Категории

Методы организации рефлексии учебной деятельности

5 минут на чтение

Рефлексия — важный механизм самосовершенствования личности, обеспечивающий успешность ее деятельности и общения. В современ­ных исследованиях рефлексия выступает как традиция культуры, как принцип мышления, как фактор профессионального совершенствования и формирования профессиональной позиции, как ресурс качества. Рас­сматриваются социальные, художественные, эпистемологические, нрав­ственные, культурно-исторические, методологические и прочие аспекты рефлексии. Исследователи обращаются к изучению рефлексивных спо­собностей и умений, рефлексивной организации деятельности и управ­ления, рефлексивного опыта и позиции личности, рефлексивного под­хода и технологий, рефлексивной культуры и готовности к деятельно­сти.

В философской литературе рефлексия рассматривается как обра­щенность человека к самому себе, деятельность самопознания, направ­ленная на осмысление своих действий и их законов, мышление о мыш­лении.

В работах психологов традиционно говорится о рефлексии как ме­ханизме, процессе, явлении, способствующем выходу из наличной си­туации и выработке определенного отношения. Рефлексия выступает как механизм построения новых образцов себя, выработки более адек­ватных знаний о мире, как один из показателей умственного развития, как цепочка внутренних сомнений, умозаключений, переживаний, оце­нок. Она является системообразующей характеристикой мышления.

С педагогической точки зрения рефлексия – неотъемлемый компо­нент деятельности, необходимое условие ее совершенствования. Суть рефлексии заключается в уникальном опыте личностного осмысления, переживания, оценки отношения к тому, что связано с различными сфе­рами деятельности человека, это особая реальность, которая обеспечи­вает осмысление прошлого и проектирование будущего, а потому явля­ется незаменимым механизмом в педагогической практике.

В педагогическом процессе рефлексия выполняет как ретроспектив­ную функцию (критический анализ, обобщение и систематизация нако­пленного знания), так и конструктивную (выработка целей, программ, средств деятельности). Значение рефлексии состоит в том, что она обес­печивает не только потенциальную, но и реальную открытость личности новому опыту, является источником инноваций и развития.

Получению опыта рефлексивной деятельности, формированию реф­лексивной культуры личности в рамках образовательного процесса мо­жет способствовать использование специальных методов организации рефлексии. Они достаточно широко представлены в педагогической литературе, современному педагогу предлагается арсенал из десятков методов, позволяющих решать различные задачи. Но у многих педаго­гов-практиков именно выбор метода организации рефлексии для ис­пользования на учебном занятии вызывает наибольшие затруднения. Ориентиром для выбора метода, адекватного педагогическим задачам, может служить их типология.

По временному фактору выделяют следующие виды рефлексии:

  • упреждающая – ориентирована на опережающее отражение отно­шений, мнений, смыслов до начала осуществления деятельности, анализ возможных последствий до того, как принято решение (реализуется с помощью методов Светофор, Я, с помощью вопросов Что произойдет, если …?);
  • синхронная – осуществляется непосредственно в процессе деятель­ности, одновременно с ней, что дает возможность гибко коррек­тировать действия в соответствии с текущей ситуацией (реализуется с помощью методов Графики, Цветовой индекс урока);
  • ретроспективная – направлена на осмысление хода и результатов уже произошедшего, завершенного на данный момент действия, позво­ляет оценить эффективность деятельности в целом и извлечь урок на будущее (может быть реализована устно с помощью вопросов педагога в конце занятия либо с помощью различных рефлексивных карточек, заполняемых письменно индивидуально (табл.1) или группой (табл.2)).

