В 1596 г. в Бресте состоялось два собора – униатский и православный, итоги работы которых привели к созданию уникальной ситуации в Речи Посполитой. На Брестском униатском соборе был предан гласности факт присоединения части православной иерархии и духовенства к католической церкви с сохранением византийского богослужебного обряда, что было проинтерпретировано католической стороной как упразднение православной церкви и появление вместо нее церкви униатской. Брестский православный собор засвидетельствовал каноничность дальнейшего существования православной церкви в Речи Посполитой и сохранение юрисдикционной зависимости православного духовенства и паствы от Константинопольского патриарха.
Правительство, признав итоги работы Брестского униатского собора, объявило недействительными постановления Брестского православного собора. Поддержку со стороны светских властей в Речи Посполитой обрела униатская церковь, ставшая «господствующей» по отношению к православию, а церковь православная, лишившись правового статуса, была отнесена к «нетерпимым» вероисповеданиям. Несмотря на то, что православная церковь в Речи Посполитой de jure не признавалась, de facto она продолжала существовать и поддерживаться православным населением.
В конце XVI в. православная Киевская митрополия представляла собой региональную церковную организацию под управлением Константинопольского патриарха, в состав которой входили 8 епархий: Киевская, Полоцкая, Владимирская, Луцкая, Львовская, Перемышльская, Пинская и Холмская. После заключения Брестской церковной унии 1596 г. лишь две епархии (Перемышльская и Львовская) возглавлялись православными епископами, остальные – епископами-униатами. Существование православия в Речи Посполитой оказалось под угрозой.
В этой ситуации в роли внешнего субъекта канонической и политической защиты религиозных прав духовенства и мирян православной Киевской митрополии выступила находившаяся под властью турецкого султана Восточная церковь. Термин «Восточная церковь» используется в качестве обобщающего названия четырех патриархатов, именуемых Восточными. К Восточным патриархатам относились Константинопольский (Вселенский), Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский патриаршие престолы. Православная экклезиология утверждала их равенство, однако Вселенскому патриарху принадлежало «первенство чести». К XVI веку территории, на которые распространялась юрисдикционная власть Восточных патриархатов, были захвачены турками и вошли в состав Османской империи. Следствием этого явилась политическая зависимость Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархов от Константинопольского патриарха, который был назначен султаном главой византийского миллета. Государственной религией в Османской империи являлся ислам, православие относилось к разряду «терпимых» вероисповеданий. Православная церковь имела легальный статус, православному населению были предоставлены религиозные права.
Контакты Восточных патриархатов с православной Киевской митрополией, исторически регламентируемые каноническим правом и направленные на восстановление легального статуса и деятельности православной церкви на восточнославянских землях Речи Посполитой, можно определить как систему их церковных взаимоотношений.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1596 по 1632 гг. Нижняя граница определяется датой заключения Брестской унии (1596 г.), после которой статус православной церкви в Речи Посполитой резко изменился: вместо «терпимого» вероисповедания православие стало «нетерпимым». Православная церковь была обречена на упразднение, ее дальнейшая судьба оказалась в прямой зависимости от контактов с Константинопольским патриархом. Верхней временной границей выступает 1632 г., когда были приняты документы, восстанавливавшие легальную деятельность православной церкви в Речи Посполитой.
Апанович Кристина Олеговна