Категории

Развитие методологических исследований в Республике Беларусь

5 минут на чтение

Развитие исторических исследований в Республике Беларусь выпал на период кризиса постсоветской историографии и связанной с этим сменой научных парадигм. Распад Советского Союза, отстранение от руководства государством КПСС и последующий за этим отказ от марксистско-ленинской парадигмы истории поставил перед отечественными учеными задачу освоения новых подходов и выработку собственных в постижении истории. Понятие «парадигма» в указанном контексте понимается автором как совокупность убеждений, ценностей и связанных с ними признанных научных достижений, дающих модель постановки и решения проблем научному сообществу. Этап «разброса и шатания», приходящийся на период 90-х гг. XX в., отошел в прошлое, наступило время взвешенной оценки того, чтобы спокойно разобраться и оценить, какие методологические подходы, выработанные современной историографией, способствуют развитию отечественной науки, а какие являются либо «модными увлечениями», либо просто препятствуют решению актуальных проблем истории.

Начало проведению исследований по методологии истории и теоретической историографии в Беларуси относится к 80-м гг. XX в. В трудах отечественных ученых были поставлены проблемы, связанные с кризисом российской историографии начала XX в., становлением белорусской историографии, дана характеристика теоретико-методологических воззрений ряда ведущих исследователей в указанный период (Д. В. Карев, А. Н. Нечухрин). В ГрГУ им. Я. Купалы для студентов исторического факультета стал читаться специальный курс «Методология истории», по которому была подготовлена в дальнейшем программа [1]. С введением данного курса в качестве обязательного в программу подготовки специалиста-историка белорусские ученые разработали его программу для вузов республики [2], а затем и выпустили первое на постсоветском пространстве учебное пособие по курсу, написанное с учетом методологический подходов и концептуальных теорий мировой науки [3]. Инициаторами издания и основными авторами его стали А. Н. Нечухрин и В. Н. Сидорцов. Пособие получило положительную оценку научной общественности и стало использоваться в преподавании не только в Беларуси, но и в ряде вузов России и Украины.

Затем последовало пособие включающее в себя раздел не только по методологии истории, но и философии истории [4]. Наконец, было выпущено переработанное учебное пособие по методологии истории с грифом Министерства образования Республики Беларусь [5], основными авторами которого явились В. Н. Сидорцов, А. Н. Нечухрин, Я. С. Яскевич. В работе отражены постнеклассические тенденции в развитии современного исторического знания. Авторы стремились осмыслить новые механизмы складывания исторического знания в условиях глобальных процессов, происходящих в мировой культуре, а также отразить те переломные моменты, которые переживает отечественная историография. Пособие явилось продуктом сотрудничества философов, историографов и историков для преодоления тех жестких границ между гуманитарными дисциплинами, которые характерны для «классической» науки. В связи с этим в нем нашел применение междисциплинарный подход, раскрыто содержание новых направлений мировой историографии (гендерная, устная, демографическая, интеллектуальная история и др.). Много внимания авторы уделили современному пониманию истории как науки, ее специфики в сравнении с естестсвеннонаучным и художественным познанием, связи истории и современности, социальным функциям истории в обществе, принципам исторического познания и актуальным методам и предметам исторических исследований. «Методологические проблемы истории» в качестве учебного пособия нашло широкое применение и за пределами Беларуси.

Ведущими центрами разработки проблем методологии истории и теоретической историографии в Республике Беларуси являются кафедра всеобщей и славянской истории Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и кафедры источниковедения и новой и новейшей истории Белорусского государственного университета. Большую активность в данном направлении проявляют также историки Белорусского государственного университета им. М. Танка. Наряду с проблемами теоретической историографии белорусские исследователи много внимания уделяют внедрению и разработке новых методов исследования и представления исторического знания. В этом отношении следует выделить работы профессора БГУ В. Н. Сидорцова [6; 7; 8]. Представляет научный интерес попытка ученого применить синергетический подход к исследованию Второй мировой войны и Великой Отечественной войны [9].

Методологические проблемы всемирной истории широко освещает в своих работах профессор БГУ В. С. Кошелев. Проблемы психоистории разрабатываются исследователями БГУ О. М. Шутовой, Д. С. Самохваловым. Так первой подготовлено специальное учебное пособие «Психоистория: школы и методы» (Минск, 1997). Она инициировала создание Белорусской психоисторической ассоциации, а также представила для отечественных исследователей достижения американских психоисториков. Хотя особой поддержки данное направление в отечественной науке не получило, поскольку его лидеры (Л. де Моз и др.) открыто противопоставляют по своим методам и задачам психоисторию традиционной историографии.

Профессор Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина Б. М. Лепешко раскрыл эвристическое значение применения метода исторической аналогии в историческом познании, а также обратился к проблемам логики исторического исследования (Лепешко Б. М. «Эвристическая роль аналогии в историческом познании». Брест, 1999; его же «Логические основы исторического исследования». Брест, 2004; его же «Методология и логика истории», Брест. 2007). Однако, в целом оригинальных работ в области методологии истории в отечественной историографии по-прежнему мало. За редким исключением, нет защит диссертаций по проблемам собственно теории исторического познания либо по инновационным методам в истории, являющихся оригинальной авторской разработкой. Большей частью речь идет об усвоении опыта различных методологических подходов, выработанных западной наукой. Немалую пользу в этом отношении приносят широкие контакты как с западноевропейскими и американскими, так и российскими историками.

Ученые Беларуси много внимания уделяют развитию информационных технологий в исторических исследованиях. Продолжает свою деятельность Белорусская ассоциация «История и компьютер», созданная в БГУ в 1996 г. В ее рамках проводятся научные конференции, специальные исследования, готовятся учебные пособия. Многочисленные публикации, учебные пособия по педагогическим аспектам исторической информатики подготовила преподаватель БГУ Е. Н. Балыкина. Она разработала и внедрила концепцию компьютерной технологии обучения историческим дисциплинам.

Профессор БГПУ им. М. Танка Н. И. Миницкий разрабатывает современные методы представления исторического знания в образовательном процессе [10]. Свою задачу ученый и педагог видит в том, чтобы научное знание стало бы образовательным. В связи с этим он решает проблему объединения теоретико-методологических разработок и методики преподавания гуманитарных предметов, посредством создания механизмов перевода научной теории в образовательную практику.

Значительно богаче отечественная наука исследованиями по теоретической и конкретной историографии, как всеобщей, так и белорусской. В этом плане мы имеем и многочисленные научные публикации и успешно защищенные диссертационные исследования.

Можно сделать вывод, что отечественной историографией за последние четверть века сделан значительный шаг вперед в развитии методологической и историографической базы науки. Преодолены острые кризисные тенденции, характерные для 90-х гг. XX в. В области теории и методологии истории настало время умеренного исторического плюрализма. Нет и не предвидится какой-то одно господствующей концепции. Однако, как в сфере методологии, так и философии истории для нашей науки остается много нерешенных проблем. 

А. Н. Нечухрин

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Советом Министров Республики Беларусь была утверждена Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь. Согласно этой программе было предусмотрено развитие спортивного туризма: Рост популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, доступн...
Основными целями государственного регулирования в сфере спортивного туризма Республики Беларусь являются: - обеспечение прав физических лиц на отдых, свободу передвижения и иных прав, реализуемых в сфере туризма; - формирование представления о Республике Белар...
Проанализирован размер средней заработной платы в Республике Беларусь за 2013-2015 гг., исследована ее динамика за указанный период. Произведен прогноз величины данного социально-экономического показателя на 2016 год с учетом индексов сезонности. На современно...