 

Таблица 1 – Индивидуальная карточка рефлексии

 

+ Мне удалось:

- У меня не получилось:

? У меня возникли вопросы:

! Появилось предложение:

 

 

По характеру объекта рефлексии выделяют такие ее виды:

  • кооперативная – анализ процесса совместной деятельности ( меха­низм ее реализации включает остановку деятельности, выход во внеш­нюю по отношению к ней позицию, фиксацию затруднений, анализ при­чин затруднения, конструирование нового способа деятельности);
  • коммуникативная – осмысление человеком того, как он восприни­мается партнерами по общению, смена представлений о другом субъ­екте на более адекватные в результате общения (реализуется с помощью вопросов Эффективен ли я как член команды? Каков мой вклад в общий результат? Что изменилось бы, если бы я/он повел себя иначе?);
  • личностная – процесс переосмысления себя, анализ отношения к са­мому себе, собственным поступкам (в учебном процессе чаще всего реализуется с помощью методов Дерево настроения, Палитра, Рожицы, Отметь себя на фото);
  • интеллектуальная – ее предметом являются знания об объекте и способы действия с ним (в учебном процессе задается с помощью мето­дов Фишбоун, Ковер идей или вопросов О чем этот текст? Что нового я из него узнал? Как это согласуется с моими прежними представле­ниями? Какой вывод я могу сделать?).

 

Таблица 2 – Групповая карточка рефлексии

 

Проанализируйте ход и результаты вашей работы на занятии. С какими трудно­стями вы встретились и какие действия предпримете на следующем занятии?

Что вы делали на занятии?

Каким образом вы это делали?

Трудности, проблемы, вопросы:

Способы решения:

 

По степени проблемности выделяют следующие уровни рефлексии:

  • практический – главным содержанием анализа являются практиче­ские действия и их продуктивность, результаты анализа чаще всего выражаются в терминах правильно/неправильно, получилось / не получилось (реализуется с помощью методов Облака-Солнце, Диполь);
  • каузальный – осмысление причин и последствий своих действий (реализуется с помощью вопросов Что у меня не получилось? Почему?);
  • критический – (в учебном процессе реализуется с помощью вопро­сов Что я делал? Как я это делал? Что мне помешало? Что можно изменить? Как иначе выполнить это задание?).

По способу выражения результата рефлексии можно выделить такие методы ее организации:

  • количественные – ориентированы на выражение мнений и оценок с помощью количественных значений в виде баллов, процентов, граду­сов и т.п. (Диаграммы, Версты, Мишень, Градусники);
  • качественные – выражение результатов анализа в развернутой сло­весной форме (Заверши фразу, Мини сочинение, Рефлексивный круг, Чемодан-корзина-мясорубка, Синквейн).

По количеству объектов рефлексии различают методы:

  • с жестко заданным количеством объектов – (Пять пальцев, Осьми­ног, Мишень, Звезда сбывшихся ожиданий);
  • многомерные или вариативные – позволяющие гибко варьировать количество объектов рефлексии (Снежинка, Версты, Цветопись, Ро­машка).

В профессиональном образовании методы организации рефлексии могут быть выбраны (придуманы) педагогом исходя из той профессии, по которой осуществляется подготовка специалистов:

  • фотограф – Фотография учебного занятия,
  • водитель – Дорожные знаки,
  • овощевод – Сад,
  • парикмахер – Зубчики расчески и т.п.

В заключение хотелось бы отметить, что помимо адекватного вы­бора метода важными условиями организации рефлексии учебной дея­тельности являются наличие в структуре учебного занятия времени, специально отведенного для рефлексии, терпимость педагога к различ­ным точкам зрения, отсутствие критики, положительный психологиче­ский микроклимат на занятии.

Беляева О.А.

«Т е х н о О б р а з `` 2 0 1 1» РОЛЬ И МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НЕПРЕРЫВНОМ РАЗВИТИИ И САМОРАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ТОМ II

Материалы VIII Международной научно-практической конференции

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

В данной статье мы расскажем лишь о состоянии и деятельности военно-медицинской организации Сухопутных войск Русской армии в ходе Первой мировой войны до событий Октября 1917 г. Так сложилось, что в предыдущих войнах военные врачи были отстранены от организаци...
Методы и средства обеспечения защи щѐнности видеосигналов основаны на установлении каналов утечки и нформации путѐм выделения и оценк и параметров тестовых видеосигналов и повышения порога чувствительности в кан а- лах утечки информации выше нормативного значе...
Предпринимательская деятельность всегда связана с различного рода рисками. Этого происходит в связи с нестабильностью внутренней и внешней среды организации и не позволяет предпринимателю быть уверенным в результатах его деятельности. Риск достаточно сложное я...