Категории

Роль музейного маркетинга в культурном возрождении и развитии городов

6 минут на чтение

Понятие «город» не сводится и не должно сводиться к совокупности зданий с определенным количеством людей. У каждого города есть свой индивидуальный облик, свой дух и своя «магия», все это обусловлено главным образом смешением творческих результатов людей, живших в городе в разное время, и проявляется в архитектурных особенностях, достопримечательностях, ценностях его жителей. Географическое положение также может придавать индивидуальность за счет ландшафта, городской флоры и климатических условий, но в редких случаях населенный пункт привлекает именно этим. Большинство городов, в том числе города Беларуси, известны именно за счет человека, плодов его культурной и визуально-эстетической деятельности. Важное место в этой мозаике занимают музеи, являясь хранителями и ретрансляторами истории и культуры жителей города и целой нации.

Музеи в состоянии:

–   делать имидж города более многогранным и повысить его авторитет;

–   подчеркнуть уникальность города в глазах жителей и содействовать социальной сплоченности;

–   повысить инвестиционную привлекательность города;

–   способствовать созданию новых рабочих мест;

–   дать толчок экономическому возрождению [1, с. 30].

Городские музеи являются важной, а порой и основной «приманкой» для туристов. Специалисты отмечают, что за последние годы международный туризм стал в мире самым обширным сектором экономики, а культурный туризм – самой динамичной отраслью в этом секторе [2, с. 68]. Учитывая это обстоятельство, музеи все большее внимание обращают на туризм, осознавая свою важную роль в привлечении туристов. Даже небольшие музеи могут внести свой вклад в увеличение пребывания туристов в регионе, не особенно привлекательном в других отношениях. Многие города «живут» именно за счет приезжих из других стран и других населенных пунктов своей страны. Культурный туризм не занимает большой доли в бюджете городов Беларуси, однако с помощью рациональной маркетинговой политики музеев эта доля может существенно возрасти. Для местных жителей также очевидны преимущества: программы музейного маркетинга будут способствовать их интеллектуальному, эмоциональному и творческому развитию, а также повысят ощущение собственной значимости и гордости за свой город.

Словосочетание «музейный маркетинг» звучит непривычно для слуха во многом из-за того, что долгое время культура считалась «выше» различных ухищрений для привлечения потребителей-посетителей; сейчас также распространено мнение о том, что внедрение рыночных приемов негативно скажется на статусе «высокой» культуры. Однако время не стоит на месте, экономические трансформации и прогресс информационных технологий привели к тому, что в XXI в. культуре нужно приспосабливаться к жизни в условиях рыночной экономики, не жертвуя при этом своей философией, миссией и целями. Сделать товар привлекательным для потребителя, причем не просто привлекательным, но и таким, чтобы его покупали, – прямая задача маркетинга. Представить услуги музеев в таком свете, чтобы они не просто вызывали интерес, но и побуждали приходить в музей снова и снова, – это задача музейного маркетинга.

Прежде чем рассматривать возможные маркетинговые мероприятия, направленные на культурное развитие городов, следует дать оценку деятельности белорусских музеев в целом. В настоящее время в Беларуси действует разветвленная сеть музейных учреждений. По данным статистики, только государственных музеев системы Министерства культуры Республики Беларусь насчитывается 189. Из них 131 музей – самостоятельные организации, 58 – филиалы. Кроме музеев системы Министерства культуры, в стране работают музеи других ведомств, их около 200. К музейным учреждениям различного уровня относятся народные музеи, музеи общественных организаций и школьные (около 1500). Также есть 2 частных музея [3, с.102].  Если обратить внимание не на количественную, а на качественную составляющую, то потребность в музеях как образовательных центрах в последнее время начала снижаться. Простые научно-познавательные методы уже перестали удовлетворять современную публику. Все большее количество посетителей приходит в музей не только за знаниями, но и отдохнуть, провести свободное время, встретиться с друзьями и т.д. В настоящее время традиционные формы музеев развиваются в сторону широких коммуникативных проектов, направленных на реализацию современных требований посетителей. Последние должны иметь возможность одновременно ознакомиться с коллекциями музея, узнать нечто новое для себя, а также приобрести памятные сувениры в музейном магазинчике, провести время в кафетерии, отдохнуть, послушать музыку, найти собеседников. Музей должен действовать в интересах своей аудитории, стремиться заинтересовать ее, удивить, используя как технические новинки, так и новые методы работы. Он должен отличаться динамичностью, особенно это относится к экспозиционной деятельности, поскольку придается большое значение таким выставочным проектам (постоянным и временным), которые привлекают большее количество посетителей. В белорусской реальности на требования общества расширить свою творческую деятельность музеи реагируют не в достаточной мере. В основе такого подхода со стороны музеев часто лежат установки и ориентации самих музейных работников, которые, в отличие от посетителей музеев, не считают важным этот аспект деятельности. Кафетерии, музейные магазины, площадки для игр, музейные аттракционы – это пока дело будущего. Между тем, как показывает практика частного музейного комплекса в Дудутках, использование музейных аттракционов разного типа может стать не только эффективным средством расширения своей аудитории, но и существенным источником дохода.

