Категории

Изменения законодательства СССР в годы ВОВ как вклад в победу над фашистской Германией

7 минут на чтение

Ранним утром 22июня 1941 года Германия начала войну против советского государства. Это была война, примеров какой не знал великий народ Советского Союза, война на полное уничтожение и порабощение нации. Речь шла о ликвидации СССР как цивилизации и как страны, в буквальном смысле этого слова.

Вся экономика страны, великий народ, основные институты государственности вынуждены были перестраиваться на новый уровень работы, который диктовала военная обстановка. Не явились исключением система государственной власти и законотворчество.

Во время войны действовали общесоюзные, республиканские и местные органы власти и управления. На срок войны были продлены полномочия ВС СССР. За время Отечественной войны было проведено три заседания сессии Верховного Совета, основным направлением работы которой явилось ратификация союзных договоров, бюджета и расширение прав союзных республик в области обороны и внешних сношений. Кроме того, создавались чрезвычайные органы.

В местностях, объявленных на военном положении, все полномочия власти в области обороны, обеспечения порядка и госбезопасности передавались Военным Советам фронтов, армий, военных округов. Они могли издавать постановления, неисполнение которых влекло ответственность вплоть до уголовной.

Основным правовым документомко времени начала Великой Отечественной была Конституция СССР 1936 года с различными поздними дополнениями к ней Законы СССР и указы обеспечивали нормальное существование и функционирования Советского государства в мирное время. Однако, после вероломного наступления фашисткой Германии без объявления войны, нарушившего пакт о ненападении 1939года, Советское правительство понимала необходимость перевода жизни на новый лад и ведение новой внутренней и внешней политики отвечающей условиям военного времени.

В Великую Отечественную войну указы государственных правотворческих органов продолжали выступать в качестве важнейшего средства проведения в жизнь политики Советского государства, служили средством реализации его функций.

Положения военного времени дали толчок для изменения и дополнения советского законодательства, которые зачастую были радикальными и чрезвычайными.

В целях быстрой мобилизации советских народов и для принятия мер защиты от врага, 30 июня 1941 года. Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли совместное постановление, которым признавалась необходимость создания Государственного Комитета Обороны, сосредоточение всей полноты власти в руках ГКО.

Юридической базой всего законодательства продолжали оставаться Конституция СССР и конституции союзных и автономных республик. При этом особое значение приобретали те их нормы, которые прямо касались вопросов обороны страны - состояния войны, общей и частичной мобилизации, руководства вооруженными силами, всеобщей воинской обязанности и прохождения военной службы гражданами СССР. Конституционная обязанность граждан по защите Отечества получила свою конкретизацию в ряде нормативных актов Советского государства, изданных уже в первые дни войны, прежде всего в Указе Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 года.

Особое значение имели решения Государственного Комитета Обороны, относившиеся к числу актов высшей юридической силы. Они были обязательны для исполнения всех партийных, советских, комсомольских и военных организаций, равно как и для всех граждан.

Во время войны широко использовались такие правовые институты, как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение, вводился при угрозе захвата территории противником. Таким примером является введение осадного положения в Москве 20 октября 1941 года.

Согласно Указу «О военном положении»от 22 июня 1941 года, военные власти могли издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за их неисполнение административные наказания в виде лишения свободы сроком до 6 месяцев или наложения штрафа до 3 тыс. руб. Они были вправе отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать от них безусловного и немедленного их исполнения.

Нормотворческая деятельность Советского государства дополнялась судебной практикой. Особое значение приобрели постановления Пленума Верховного Суда СССР, которые оперативно и гибко откликались на требования военного времени. Устанавливая порядок применения ряда правовых норм, толкуя законы и подзаконные акты, Верховный Суд нередко восполнял в то же время пробелы в праве, которые выявлялись в практике, но не были решены законодателем и не могли быть восполнены в процессе законодательной деятельности из-за сложной обстановки.

Огромную роль в правосудии сыграл указ Президиума Верховного Совета СССР «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий» от 22 июня 1941 года, определяя особую систему военной юстиции. Данный указ утвердил Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Данным нормативным правовым актом значительно расширялась подсудность военных трибуналов. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, хищение социалистической собственности, разбой, убийства, уклонение от исполнения всеобщей воинской повинности. Был изменен в связи с войной и процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно. Лишь о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, и если до истечения 72 часов она не истребовала дело, приговор приводился в исполнение.

Война вынудила Советское государство приостановить действие некоторых норм Конституции до окончания войны, а другие видоизменить в соответствии с чрезвычайной обстановкой. Конституционные гарантии свободы слова, печати, митингов, шествий, демонстраций, неприкосновенности жилища и тайны переписки не могли в условиях войны осуществляться в том же объеме, что и до нее. Они увязывались с необходимыми дополнительными мерами предосторожности и контроля, диктуемыми обстановкой военного времени. Некоторые институты советского права, не применявшиеся в мирных условиях, во время войны получили весьма значительное применение, стали важным инструментом решения новых сложных проблем.

