Рефлексия — важный механизм самосовершенствования личности, обеспечивающий успешность ее деятельности и общения. В современных исследованиях рефлексия выступает как традиция культуры, как принцип мышления, как фактор профессионального совершенствования и формирования профессиональной позиции, как ресурс качества. Рассматриваются социальные, художественные, эпистемологические, нравственные, культурно-исторические, методологические и прочие аспекты рефлексии. Исследователи обращаются к изучению рефлексивных способностей и умений, рефлексивной организации деятельности и управления, рефлексивного опыта и позиции личности, рефлексивного подхода и технологий, рефлексивной культуры и готовности к деятельности.
В философской литературе рефлексия рассматривается как обращенность человека к самому себе, деятельность самопознания, направленная на осмысление своих действий и их законов, мышление о мышлении.
В работах психологов традиционно говорится о рефлексии как механизме, процессе, явлении, способствующем выходу из наличной ситуации и выработке определенного отношения. Рефлексия выступает как механизм построения новых образцов себя, выработки более адекватных знаний о мире, как один из показателей умственного развития, как цепочка внутренних сомнений, умозаключений, переживаний, оценок. Она является системообразующей характеристикой мышления.
С педагогической точки зрения рефлексия – неотъемлемый компонент деятельности, необходимое условие ее совершенствования. Суть рефлексии заключается в уникальном опыте личностного осмысления, переживания, оценки отношения к тому, что связано с различными сферами деятельности человека, это особая реальность, которая обеспечивает осмысление прошлого и проектирование будущего, а потому является незаменимым механизмом в педагогической практике.
В педагогическом процессе рефлексия выполняет как ретроспективную функцию (критический анализ, обобщение и систематизация накопленного знания), так и конструктивную (выработка целей, программ, средств деятельности). Значение рефлексии состоит в том, что она обеспечивает не только потенциальную, но и реальную открытость личности новому опыту, является источником инноваций и развития.
Получению опыта рефлексивной деятельности, формированию рефлексивной культуры личности в рамках образовательного процесса может способствовать использование специальных методов организации рефлексии. Они достаточно широко представлены в педагогической литературе, современному педагогу предлагается арсенал из десятков методов, позволяющих решать различные задачи. Но у многих педагогов-практиков именно выбор метода организации рефлексии для использования на учебном занятии вызывает наибольшие затруднения. Ориентиром для выбора метода, адекватного педагогическим задачам, может служить их типология.
По временному фактору выделяют следующие виды рефлексии:
- упреждающая – ориентирована на опережающее отражение отношений, мнений, смыслов до начала осуществления деятельности, анализ возможных последствий до того, как принято решение (реализуется с помощью методов Светофор, Я, с помощью вопросов Что произойдет, если …?);
- синхронная – осуществляется непосредственно в процессе деятельности, одновременно с ней, что дает возможность гибко корректировать действия в соответствии с текущей ситуацией (реализуется с помощью методов Графики, Цветовой индекс урока);
- ретроспективная – направлена на осмысление хода и результатов уже произошедшего, завершенного на данный момент действия, позволяет оценить эффективность деятельности в целом и извлечь урок на будущее (может быть реализована устно с помощью вопросов педагога в конце занятия либо с помощью различных рефлексивных карточек, заполняемых письменно индивидуально (табл.1) или группой (табл.2)).
Таблица 1 – Индивидуальная карточка рефлексии
+ Мне удалось: |
- У меня не получилось: |
? У меня возникли вопросы: |
! Появилось предложение: |
По характеру объекта рефлексии выделяют такие ее виды:
- кооперативная – анализ процесса совместной деятельности ( механизм ее реализации включает остановку деятельности, выход во внешнюю по отношению к ней позицию, фиксацию затруднений, анализ причин затруднения, конструирование нового способа деятельности);
- коммуникативная – осмысление человеком того, как он воспринимается партнерами по общению, смена представлений о другом субъекте на более адекватные в результате общения (реализуется с помощью вопросов Эффективен ли я как член команды? Каков мой вклад в общий результат? Что изменилось бы, если бы я/он повел себя иначе?);
- личностная – процесс переосмысления себя, анализ отношения к самому себе, собственным поступкам (в учебном процессе чаще всего реализуется с помощью методов Дерево настроения, Палитра, Рожицы, Отметь себя на фото);
- интеллектуальная – ее предметом являются знания об объекте и способы действия с ним (в учебном процессе задается с помощью методов Фишбоун, Ковер идей или вопросов О чем этот текст? Что нового я из него узнал? Как это согласуется с моими прежними представлениями? Какой вывод я могу сделать?).
Таблица 2 – Групповая карточка рефлексии
Проанализируйте ход и результаты вашей работы на занятии. С какими трудностями вы встретились и какие действия предпримете на следующем занятии? |
|
Что вы делали на занятии? |
Каким образом вы это делали? |
Трудности, проблемы, вопросы: |
Способы решения: |
По степени проблемности выделяют следующие уровни рефлексии:
- практический – главным содержанием анализа являются практические действия и их продуктивность, результаты анализа чаще всего выражаются в терминах правильно/неправильно, получилось / не получилось (реализуется с помощью методов Облака-Солнце, Диполь);
- каузальный – осмысление причин и последствий своих действий (реализуется с помощью вопросов Что у меня не получилось? Почему?);
- критический – (в учебном процессе реализуется с помощью вопросов Что я делал? Как я это делал? Что мне помешало? Что можно изменить? Как иначе выполнить это задание?).
По способу выражения результата рефлексии можно выделить такие методы ее организации:
- количественные – ориентированы на выражение мнений и оценок с помощью количественных значений в виде баллов, процентов, градусов и т.п. (Диаграммы, Версты, Мишень, Градусники);
- качественные – выражение результатов анализа в развернутой словесной форме (Заверши фразу, Мини сочинение, Рефлексивный круг, Чемодан-корзина-мясорубка, Синквейн).
По количеству объектов рефлексии различают методы:
- с жестко заданным количеством объектов – (Пять пальцев, Осьминог, Мишень, Звезда сбывшихся ожиданий);
- многомерные или вариативные – позволяющие гибко варьировать количество объектов рефлексии (Снежинка, Версты, Цветопись, Ромашка).
В профессиональном образовании методы организации рефлексии могут быть выбраны (придуманы) педагогом исходя из той профессии, по которой осуществляется подготовка специалистов:
- фотограф – Фотография учебного занятия,
- водитель – Дорожные знаки,
- овощевод – Сад,
- парикмахер – Зубчики расчески и т.п.
В заключение хотелось бы отметить, что помимо адекватного выбора метода важными условиями организации рефлексии учебной деятельности являются наличие в структуре учебного занятия времени, специально отведенного для рефлексии, терпимость педагога к различным точкам зрения, отсутствие критики, положительный психологический микроклимат на занятии.
Беляева О.А.
«Т е х н о О б р а з `` 2 0 1 1» РОЛЬ И МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НЕПРЕРЫВНОМ РАЗВИТИИ И САМОРАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ТОМ II
Материалы VIII Международной научно-практической конференции