Как перед ней не гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
Ф.Тютчев
Строки Федора Ивановича Тютчева, написанные в середине XIX века, по сей день актуальны, равно как и проблема противостояния двух цивилизационных полюсов – Запада и Востока.
В силу природно-географической данности восточнославянская цивилизация занимает положение между Западом и Востоком. Отражением этой особенности является геоцивилизационный феномен восточнославянских народов, состоящий в «срединности», транзитивном типе культурного бытия. Промежуточный статус восточнославянских народов сказался на их судьбе, менталитете, ценностных установках, формировании особого типа личности и культуры. Близкое соседство восточнославянских народов с более эффективными в экономическом отношении западными странами породило раскол сознания. Образ и условия жизни соседних народов вызвали отрицание объективных факторов развития у восточнославянских народов.
История славянских народов – это история противостояния чужеземной захватнической политике, попытки балансирования между цивилизационными полюсами. Восточнославянская общность издавна несла тяготы, представленные сочетанием природной географии и геополитики. Южная часть региона испытывала риски, связанные с нападением степных кочевников. Северная – риски, связанные с суровыми климатическими условиями [2].
Истоки восточнославянской культуры
Под восточнославянскими народами понимаются народы Беларуси, России и Украины. Именно они образуют восточнославянскую цивилизацию. Критериями принадлежности к восточнославянской цивилизации назывались общие греко-византийские корни, православная вера, церковно-славянский язык, из которого развились современные языки, целый ряд характерных черт устройства социально-духовной жизни, состоящих в гармоничном развитии всех их компонентов (по Н.Я. Данилевскому), в превалировании «благодати» (по Иллариону) [1].
Язык выступает важным элементом культурогенеза для восточных славян. Неоспоримо генетическое родство между белорусским, украинским и русским языками, восходящими к старославянскому бесписьменному языку.
В биологическом и расово-этническом аспекте, согласно современным антропологическим исследованиям, этногенез восточных славян осуществлялся под воздействием выраженной этнической ассимиляции и содержал в себе дивергентные элементы, проявившиеся в самих истоках этнической общности.
Восточным славянам удалось сформировать особую структуру ценностей: это и трудовая этика, и правила межличностных отношений, правила взаимодействия личности и общества, особое отношение к семье и к распределению ролей внутри семьи, это и терпимость к иной вере, иной культуре, это и особая экологическая культура. Именно духовная составляющая является мощным базисом становления восточнославянского мировоззрения. Хронологически первым источником мировоззрения являлась богатая образами славянская мифология, в которой коренятся основы духовности русского, белорусского и украинского народов. В мифах заложено важное для понимания особенностей мировоззрения восточных славян явление – чувство гармонии с окружающим миром, оптимистический взгляд на жизнь, ориентация на духовную и нравственную силу [3].
Особую роль в формировании и развитии культуры восточнославянских народов сыграла византийская культурная традиция, а именно – православие. Православие послужило трансформации языческого миропонимания и формированию новой системы ценностных установок и ориентиров.
Таким образом, сходство в биологическом и расово-этническом аспекте, церковно-славянский язык, православная вера, общность черт социально-духовной жизни, сокровищница артефактов духовной и материальной культуры являются несомненным доказательством права восточных славян на самоидентификацию и отстаивание своего уникального наследия.
Восточнославянская цивилизация: наше время
(к вопросу о «европейском выборе»)
На данном этапе исторического развития перед восточнославянскими народами особо остро стоит вопрос о цивилизационной идентичности, что подразумевает наше культурно-цивилизационное бытие как таковое.
Интенсивно развернувшиеся глобализационные процессы порождают новую реальность, стремясь к стиранию культурно-цивилизационных границ. Официальное видение данного процесса представляется масштабным мероприятием, направленным на достижение гармонии и культурного взаимообогащения в планетарном масштабе. В действительности глобализация является проектом по «перекройке» мира по западному образцу.
Наравне с популярными интеграционно-глобализационными идеями широкое распространение получили миф о «недоцивилизованности», идея пресловутого «европейского выбора», вхождения в «семью цивилизованных стран». Подобные тенденции крайне губительны в отношении славянского самосознания, так как формируют отрицание собственной тысячелетней истории, культурного и духовного наследия.
Идея «европейского выбора» не нова, первым шагом на пути к европеизации явилась созданная Петром I империя со столицей в Санкт-Петербурге. Профессор В.М. Межуев пишет: «В качестве империи российское государство превратилось в частичное, хотя, конечно, во многом поверхностное подобие просвещенного абсолютизма европейских монархий. При Екатерине II любовный роман русской власти с идеями французского Просвещения достиг высшей точки, чтобы затем – к концу ее царствования – навсегда прерваться под впечатлением от страшных картин пугачевского бунта и Великой французской революции. Но зерно европейского вольномыслия и свободолюбия было брошено в российскую почву и дало быстрые всходы, породив в среде образованных дворян так называемых западников (от Радищева до Чаадаева и Герцена)» [4].