Во вражеском тылу в ряде районов сохранялись непрерывность и преемственность действия советских правовых норм. Штабы партизанских движений, подпольных организаций представлявшие там Советскую власть, издавали в подпольных печатных типографиях постановления, распоряжения, приказы на основе Советской Конституции, советского законодательства.

Введение военного положения в ряде республик и областей страны повлекло за собой установление особого правового режима, то есть возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей в интересах обороны и разгрома врага, а именно: трудовой повинности, автогужевой повинности, военно-квартирной обязанности, мобилизации для военных нужд транспортных средств и другого имуществ.

Правовая система, сложившаяся в довоенный период, в основном сохранялась и после вступления СССР в войну. Однако формирование чрезвычайных органов, институтов и отношений не могло не сказаться на системе права и правового регулирования. Заметно была сужена область договорных отношений, усилилась тенденция к централизации, гражданско-правовые методы уступали место хозяйственно- и административно-правовым.

Претерпели изменения такие отрасли права как гражданское, трудовое, семейное, колхозное, уголовное.

Так в гражданском праве отмечается расширение предоставления льгот для военнослужащих, партизан, добровольцев, расширение круга  наследников на собственность, предоставление льгот для эвакуированных рабочих. Отмечается принцип незыблемости права на  оккупированных территориях и не признание гражданско-правовых сделок, противоречащих закону СССР. 

В трудовом правеотмечается возможность на законодательном уровне привлечения граждан к трудовой повинности, введение обязательных сверхурочных часов, отмены очередных отпусков. Осуществляется введение мобилизации трудоспособного городского населения. Изменяется порядок пенсионного обеспечения военнослужащих Красной армии и их семей.

В семейном праве проявляется укрепление института брака, повышение рождаемости, введение патроната, облегчение усыновления детей. С целью поддержки и сохранения семей усложняется процесс развода.

В колхозном праве вводится повышение обязательного минимума трудодней в году, ужесточение ответственности за не отработку обязательных трудодней. Находит отражение привлечение городского населения, школьников старших классов для работы в колхозах.

В уголовном праве происходит издание актов по усилению наказания за различные преступления, введение наказания за новые преступления, характерные в военное время, применение отсрочки исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт, освобождение от уголовной ответственности лиц, отличившихся храбростью в бою. В связи с пленением большого количества немецких офицеров и солдат, отличившихся особой жестокостью по отношению к гражданскому населению и советским военнослужащим, происходит введение наказания для немецко-фашистских захватчиков и их пособников. Данный вид наказания позволяет привлекать данных военнослужащих к высшей мере наказания через повешение.

Таким образом, и в условиях войны оставались незыблемыми конституционные принципы советского общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан. Право полностью сохранило свой социалистический характер. Расширение сферы административных методов руководства, суровые меры, которые нередко вынуждено было применять Советское государство в отношении нарушителей законов и дисциплины, продиктованные необходимостью, не колебали основных принципов социалистического права. Оно во многом способствовало претворению в жизнь лозунга: «Все для фронта, все для победы!». Оно содействовало созданию крепкого, организованного тыла, переводу экономики страны на военные рельсы, играло роль эффективного регулятора общественных отношений, укрепления дисциплины и организованности.

Советское государство правовым регулированием добивалась скорейшей победы над врагом. Изменения в праве были направлены на помощь и поддержку военнослужащих и их семей, решение проблема беспризорности, материальное стимулирование рождаемости и воспитания детей как своих, так и усыновлённых, укрепление брачных отношений, обеспечение продовольствием и сырьём советского народа, фронта, промышленности, решение проблемы повышения преступности и т.д. Гражданским свободе и праву пришлось уступить интересам государства в победе над врагом, законы, принятые военными начальниками, не подвергались обсуждения и выполнялись беспрекословно. Такие меры частичного решения свободы можно оправдать сложными обстоятельствами военного времени.

В период ВОВ Советское государство использовало законодательство для проведения большой организаторской работы. Оно содействовало перестройке народного хозяйства в полном соответствии с потребностями и нуждами фронта, обеспечивало укрепление фронта и тыла Советской Армии, по-новому регулировало многообразные правоотношения, возникавшие и изменявшиеся в условиях военного времени.

А.А. Семенов

Боевое братство славян на защите мира: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: С.А. Пивоварчик (гл. ред.) [и др.] - Гродно: ГрГУ, 2014- 341 с.

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Среди белорусов и уроженцев Беларуси на фронте сражалось 1,3 млн. чел., в партизанском движении и подполье, с учетом партизанского резерва, – около 1 млн. чел. Около 1 млн. наших земляков ковали победу в советском тылу на заводах Урала, Сибири и Средней Азии. ...
В 1939 – 1940 гг. Государственная граница СССР была отодвинута на запад в результате военно-политических действий советского руководства. Согласно секретному протоколу сферы влияния между Германией и СССР прошли по рекам Буг, Нарев, Висла, Сан и большая часть ...
Законодательство об образовании – система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере образования, которая включает в себя Конституцию Республики Беларусь, Кодекс РБ об образовании и иные акты законодательства. Целями законодательст...