Категории

Миграционная ситуация в Республике Беларусь в начале XXI века

6 минут на чтение

Важную роль в жизни любого общества играет миграция. Сегодня в миграционный обмен вовлечены практически все страны. И разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах - основная движущая сила миграции.  Миграцию нужно рассматривать не только некое передвижение людей, а сложный общественный процесс, который затрагивает различные стороны жизни. Она является неотъемлемой составляющей социума.

На протяжении многих веков, основной  причиной движения населения является естественно стремление человека жить лучше. Но встречаются и так называемые противоположные потоки, когда условия остаются примерно равными. Исключением служат вынужденные переселения (при крупных катастрофах или войнах, депортациях и разделах государств . Миграционные потоки в стране разделяют на внешнюю и внутреннюю миграцию. Внутренняя миграция — перемещение людей из одного региона в другой в рамках одной страны. Основными причинами внутренней миграции являются, как правило, экономические факторы — уровень доходов и расходов, а также качество жизни. Одним из примеров внутренней миграции характерной для многих стран является урбанизация — перемещение населения из сельской местности в города. Внешняя миграция населения – территориальное перемещение людей, связанное с пересечением внешних границ с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под воздействием каких факторов оно происходит.

Особенностью миграционных процессов в Беларуси на современном этапе является положительное сальдо миграции со всеми странами СНГ и Балтии. При этом основной миграционный обмен происходит с Россией, Украиной и Казахстаном. Среди тех, кто приезжает в Беларусь, значительную часть составляют беженцы из стран СНГ и нелегальные мигранты третьего мира. Прежде всего, миграция оказывает большое влияние на демографические процессы. Она приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. Положительное сальдо внешней миграции населения Беларуси, которое наблюдается в последние десятилетие, способствует стабилизации численности населения путем компенсации его естественной убыли. В 2013 году впервые с 1994 года миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль населения и способствовал увеличению численности населения Республики Беларусь на 4,3 тыс. человек (естественная убыль  населения в 2013 г. составила 7,3 тыс. человек, а миграционный прирост составил 11,6 тыс. человек). Кроме того, миграция позволяет Беларуси частично решать проблему дефицита трудовых кадров в различных отраслях [3].

Согласно Национальной программе демографической безопасности Беларуси, к концу 2015 года сальдо внешней миграции должно увеличиться до 60 тысяч человек. В 2013 году миграционный прирост составил 11 643 человека, в 2012 г. – 9328 человек, в 2011 г. – 9902 человека. Обращает на себя внимание тот факт, что постоянно растет количество иностранных граждан, въехавших в Беларусь для работ. Это свидетельствует в некотором смысле о повышении миграционной привлекательности нашей страны. По данным МВД  в 2012 году в Беларусь прибыло более 10 тыс. граждан, в 2013 году на работу в нашу страну прибыло более 18 тысяч иностранных граждан, что в два раза больше по сравнению с 2012 годом. А в 2014 г. она достигла уже 38 тыс. человек. В текущем году для работы в Беларусь въехали уже более 26 тыс. иностранных граждан [3]. Государство и далее планирует привлекать мигрантов в Беларусь, создавая более комфортные условия для переезда в нашу страну. Так, иностранным работникам и специалистам, в которых нуждаются организации страны, а также иностранцам, обладающим исключительными способностями и талантом, будут компенсированы расходы на переезд и первоначальное обустройство. Правда, размер компенсационных выплат пока не определен. Согласно же программе демографической безопасности на 2011-2015 годы, ежегодно на эти цели выделялась 2,8 млрд. рублей. Хотя на мой взгляд у нас достаточно своих толковых специалистов, которые не чем не хуже других.

Основным направлением потоков мигрантов из Республики Беларусь останется Российская Федерация. Здесь следует отметить преобладание такой формы внешней миграции как трудовая миграция. Этому способствует ряд объективных причин: географическая близость страны, транспортная доступность, отсутствие языкового барьера, равноправие с россиянами на российском рынке труда, а также более высокая, чем в Беларуси, заработная плат.

