтов и теории бюрократии, на основе которой стал возможен принципиально новый анализ школы как социальной системы.
Важную роль в становлении социологии образования сыграли взгляды немецкого ученого Пауля Наторпа (1854-1924), который одним из первых ввел в научный оборот термин «социальная педагогика». Свое учение он изложил в работе «Социальная педагогика», которая была переведена на многие языки, в том числе и на русский. Само понятие социальной педагогики, по его мнению, выражает признание того факта, что воспитание индивида обусловлено социальными причинами. Отсюда следует, что центральной темойэтой науки являются «социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни» [4, c. 86].
П. Наторп критикует индивидуалистическую педагогику, рассматривающую ребенка вне социальной среды, так как при этом игнорируется то, что сами условия воспитания лежат в общественной жизни. По его мнению, человек становится человеком только в обществе. Вместе с тем верно и другое утверждение: общество существует и развивается исключительно благодаря образованию его членов. Само общество означает общность всех черт бытия: познания, восприятия, труда и всего мировоззрения а, следовательно, и образования в самом широком смысле этого слова. Иными словами, всякое истинное содержание образования есть общее достояние.
Общность, по П. Наторпу, – это не неизменный фактор, как не является таким ичеловек. Она развивается по тем же законам, что и индивид. Знание законов этого развития позволяет определить влияние, которое общность оказывает и должна оказывать наобразование каждого конкретного человека. Следовательно, социальная педагогика неможет уклоняться от вопроса об основных законах общественной жизни. При этом социальное развитие трактуется им как нравственно-волевое развитие, планомерность которого обеспечивается педагогическими средствами. Все социальные противоречия, по мнению немецкого ученого, коренятся в сознании людей, а поэтому основная цель образования – воспитать индивидов «в духе общности». Признавая социальную детерминированность образования, П. Наторп, как мы видим, особое внимание уделяет духовнонравственной стороне этого процесса.