Категории

Формирование гендерных стереотипов в процессе социализации (на примере социализации семьи)

9 минут на чтение

 

Гендер – одна из основных категорий социальной жизни человека. К представителям каждого пола предъ- является особый набор поведенческих норм и ожиданий, значительно отличающийся от требований к другому полу. Эти требования различны к мальчикам и к девочкам, к мужчинам и к женщинам. Все это находит свое отражение в особых формах проявления общественного сознания – стереотипах. Под стереотипом понимают стандартное умозаключение в стандартной ситуации, принимаемое человеком без явного осознания. Предна- значение стереотипов – экономить время и ресурсы нашего мозга. Термин «стереотип» был введен в 1922 г. американским социологом У. Липпманом для описания процесса формирования общественного мнения [1, с. 30]. С тех пор термин успешно применяется для характеристики любого устойчивого образа, который склады- вается в общественном или групповом сознании.

Гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения)  о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Гендерные стереотипы появляются у детей уже в 2,5 – 3 года. Они отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин. Гендерные стереотипы являются подвидом более широкой категории – социальных стереотипов. Понятие социального стереотипа означает способность человека обобщенно оценивать окружающий мир и служит основанием для его умозаключений и некритических выводов. Положительная функция социальных стереотипов состоит в том, что, действуя в условиях дефицита информации, они позволяют быстро реагировать на происходящие измене- ния, ускоряют процесс познания. Но далеко не всегда социальный стереотип является отражением объективной реальности. Зачастую стереотипы оказывают консервативное воздействие, формируя в людях ошибочные зна- ния и представления, которые, в свою очередь, негативно сказываются на процессах межличностного взаимо- действия. Обобщение характеристик отдельных индивидов и распространение их на группу людей и явлений называется стереотипизацией. По мнению Э. Аронсона, «мыслить стереотипно – значит приписывать иден- тичные характеристики любому человеку в группе, не обращая внимания на реальные различия между членами этой группы» [2, с. 307].

Со стереотипами различного рода мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, когда характеризуем то- го или иного человека или группу людей по каким-либо «общим» качествам и свойствам. Например, суждение о том, что «норвежцы спокойны и медлительны, итальянцы экспрессивны и темпераментны», распространяется благодаря бытующим мнениям об особенностях «национального характера». Подобные суждения называют этническими стереотипами. Существуют расовые стереотипы, стереотипы в отношении представителей тех или иных профессиональных групп, носителей того или иного социального статуса.

Рассмотрим сначала само понятие гендерного стереотипа. По определению А.В. Меренкова, это «устойчи- вые программы восприятия, целеполагания, а также поведения человека, в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола» [3,  с. 161]. Другое определе- ние мы встречаем у И.С. Клециной: «Под гендерными стереотипами понимаются стандартизованные представле- ния о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [4, с. 19].

Итак, понятие «гендерные стереотипы» подразумевает, во-первых, качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины. Во-вторых, в гендерных стереотипах содержатся норма- тивные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола. В-третьих, в гендерных стереотипах отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отлича- ются друг от друга мужчины и женщины. В-четвертых, гендерные стереотипы зависят от культурного контек- ста и той среды, в которой они находят свое применение.

Термин «социализация» используется социологами и психологами при описании процесса освоения чело- веком социальных норм и моделей поведения на протяжении всего жизненного пути. При этом обычно выде- ляют три стадии социализации:

  • первичную или начальную – социализацию ребенка в семье;
  • вторичную – социализацию в школе;
  • завершающую – социализацию взрослого человека (принятие профессиональных, семейных и других ро- лей).

Первичная социализация закладывает основы идентификации с полом. Мальчики играют в военные игры, а девочки в куклы. Мальчиков учат быть смелыми и сильными, а девочек – мягкими и заботливыми.

Агенты первичной социализации (родители) играют разную роль на определенных этапах гендерной со- циализации. Как правило, мужчины предпочитают взаимодействовать с детьми в подростковом возрасте, в то время как роль женщины особенно сильна в младенчестве. Отец, как агент социализации, выполняет следую- щие роли: кормильца, воспитателя, дисциплинатора и эталона поведения.

