Современные культурологические исследования охватывают обширный спектр артефактов самых разнообразных направлений человеческого творчества. Особое место в них занимает танец как универсальная ценность, неотъемлемый компонент общечеловеческой культуры.
Аналитические исследования танцевальной культуры Западной Европы выделяют танец аристократических слоев общества, который, имея собственные лексические и стилевые константы, сохранился до наших дней и имеет перспективу своей дальнейшей плодотворной трансформации. Европейский бальный танец, прошедший сложную эволюцию, до сих пор является ярким выразителем исторической преемственности в танцевальной культуре и эффективным средством межкультурного общения.
Практическое использование европейского бального танца в контексте культуры Республики Беларусь представляет собой сложную систему коммуникативных форм и направлений. Являясь активным участником проектов социально-культурной деятельности, он выступает в роли самобытного пропагандиста, подвижника традиционализма и одновременно активного источника инноваций. Присутствие европейского бального танца в качестве донора и реципиента является очень важным для белорусской культуры, поскольку свидетельствует о ее полноценном развитии, основанном на исторически перманентных ценностях и уважении к танцевальной традиции.
Тема диссертационного исследования актуальна для отечественной культурологии и имеет большую научно-практическую значимость. В контексте белорусской культуры научные исследования о роли европейского бального танца практически отсутствуют. В работе выявлены культурно-исторические периоды рецепции и трансформации европейского бального танца во взаимодействии с социальной, экономической и культурной жизнью белорусского общества, рассмотрено современное практическое использование европейского бального танца в республиканских социокульурных проектах, проведен детальный разбор проблемы профессионального прочтения и соответствующего понимания старинного хореографического текста при его воссоздании или интерпретации, требующий знания основ семантического анализа, сформулировано на основе исследования обширного теоретического материала категории «танец» значение вводимого научного определения (дефиниции) «европейский бальный танец».
Бодунова Ирина Иосифовна