Категории

Подготовка военно-обученного резерва: историко педагогический аспект

4 минуты на чтение

Среди многочисленных публикаций, посвященных истории подготовки военных кадров, лишь немногие касаются проблем обучения военно-обученного ресурса, с созданием регулярных и многочисленных армия составляющего основу комплектования в военное время новых воинских частей и пополнения личного состава, развернутых кадровых для покрытия боевых потерь.

История двух мировых войн убедительно показала, что сотни тысяч необученных и плохо вооруженных бойцов потоком шли на доукомплектование действующих частей, закрывая своими телами бреши в линии фронта, пробитые газовыми атаками Первой мировой и немецкими танковыми клиньями Великой Отечественной.

Проблемы подготовки и накопления обученного военному делу людского ресурса создали предпосылки в начальном периоде войны к массовым потерям как в командном (в том числе младшем начальствующем) составе, так и среди рядовых военнослужащих, используемых по большому счету как «пушечное мясо».Выдержать страшные удары вермахта Советский Союз смог только благодаря миллионам спешно мобилизованных, на скорую руку вооруженных, подготовленных по сокращенной программе и быстро переброшенных на фронт резервистов.

Проблема больших людских потерь породила проблему нехватки квалифицированных кадров в отраслях народного хозяйства. Военные и гражданские руководители столкнулись между собой в острой борьбе за живую силу. Военные настойчиво требовали людей для фронта. Хозяйственники, не склонные отдавать кадры в армию, мотивировали свою позицию острой нехваткой не только квалифицированных, но любых работников и необходимостью срочного выполнения оборонных заказов. В данном случае военные пожинали плоды своей собственной стратегической ошибки – призвав в начале Великой Отечественной войны большое количество квалифицированных рабочих, инженеров и техников, они оголили промышленное производство, оставив его без опытных кадров [1].

В решении задач национальной безопасности страны невозможно обойтись без надежно функционирующей системы высшего профессионального образования. На вузы возлагается особая миссия формирования из студенческой молодежи профессиональной элиты, будущих руководителей и управленцев, квалифицированных специалистов. Как показала практика, система военного обучения студентов содействует подготовке таких специалистов. Например, использование ресурса предметов военного обучения способствует реализации функций будущего специалиста, в частности, конструкторской, организационной, коммуникативной, управленческой, психолого-педагогической [2].

Система военного образования является частью общенациональной системы образования. Но система военного образования имеет и свою социальную особенность, и специфическую направленность развития, обусловленную менталитетом военных кадров.

Историко-педагогический анализ архивных источников, материалов научных исследований, публикаций показал, что управление образовательным процессом при организации военной подготовки, его обеспечение и организация осуществляется по типичным закономерностям общей педагогики. Однако сам процесс обучения специалистов для вооруженных сил на конкретном этапе исторического развития, в конкретном учреждении образования субъективно зависел от многих факторов, в первую очередь от уровня подготовки преподавателей, обеспеченности учебной литературой, материальными средствами. Порой обучение сводилось к примитивной передаче знаний, игнорировался важный компонент образования – воспитание.

Указанные проблемы существуют и в настоящее время. В век глобализации, интенсивного развития науки и производства в сфере деятельности, относящейся к организации и проведении военной подготовки студентов в учреждениях высшего образования, появились новые «болезни», в первую очередь относящиеся к необоснованному игнорированию категорий истории педагогики и общей педагогики, неоднозначному использованию понятийного аппарата и трактованию требований нормативных правовых актов (далее – НПА).

Формирование единого нормативного правового пространства осуществляется на основе принципа централизации, при этом всю базу НПА можно разделить по направлениям деятельности (министерства, ведомства, учреждения) на определенные уровни – ведомственный, учреждения и т.д. В каждом из этих направлений (уровней) возможно появления своих внутренних стандартов, входящих в рамки этого пространства и связанных с ним общих подходов к формированию единой базы НПА, что способно самым негативным образом влиять на решение общих задач, снижать степень взаимодействия.

Реформирование системы образования, «подгонка» национальной системы образования под мировые стандарты создало новые проблемы. В последние десятилетия происходит копирование западных подходов в этой области и перенос в различные виды деятельности государственных структур теоретических воззрений, характерных для управления в сфере рынка. Появился ряд публикаций, рассматривающий военную службу как своего рода услугу, оказываемую государством обществу. Однако так называемый менеджмент, государственная школа управления и ее составная часть - управление военным делом, - это две большие разницы.Подготовка специалистов государственного и военного управления проходит по различным, подчас не пересекающимся направлениям. Это неминуемо приводит к формированию различных взглядов и подходов к решению схожих задач.

Остро встает вопрос, к чему же нужно готовить гражданскую молодежь - к службе в армии или к защите Отечества. В прошлом, когда военная подготовка студентов в учреждении образования была обязательна для всех, само собой разумеющимся подразумевалась подготовка к службе в армии. В настоящее время сложился устойчивый стереотип мышления, что военная подготовка студентов – это один из способов уклониться от службы в армии. В указанной ситуации приоритетным направлением становится воспитание, создающее благоприятную почву для выполнения социального заказа государства – подготовка гражданина Отечества как военно-обученного людского ресурса для вооруженных сил.

Существующая система военной подготовки студентов как добровольной подготовки к военной службе на первом уровне (подготовка младших командиров) и подготовка офицеров запаса на втором уровне достаточно нова. Изучение и обмен опытом деятельности военных факультетов и кафедр отчасти снимет проблемы в планировании их деятельности, обеспечении материальными средствами, разработке методического материала, издании новых учебников, совершенствовании методик преподавания. Проведение научных исследований позволит создать теоретическую базу для разработки и совершенствования нормативных правовых актов, регламентирующих военную подготовку студентов, совершенствованию методик организации и проведения военной подготовки студентов, используемых средств.

С.А. Машеро

Боевое братство славян на защите мира: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: С.А. Пивоварчик (гл. ред.) [и др.] - Гродно: ГрГУ, 2014- 341 с.

 

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

С момента объявления о суверенитете в Беларуси произошли коренные изменения, которые оказали серьезное влияние на все сферы деятельности государства, его политические и социальные институты. В том числе реформированию подверглась национальная военная школа, а ...
Я поступила на историко-педагогический факультет в 1970 году. Тогда факультет выпускал специалистов с квалификацией «Учитель истории. Методист пионерской и комсомольской работы». Поступить на историко-педагогический факультет считалось очень престижным. В год ...
Коренные изменения, произошедшие в Беларуси с момента объявления о  суверенитете, оказали серьезное влияние на все сферы деятельности государства, его политические и социальные институты. В том числе реформированию подверглась национальная военная школа, а точ...