Важным аспектом в деятельности музеев является формирование облика своего города. При упоминании какого-либо музея должны возникать ассоциации с городом и наоборот (например: Дрезден – Дрезденская галерея, Санкт-Петербург – Эрмитаж, Париж – Лувр и т.д.).  Этого можно добиться при использовании музеем единого корпоративного стиля, связанного с узнаваемыми достопримечательностями своего города. В качестве элементов корпоративного стиля можно предложить музейный логотип, корпоративные цвета и шрифты, оформление выставочных залов в тесной взаимосвязи с образом города, без потери идентификации основной музейной экспозиции.

Для привлечения туристов музеям необходимо в первую очередь активно заявлять о себе. Конечно, существуют такие места, которые «в рекламе не нуждаются», – например, Третьяковская галерея или Музей восковых фигур мадам Тюссо. Их посещение априори отмечается приезжими как неотъемлемая часть города или даже страны временного пребывания. Но, к сожалению, в Беларуси музеев такого масштаба нет. Поэтому отечественным музеям следует широко использовать рекламу, преимущественно наружную, без лишних и сложных слов и фраз приглашая посетителей ознакомиться со своей коллекцией и, возможно, принять участие в каком-либо музейном мероприятии.

Кроме того, музеям стоит самим «строить мосты» между собой и туристическими агентствами, научиться сотрудничать с организациями туризма для взаимной выгоды обеих сторон. Билет в музей со скидкой либо скидка на покупки в музейном магазинчике, предлагаемые в самом агентстве или при регистрации в гостинице, выгодны всем, в том числе и туристу.

Но просто привлечь иностранных посетителей в свой музей – лишь половина миссии. Необходимо при возможности устранить все барьеры непонимания. Надписями к экспонатам только на одном языке «грешат» многие белорусские музеи. Причем если этот язык – белорусский, то многие специфические термины могут быть малопонятными даже для гостей из России и Украины, несмотря на принадлежность данных языков к одной группе. Например, такие пояснения в Национальном музее истории и культуры Беларуси – «цыглi», «льячкі», «крыца». Белорусский язык, конечно же, должен оставаться в отечественных музеях как признак национального достоинства и самосознания, но при этом следует добавить надписи на других языках, а также снабдить экспонаты, где это возможно, пояснительными рисунками и схемами (они интернациональны).

Государство также могло бы установить определенную связь между музейным делом и индустрией туризма. Одним из таких способов может стать введение особого налога на гостиницы, рестораны и другие предприятия, извлекающие прибыль из туризма, и передача вырученных средств музеям для сохранения и развития культурного наследия нашей страны.

В мире, где господствуют визуальные образы, культурный сектор является неотъемлемой частью уникального лица города [1, с. 30]. И подобно тому, как понятие «город» не сводится к совокупности зданий, понятие «музей» представляет собой нечто большее, чем хранилище артефактов. Музеи могут сделать жизнь города более интересной и насыщенной, создавать его позитивный имидж,  привлекать иностранных и местных туристов и в общем, содействовать культурному возрождению и развитию городов.

 

Источники и литература

 

1.       Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практическое пособие. – М., Прогресс Традиция, 2001.

2.       Барри, Лорд, Гэй Д. Лорд. «Менеджмент в музейном деле». – Москва: Логос, 2002.

3.       Беларуская культура сёння. Гадавы агляд-2004. – Мн.: Беларускі Ιнстытут Праблем Культуры, 2005.  

 
       Н.В. Карелина

 
Па матэрыялам: Гарады Беларусі ў кантэксце палітыкі, эканомікі, культуры: зборнік навук. артыкулаў / Гродз.дзярж. ун-т; рэдкалегія: І.П. Крэнь, І.В. Соркіна (адк. рэдактары) [і інш.]. – Гродна: ГрДУ, 2007.

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Города, какими мы их сейчас видим, обязаны своим существование системам городского транспорта. Транспорт исторически был важнейшим фактором, определяющим выбор месторасположения большинства городов. Транспорт играл заметную роль не только при основании городов...
Актуальность темы исследования определяется возрастающей  ролью рекреации и туризма в современном обществе, экономическом и социально-культурном развитии Беларуси.  Изучение истории государственного регулирования рекреации и туризма и их важнейших  институтов ...
В современных условиях перехода к информационному обществу и связанной с ним глобализацией произошли некоторые изменения в образовательной системе. В связи с этим возникла необходимость переосмысления методологических, научно-теоретических основ процесса воспи...