Понятие «город» не сводится и не должно сводиться к совокупности зданий с определенным количеством людей. У каждого города есть свой индивидуальный облик, свой дух и своя «магия», все это обусловлено главным образом смешением творческих результатов людей, живших в городе в разное время, и проявляется в архитектурных особенностях, достопримечательностях, ценностях его жителей. Географическое положение также может придавать индивидуальность за счет ландшафта, городской флоры и климатических условий, но в редких случаях населенный пункт привлекает именно этим. Большинство городов, в том числе города Беларуси, известны именно за счет человека, плодов его культурной и визуально-эстетической деятельности. Важное место в этой мозаике занимают музеи, являясь хранителями и ретрансляторами истории и культуры жителей города и целой нации.
Музеи в состоянии:
– делать имидж города более многогранным и повысить его авторитет;
– подчеркнуть уникальность города в глазах жителей и содействовать социальной сплоченности;
– повысить инвестиционную привлекательность города;
– способствовать созданию новых рабочих мест;
– дать толчок экономическому возрождению [1, с. 30].
Городские музеи являются важной, а порой и основной «приманкой» для туристов. Специалисты отмечают, что за последние годы международный туризм стал в мире самым обширным сектором экономики, а культурный туризм – самой динамичной отраслью в этом секторе [2, с. 68]. Учитывая это обстоятельство, музеи все большее внимание обращают на туризм, осознавая свою важную роль в привлечении туристов. Даже небольшие музеи могут внести свой вклад в увеличение пребывания туристов в регионе, не особенно привлекательном в других отношениях. Многие города «живут» именно за счет приезжих из других стран и других населенных пунктов своей страны. Культурный туризм не занимает большой доли в бюджете городов Беларуси, однако с помощью рациональной маркетинговой политики музеев эта доля может существенно возрасти. Для местных жителей также очевидны преимущества: программы музейного маркетинга будут способствовать их интеллектуальному, эмоциональному и творческому развитию, а также повысят ощущение собственной значимости и гордости за свой город.
Словосочетание «музейный маркетинг» звучит непривычно для слуха во многом из-за того, что долгое время культура считалась «выше» различных ухищрений для привлечения потребителей-посетителей; сейчас также распространено мнение о том, что внедрение рыночных приемов негативно скажется на статусе «высокой» культуры. Однако время не стоит на месте, экономические трансформации и прогресс информационных технологий привели к тому, что в XXI в. культуре нужно приспосабливаться к жизни в условиях рыночной экономики, не жертвуя при этом своей философией, миссией и целями. Сделать товар привлекательным для потребителя, причем не просто привлекательным, но и таким, чтобы его покупали, – прямая задача маркетинга. Представить услуги музеев в таком свете, чтобы они не просто вызывали интерес, но и побуждали приходить в музей снова и снова, – это задача музейного маркетинга.
Прежде чем рассматривать возможные маркетинговые мероприятия, направленные на культурное развитие городов, следует дать оценку деятельности белорусских музеев в целом. В настоящее время в Беларуси действует разветвленная сеть музейных учреждений. По данным статистики, только государственных музеев системы Министерства культуры Республики Беларусь насчитывается 189. Из них 131 музей – самостоятельные организации, 58 – филиалы. Кроме музеев системы Министерства культуры, в стране работают музеи других ведомств, их около 200. К музейным учреждениям различного уровня относятся народные музеи, музеи общественных организаций и школьные (около 1500). Также есть 2 частных музея [3, с.102]. Если обратить внимание не на количественную, а на качественную составляющую, то потребность в музеях как образовательных центрах в последнее время начала снижаться. Простые научно-познавательные методы уже перестали удовлетворять современную публику. Все большее количество посетителей приходит в музей не только за знаниями, но и отдохнуть, провести свободное время, встретиться с друзьями и т.д. В настоящее время традиционные формы музеев развиваются в сторону широких коммуникативных проектов, направленных на реализацию современных требований посетителей. Последние должны иметь возможность одновременно ознакомиться с коллекциями музея, узнать нечто новое для себя, а также приобрести памятные сувениры в музейном магазинчике, провести время в кафетерии, отдохнуть, послушать музыку, найти собеседников. Музей должен действовать в интересах своей аудитории, стремиться заинтересовать ее, удивить, используя как технические новинки, так и новые методы работы. Он должен отличаться динамичностью, особенно это относится к экспозиционной деятельности, поскольку придается большое значение таким выставочным проектам (постоянным и временным), которые привлекают большее количество посетителей. В белорусской реальности на требования общества расширить свою творческую деятельность музеи реагируют не в достаточной мере. В основе такого подхода со стороны музеев часто лежат установки и ориентации самих музейных работников, которые, в отличие от посетителей музеев, не считают важным этот аспект деятельности. Кафетерии, музейные магазины, площадки для игр, музейные аттракционы – это пока дело будущего. Между тем, как показывает практика частного музейного комплекса в Дудутках, использование музейных аттракционов разного типа может стать не только эффективным средством расширения своей аудитории, но и существенным источником дохода.
