Категории

Этнокультурное развитие восточнославянского населения Подкарпатской Руси в условиях венгерской оккупации (1939 – 1944 гг.)

2 минуты на чтение

С распадом СССР в Восточной и Центральной Европе получили развитие альтернативные этнические идентичности. Одной из наиболее ярких иллюстраций данного феномена следует считать русинское движение в суверенной Украине, активисты которого опровергают тезис официального Киева о русинах (жителях Закарпатской области Украины) как этнографической группе украинцев и считают их четвертым восточнославянским этносом.

Исследование политики венгерских властей в отношении восточнославянского населения Подкарпатской Руси в 1939–1944 гг. представляет интерес как актуальный пример процесса этнокультурной инженерии, который в условиях территориальной нестабильности в современной Украине может быть реанимирован заинтересованной стороной (Венгрией).

Учитывая сложную экономическую ситуации в Украине, Будапешт может предлагать привлекательные для населения Закарпатской области модели поведения, основанные на более тесной интеграции в социальное пространство Венгрии. В этом случае исследование процессов, происходивших в Подкарпатской Руси в 1939–1944 гг., приобретает особую актуальность, так как многие образцы идеологической обработки населения тех лет могут быть использованы в будущем.

Под этнокультурным развитием понимаются качественные изменения в тех признаках, которые определяют этнос и выделяют его среди других этнических общностей. Важнейший из таких признаков этнокультурная идентичность – представляет собой осознание индивидом единства с этническим целым на основе разделяемой культуры, а также индивидуальные и коллективные практики манифестации данного единства.

В диссертационной работе этнос рассматривается как интеллектуальный конструкт, смоделированный политиками и приближенными к ним писателями, учеными для достижения собственных целей. Этнос возникает в динамике соперничества элит в рамках границ, установленных объективными общественно-политическими, культурными, социально-экономическими факторами. Учитывая незавершенность национальных процессов в Подкарпатской Руси в межвоенный и военный периоды и острые дискуссии относительно этнонима жителей региона, наблюдавшиеся в среде интеллигенции того времени, в диссертации чаще всего используются термины «восточнославянское население» и «русины». При использовании этнонима «русины» были учтены методологические наработки российского историка М.Ю.Дронова, который занимается исследованием этнокультурных процессов в Карпато-Дунайском бассейне. В своих работах ученый данным термином обозначает «всех автохтонных восточнославянских жителей Карпатского региона вне зависимости от конкретных форм их этнонациональной идентичности».

Хронологические рамки исследования охватывают период с18 марта1939 г. по28 октября 1944г. – время, когда вся территория Подкарпатской Руси находилась в границах Венгрии и Будапешт проводил системную этнокультурную политику в отношении восточнославянских жителей края.

 Казак Олег Геннадьевич

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Количественный, национальный и социальный состав беженцев на территории Беларуси. Беженцы из Польши большими группами прибывали в Западную Беларусь вплоть до конца сентября 1939 г., т.е. до установления предварительной границы между СССР и Германией. С середин...
Актуальность данной статьи обусловлена возрождением религиозного самосознания россиян в условиях современной России. За тысячелетие, прошедшее со времени крещения Руси, христианство постепенно вытеснило политеизм и завоевало умы и сердца многочисленных народов...
Восточнославянская цивилизация в условиях культурного пограничья В глобальном развитии человечества наблюдается локальность отдельных культур и цивилизаций. В то же время в многообразных ликах культур просвечивает единый образ человечества. Череда верований, х...