Боевая готовность военнослужащих обеспечивается многими факторами, особое место среди которых занимает физическая подготовка, являющаяся одним из важнейших предметов боевой подготовки, неотъемлемой частью системы боевого совершенствования личного состава Вооруженных Сил. Уровень физической подготовленности призывного контингента и кандидатов на поступление в военные вузы в последние годы, к сожалению, оставляет желать лучшего. Число молодых людей, годных к военной службе, снижается. В то же время в стране продолжается процесс оптимизации и реформирования Вооруженных Сил. Основная его цель-создание профессиональных, мобильных, хорошо управляемых, вооруженных современным оружием войск, способных надежно защитить национальные интересы Беларуси, гарантировать ее суверенитет и территориальную целостность. Опыт ведения боевых действий в современных локальных войнах и военных конфликтах еще раз показал, что какой бы технически оснащенной ни была армия, решающей силой в достижении победы остается солдат. Этот солдат должен не только обладать всеми качествами, необходимыми для успеха в бою, то есть быть инициативным, технически грамотным, обладать соответствующими военными знаниями и умениями и т.д., но и иметь хорошее здоровье, быть физически развитым. В связи с этим одним из важных условий перехода Вооруженных Сил Республики Беларусь на новый качественный уровень профессиональной подготовленности становится совершенствование системы физической подготовки военнослужащих.
А.В.Суворов впервые в практике боевого обучения войск ввел утреннюю тренировку, которая служила средством повышения боевой выучки и физической подготовки воинов. В ее содержание входили строевые упражнения (медленная и ускоренная ходьба в различных направлениях, повороты) и ружейные приемы.
Значительный вклад в разработку системы физического воспитания в стране и физической подготовки в армии внес П.Ф.Лесгафт (1837 — 1909 гг.). Изучив по заданию военного ведомства организацию физического воспитания во многих государствах Европы, он разработал оригинальную систему физического воспитания, в результате овладения которой обучаемые вузов получали физическое образование. По инициативе Лесгафта открывались и работали разнообразные школы и курсы, в которых готовились руководители занятий по физическому воспитанию для школ и физической подготовке для армии и флота. Для теории физической подготовки войск весьма ценной была его попытка классифицировать упражнения на общие подготовительные и специально применяемые к военным занятиям. Тем самым именно Лесгафт выдвинул идею о специализации физической подготовки войск.
С первых лет строительства Красной Армии активно развивается система физической подготовки войск. Руководство физической подготовкой было возложено на Главное управление всеобуча, при котором был создан допризывно-спортивный отдел. В 1925 г. была закреплена система физической подготовки, которая включала в себя следующие формы: учебные занятия, утренние физические упражнения (зарядку), физическую тренировку на строевых и тактических занятиях и спортивную работу. В штат управления стрелковой дивизии была введена должность наблюдающего за физической подготовкой, который находился в непосредственном подчинении командира дивизии. Спортивную работу также стали проводить в Красной Армии с первых дней ее образования. Основным центром развертывания спортивной работы были красноармейские клубы, которые начали создаваться в 1918 г. А уже в 1923 г. были организованы первые соревнования всеармейского масштаба. В эти годы для личного состава армии наибольшее распространение получили стрелковый и лыжный спорт, легкая атлетика, спортивные игры, плавание, борьба и военные многоборья. Значительную роль в подъеме массового спорта в армии сыграло введение комплекса ГТО. За лучшие показатели подготовки значкистов было развернуто соревнование между ротами, полками, дивизиями, военными округами. В подразделении организация спортивной работы была возложена на командира и политрука. Из числа наиболее подготовленных спортсменов назначался спортивный организатор.
В 1930-х годах армейские спортсмены выступали инициаторами дальних лыжных и пеших переходов, в армии были проведены летние и зимние спартакиады с привлечением большого числа участников. Физическая подготовка и массовый спорт в Красной Армии в этот период характеризуются дальнейшим усилением массовости и повышением военно-прикладной направленности. На занятиях по плаванию большое внимание стало уделяться плаванию в обмундировании, с оружием и снаряжением, а также переправам вплавь и с помощью подручных средств. На занятиях по рукопашному бою, наряду с изучением технических приемов, много времени отводится единоборствам на винтовках с мягким наконечником, а также сочетанию приемов рукопашного боя с преодолением препятствий и метанием гранат. Усилилась тренировка в марш-бросках и лыжныхпереходах на дистанции от 5 до 30 км и более, причем в любую погоду, днем и ночью, а также в противогазах и с полной выкладкой.
Великая Отечественная война подтвердила большое значение физической подготовленности военнослужащих для успешных боевых действий. После Великой Отечественной войны развитие физической подготовки в Вооруженных Силах условно подразделяется на несколько этапов, смена которых осуществлялась вместе с качественными преобразованиями вооружения, боевой техники и родов войск. Развивались руководство, планирование, организация и обеспечение физической подготовки. Оценка уровня физической подготовленности военнослужащих проверялась, в том числе и в многочисленных военных конфликтах в различных регионах планеты, в которых принимали участие советские воины. Для улучшения организации физической подготовки большое значение имело введение с 1 января 1953 г. в воинских частях штатной должности начальника физической подготовки и спорта. С 1 января 1956 г. в Вооруженных Силах вводится Военно-спортивный комплекс. Являясь основной частью системы физического воспитания, Военно — спортивный комплекс стал основой массовой спортивной работы в Вооруженных Силах. В 1959 г. было положено начало проведению ежегодных всеармейских смотров спортивной работы, заочных соревнований воинских частей, соединений, военно-учебных заведений, видов войск за лучшие показатели в постановке спортивной работы: подготовке значкистов Военно-спортивного комплекса, спортсменов-разрядников, создании спортивной базы и пропаганде спорта. Смотры спортивно-массовой работы в той или иной форме продолжаются и сегодня, что способствует вовлечению всего личного состава в систематическую физическую тренировку.
В конце 1950-х гг. продолжились исследования по дальнейшему усилению военно-прикладного характера спорта и приближению содержания спортивной работы к физической и боевой подготовке личного состава. В результате были разработаны классификационные требования по ряду военно-прикладных упражнений, которые в 1961 г. вошли в Единую Всесоюзную спортивную классификацию.