Избирательное отношение к собственной истории формирует ложные образы и стремления. На Украине, к примеру, русофобия владеет умами многих украинцев. Особенно славится этим западная Украина (при том, что местные жители, тысячу лет называвшие себя русинами, были только в 1904 году переименованы австро-венгерскими властями в "украинцев").
Украинский мыслитель С.Н. Сидоренко на сей счет пишет: «Жалким и одновременно гибельным выглядит стремление украинских политиков размежеваться навеки с Россией. Безболезненно разделить на части можно разве что географическую карту. Если же в реальности пытаться провести разделительную линию между украинским и русским, то эта черта пройдет не по государственным границам, а по душам самих людей». Душа славян едина, невозможно представить Беларусь, Украину без духовного опыта России, без столпов славянской души и мысли (Пушкина, Толстого, Достоевского и др.) [5].
И.С. Аксаков писал: «Историческое чувство, историческое сознание!... да ведь это значит уважение к своей земле, признание прав своего народа на самобытную историческую жизнь и органическое развитие; постоянная память о том, что пред нами не мертвый материал, из которого можно лепить какие угодно фигуры, а живой организм, великий, своеобразный, могучий народ русский, с его тысячелетней историей! Да не в том ли вся сумма наших бед и зол, что так слабо в нас во всех, и в аристократах, и в демократах, русское историческое сознание, так мертвенно историческое чувство» [6].
Николай Яковлевич Данилевский в свою очередь говорил о том, что «для всякого славянина после Бога и Его святой церкви, идея Славянства должна быть высшей идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него не достижимо без ее осуществления, без духовно, народно и политически самобытного, независимого славянства; а напротив того, все эти блага будут последствиями этой независимости и самобытности».
Стратегия развития восточнославянского мира
Наиболее важным в геостратегическом плане для восточнославянских народов в данный исторический период является формирование восточнославянского цивилизационного центра развития и силы на собственной культурно-цивилизационной основе. Беларусь и Украина изначально (территориально) являются европейскими государствами, однако этот факт следует принимать исключительно в географическом смысле, но не в культурно-цивилизационном. Подобно России, Беларусь и Украина принадлежат к православно-христианской цивилизации. Сами западные мыслители, как например, С. Хантингтон («Столкновение цивилизаций»), не признают славянские государства европейскими, считая, что «Европа заканчивается там, где заканчивается западное христианство и начинаются ислам и православие».
Украина и Беларусь воспринимаются как буфер между Европейским союзом и Россией или как биоматериал, способствующий замедлению разрушения европейского культурно-цивилизационного кода. В Западной Европе давно обнаружила себя тенденция к денационализации, ни о каком сохранении, возрождении и развитии национальной самобытности, национального самосознания и национальной идентичности, в случае примыкания Беларуси и Украины к Западноевропейскому союзу, речи и не идет.
В целом перед Республикой Беларусь и Украиной открываются следующие предполагаемые пути развития:
- Движение в западном направлении с перспективой полной потери своей политической субъективности, краха экономической системы, а также «вымывания» наиболее биологически и социально активной части населения;
- Цивилизационное бездействие – «маневрирование» между Западом и Россией (данная стратегия не является продуктивной);
- Объединение восточнославянских народов с целью сохранения территориальной, политической, экономической и культурной автономии.
Необходимо иметь в виду, что в настоящее время историческую перспективу для своего выживания и дальнейшего развития имеют только те страны, территории которых богаты минеральными и энергетическими ресурсами, или страны, которые овладели (или овладеют в будущем) высокими технологиями. Факторов развития на самом деле множество, но на данном историческом этапе важнейшими являются выше обозначенные. Россия без стратегического экономического, политического и военного союза с остальными восточнославянскими странами вряд ли сможет сохранить свою территориальную целостность, удержать свою Западную и Восточную Сибирь – богатейшую в мире кладовую сырьевых и энергетических ресурсов (причина – нехватка населения). В столь богатом сырьевом регионе заинтересованы США, Китай, Япония и др. Россия богата не только минеральными и энергетическими ресурсами, но и водными, плодородными черноземными почвами, хвойными лесами.
Только объединившись, Россия, Беларусь и Украина смогут стать значимыми субъектами мировой политики. Но будущее зависит не только от объективно-исторических факторов, но и от субъективного фактора истории. Восточнославянским народам нужна духовная мобилизация, мощный интеллектуальный прорыв, новый проект, мобилизирующий народ. Догоняющий характер развития привел к негативным последствиям, новый проект развития должен выражать характер опережающего развития.
В Декларации Международного славянского движения прописано: «Славянские народы не хотят ни над кем возвышаться, но они никогда не позволят, чтобы кто-либо ставил под сомнение их законные права и роль в развитии мировой цивилизации».
Л.В. Беринчик
Человек в мире социума: сборник научных статей. Под редакцией Ч.С. Кирвеля, Б.И. Липского – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2013.