Почему будущие родители и близкое окружение заранее хотят знать пол ребенка? Потому что в зависимо- сти от этого они не только выберут ему имя, но и подберут цвет одежды для новорожденного. В зависимости от пола ребенка родители покупают ему игрушки: девочке – куклы, посуду; мальчику – машинки, конструктор. Исследование американских ученых в сфере различий в наборах игрушек для детей разного пола показало, что у мальчиков значительно больше игрушек, развивающих двигательную и познавательную активность, а игруш- ки для девочек направлены на взаимодействие с другими людьми и вербальную активность. Таким образом, через игры, одежду и манеры поведения ребенок с младенчества начинает себя идентифицировать либо с муж- ским, либо с женским полом.

Мальчик с раннего детства знает, что должен быть сильным. Мужской стиль жизни во всех возрастах от- личается высокой соревновательностью, что заставляет мужской пол быть смелым, а зачастую, и грубым. Этот стереотип помогает формированию мужского характера, зачастую лишая мужчину тепла и нежности.

Р. Лакофф высказал предположение, что в процессе социализации девочек учат говорить «по-женски» нежно, а не «по-мальчишески» грубо: «Девочкам внушают, что они должны вести себя как «маленькие леди», которые не кричат громко, как мальчики; девочек более строго наказывают, если они проявляю раздражитель- ность или сердятся. Полагают, что «бойкость» присуща маленьким мальчикам, поэтому она им дозволяется; от маленьких же девочек ждут послушания и покорности Мы склонны проявлять терпимость, когда в гнев впадает мужчина; женщине этого не прощают. Женщинам не возбраняется суетиться, жаловаться, но только мужчина может себе позволить приступ ярости» [1, с. 49].

Американские исследователи обнаружили, что скрытое подавление девочек начинается почти с младенче- ства, по крайней мере, уже в семье [1, с. 50]. Игрушки для мальчиков в большей степени позволяют проявить изобретательность, дают больше возможностей манипулировать различными предметами и позволяют поддер- живать более явную обратную связь с материальным миром, чем игрушки для девочек. С другой стороны, иг- рушки для девочек, как правило, таковы, что девочки в своих играх больше подражают окружающим, имеют меньше возможностей для новаторской деятельности. Мальчики участвуют в играх, требующих применения стратегий. При воспитании мальчиков поощряется любознательность и исследование окружающего мира, т.е. качества, которые необходимы для экспериментирования. При воспитании девочек наблюдается использование ограничивающих средств: контроль и оказание помощи при возникновении трудностей, поощрение нахожде- ния рядом со старшими и прочее. Как следствие – девочки не имеют возможности для экспериментов, не стал- киваются с трудностями и противоречиями и не прилагают усилий для поиска решений.

Распределение домашних обязанностей между мальчиками и девочками также отражает различия в сво- боде передвижения: на мальчиков чаще возлагают обязанности, требующие выхода за пределы дома или района проживания, в то время как на девочек возлагаются работы внутри дома (уборка, уход за младшими братьями и сестрами, помощь по хозяйству). В результате у девочек формируется социально приемлемый и коллективист- ский стиль социализации, а у мальчиков – бунтарский и индивидуалистический. Таким образом, родители не поощряют в дочерях проявлений активности, любознательности, независимости, склонности к риску. Родители рисуют девочкам жизнь как опасное и чрезвычайно сложное предприятие, где найти утешение можно только в уютном доме. Не удивительно, что родители тратят на образование сыновей в 1, 6 раза больше средств, чем на образование дочерей [5].

В современном обществе мать девочки играет в ее жизни важную роль. Девочка узнает, что значит быть похожей на женщину в контексте личностной идентификации себя с матерью и другими женщинами. Мальчик зачастую должен выработать в себе идентификацию с мужским полом в отсутствие непрерывного и длительно- го общения с отцом. С социологической точки зрения, у мальчиков в семьях с отсутствующим или находящим- ся вне дома отцом развиваются представления о мужественности через идентификацию с мужчинами, избран- ными в качестве моделей мужественности [1, с. 58].