Важным аспектом в деятельности музеев является формирование облика своего города. При упоминании какого-либо музея должны возникать ассоциации с городом и наоборот (например: Дрезден – Дрезденская галерея, Санкт-Петербург – Эрмитаж, Париж – Лувр и т.д.). Этого можно добиться при использовании музеем единого корпоративного стиля, связанного с узнаваемыми достопримечательностями своего города. В качестве элементов корпоративного стиля можно предложить музейный логотип, корпоративные цвета и шрифты, оформление выставочных залов в тесной взаимосвязи с образом города, без потери идентификации основной музейной экспозиции.
Для привлечения туристов музеям необходимо в первую очередь активно заявлять о себе. Конечно, существуют такие места, которые «в рекламе не нуждаются», – например, Третьяковская галерея или Музей восковых фигур мадам Тюссо. Их посещение априори отмечается приезжими как неотъемлемая часть города или даже страны временного пребывания. Но, к сожалению, в Беларуси музеев такого масштаба нет. Поэтому отечественным музеям следует широко использовать рекламу, преимущественно наружную, без лишних и сложных слов и фраз приглашая посетителей ознакомиться со своей коллекцией и, возможно, принять участие в каком-либо музейном мероприятии.
Кроме того, музеям стоит самим «строить мосты» между собой и туристическими агентствами, научиться сотрудничать с организациями туризма для взаимной выгоды обеих сторон. Билет в музей со скидкой либо скидка на покупки в музейном магазинчике, предлагаемые в самом агентстве или при регистрации в гостинице, выгодны всем, в том числе и туристу.
Но просто привлечь иностранных посетителей в свой музей – лишь половина миссии. Необходимо при возможности устранить все барьеры непонимания. Надписями к экспонатам только на одном языке «грешат» многие белорусские музеи. Причем если этот язык – белорусский, то многие специфические термины могут быть малопонятными даже для гостей из России и Украины, несмотря на принадлежность данных языков к одной группе. Например, такие пояснения в Национальном музее истории и культуры Беларуси – «цыглi», «льячкі», «крыца». Белорусский язык, конечно же, должен оставаться в отечественных музеях как признак национального достоинства и самосознания, но при этом следует добавить надписи на других языках, а также снабдить экспонаты, где это возможно, пояснительными рисунками и схемами (они интернациональны).
Государство также могло бы установить определенную связь между музейным делом и индустрией туризма. Одним из таких способов может стать введение особого налога на гостиницы, рестораны и другие предприятия, извлекающие прибыль из туризма, и передача вырученных средств музеям для сохранения и развития культурного наследия нашей страны.
В мире, где господствуют визуальные образы, культурный сектор является неотъемлемой частью уникального лица города [1, с. 30]. И подобно тому, как понятие «город» не сводится к совокупности зданий, понятие «музей» представляет собой нечто большее, чем хранилище артефактов. Музеи могут сделать жизнь города более интересной и насыщенной, создавать его позитивный имидж, привлекать иностранных и местных туристов и в общем, содействовать культурному возрождению и развитию городов.
Источники и литература
1. Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практическое пособие. – М., Прогресс Традиция, 2001.
2. Барри, Лорд, Гэй Д. Лорд. «Менеджмент в музейном деле». – Москва: Логос, 2002.
3. Беларуская культура сёння. Гадавы агляд-2004. – Мн.: Беларускі Ιнстытут Праблем Культуры, 2005.
Н.В. Карелина
Па матэрыялам: Гарады Беларусі ў кантэксце палітыкі, эканомікі, культуры: зборнік навук. артыкулаў / Гродз.дзярж. ун-т; рэдкалегія: І.П. Крэнь, І.В. Соркіна (адк. рэдактары) [і інш.]. – Гродна: ГрДУ, 2007.