Евросоюз также является регионом притяжения белорусских мигрантов. Несмотря на имеющуюся обратную миграцию из некоторых стран — членов Евросоюза, в первую очередь из соседних Литвы, Латвии и Польши, общее сальдо миграции в последнее время складывалось в пользу Евросоюза. В то же время уже несколько последних лет в экономике Евросоюза отмечается ряд негативных тенденций. Спад производства в 2012 г. (–0,4 %) в 2013 г. сменился стагнацией, ВВП, хотя и вырос, но на минимальную величину (0,1 %) . В 2014 г. экономический рост по-прежнему минимален. Таким образом, можно вполне обоснованно предположить, что количество белорусов, выехавших из страны с целью трудоустройства, как в России, так и в странах Евросоюза в 2014 г. существенно сократилось. Косвенно подтверждает данное предположение и статистика Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь по количеству трудящихся-мигрантов, выехавших для работы на основе официально подписанных и зарегистрированных договоров и контрактов. В первой половине 2014 г. их численность составила 2634 человека и сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 14 % . Разумеется, величина выезжающих по официальным контрактам существенно меньше общего числа трудовых мигрантов, но общую тенденцию эти данные 
характеризуют.

Третьим важным направлением миграционных потоков для нашей страны является южное. При этом, в отличие от восточного и западного направлений, здесь миграционные потоки до недавнего времени характеризовались двусторонним движением человеческих ресурсов. Украина являлась одновременно и страной-реципиентом, привлекавшей мигрантов из нашей страны, и страной-донором, отдававшей человеческие ресурсы Беларуси. В 2014 г. в данном направлении произошли наиболее кардинальные изменения. Украинско-белорусская миграция населения в настоящее время детерминирована общим кризисом в Украине. Военные действия на востоке страны вызвали всплеск политических миграций, рост количества беженцев, в том числе и в Беларусь. По данным Департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси, к середине 2014 г. количество граждан Украины, обратившихся с просьбой предоставить им статус беженца в Беларуси, составило более 40 % от всех обратившихся о предоставлении данного статуса. Для облегчения приема нуждающихся в убежище и помощи в трудоустройстве граждан Украины был принят Указ Президента Республики Беларусь от 30 августа 2014 г. № 420 «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь». В соответствии с этим правовым документом лица, выехавшие из Донецкой и Луганской областей, получили возможность облегченной процедуры регистрации и трудоустройства в Беларуси, были освобождены от ряда платежей.

Выезд граждан на заработки за границу имеет позитивный экономический и социальный эффект. Он способствует повышению квалификации белорусских специалистов, овладевающих современными методами организации труда, улучшению материального положения их семей. Разумно регулируемый экспорт рабочей силы может быть для государства еще более выгоден, чем экспорт товаров. Положительное воздействие выезда рабочей силы на экономику страны проявляется:

- в снижении давления и напряженности на национальном рынке труда; в пополнении валютных резервов страны за счет финансовых поступлений от граждан, работающих за рубежом; в налоговых поступлениях от прибыли фирм;  в личном инвестировании граждан, возвратившихся с заработков, в  национальную экономику. Но на ряду с положительными тенденциями, существует негативные последствия для нашей страны. К таким последствиям можно отнести:

- потери «человеческого капитала» страны, ослабление ее интеллектуального потенциала;

- потери инвестиций в обучение и подготовку уехавших специалистов и ученых при отъезде за рубеж высококвалифицированного специалиста государство несет невосполнимые потери, которые уже затратило на профессиональную подготовку и образование этого специалиста;

- снижение конкурентоспособности национальной экономики вследствие ухудшения качественных характеристик трудовых ресурсов, количественного и качественного ухудшения кадрового потенциала страны, потери передовых научных школ и снижения уровня изобретательской и рационализаторской активности;

- снижение эффективности воспроизводства национальной элиты [1,c.44].

Таким образом, можно прийти к выводу, что в Республике Беларусь остаётся актуальной миграционная ситуация. Миграция - процесс, главным следствием которого является усложнение экономической и общественной жизни. И в то же время она открывает новые возможности. Современная миграционная ситуация в Беларуси является ни чем иным как отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны. Миграционная ситуация как явления не только социально-экономическое, но и политическое, должна решаться только при пристальном внимании со стороны государства.

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Мировое кино в начале XXI века В конце первого десятилетия XXI века в художественно значимых произведениях мирового киноискусства обозначились темы серьезного философско-космологического масштаба. Во многих зарубежных фильмах («Древо жизни» Терренса Малика, «Д...
Основными целями государственного регулирования в сфере спортивного туризма Республики Беларусь являются: - обеспечение прав физических лиц на отдых, свободу передвижения и иных прав, реализуемых в сфере туризма; - формирование представления о Республике Белар...
Советом Министров Республики Беларусь была утверждена Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь. Согласно этой программе было предусмотрено развитие спортивного туризма: Рост популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, доступн...