Важную роль в гендерной социализации мальчиков играет группа сверстников. Мальчики раньше отде- ляются как от родительской семьи, так и от общества взрослых мужчин, и имеют больше несемейных обязан- ностей. Мальчишеские группы характеризуются высокой внутригрупповой и межгрупповой соревновательно- стью, имеют выраженную иерархическую структуру и дисциплину. Кроме того, группы девочек обычно функ- ционируют на основе принятых в обществе норм и правил, тогда как юношеские часто конфликтуют с ними, у мальчиков выше уровень девиантного поведения.

Выделяют четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка:

  • социализация через манипуляции,
  • вербальная апелляция,
  • канальность,
  • демонстрация деятельности.

Гендерная социализация через определенные манипуляции означает озабоченность родителей теми или иными проявлениями активности своего ребенка. Например, родители могут постоянно, вне зависимости от ситуации восхищаться физическими данными и силой своего сына или выражать озабоченность внешностью ребенка-девочки [6, c. 140].

Вербальная апелляция – это усиление действия первого способа. Родители подчеркивают прекрасные фи- зические данные ребенка, его внешность, красоту, силу, ловкость, богатырские способности, умение дать сдачи обидчику и могут не замечать его достаточно низких интеллектуальных способностей. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, отца, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса.

 

 

Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда – это очень важно, а для мальчика приоритетным направлением развития становится занятие спортом, боевыми искусствами [6, c. 140].

Канальность означает направление внимания ребенка на определенные объекты, способствующие форми- рованию  стереотипной  гендерной роли  в  семье,  например,  девочкам  на  игрушки,  соответствующие игре  в «дочки-матери» или просто имитирующие предметы домашнего обихода, мальчикам же покупают конструкто- ры, трансформеры, разнообразные машинки, игры-стратегии. Для них не существует игр, направленных на до- машнюю сферу. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, «соответствующими своему полу» [6, c. 141].

Демонстрация деятельности означает ожидание от ребенка деятельности соответствующей не только тому полу, к которому принадлежит ребенок, но и воспроизведения такого вида деятельности, который осуществляет родитель аналогичного с ним пола. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики – «как папа» [6, c. 141].

Таким образом, следование гендерным стереотипам проявляется в том, что родители в процессе социали- зации ориентируют мальчиков в отличие от девочек на стиль жизни и деятельности, способствующий большей личностной самореализации. Семья – первичная и основная среда, в которой ребенок получает сведения о сво- ем поле, о том, что имеется противоположный пол, и о взаимоотношениях полов. Культурные стереотипы и собственный опыт подсказывают родителям, каким должен быть мальчик и какой девочка. Родители более определенно отождествляют себя с ребенком своего пола и хотят быть моделью для него. При этом отношение отцов к дочерям – это всегда немного отношение как к маленьким женщинам, а отношение матерей к сыновьям – как к маленьким мужчинам.

А.В.Андрушко

Наука-2013 : сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 1 / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Г. А. Хацкевич (гл. ред.), Г. М. Третьяков (зам. гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2013. – 377 с.

 

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

История трансформации семьи связана с социальными, экономическими и политическими процессами модернизации обществ. Модернизационные процессы изменили не только семейную и общественную жизнь, но и оказали значительное влияние на внутрисемейные отношения, гендер...
Формирование белорусской культуры проходило на протяжении долгого времени. До наших дней сохранилось огромное количество памятников архитектуры, живописи, музыкальных и литературных произведений, которые завораживают своей красотой и великолепием. Культура Бел...
Важным моментом формирования профессиональной направ­ленно­сти студентов является ознакомление их с будущей трудовой деятельно­стью, укрепление интереса к ней. Формирование профессиональных интересов в условиях вуза достигается, во-первых, путем разъяснения це...