Становление Беларуси как суверенного государства актуализировало необходимость исследования и конструирования белорусской идентичности как основы консолидации граждан нового государства. В настоящее время существуют различные варианты определения содержания белорусской идентичности, что свидетельствует о многомерности феномена. Имеет место также целый ряд социологических исследований идентичности населения Беларуси, представленных в работах белорусских авторов (В.Л. Абушенко, Е.М. Бабосова, Н.Н. Беспамятных, Т.В. Водолажской, А.Л. Ластовского, И.В. Лашук, Л.И. Науменко, В.И. Русецкой, Л.Г. Титаренко и др.).
При этом подобные исследования, как правило, рассматривают белорусскую идентичность в контексте развития белорусского государства. В тоже время вопрос об особенностях белорусской идентичности в зарубежных сообществах белорусов остается малоизученным. В данной работе мы рассматриваем формы зарубежной белорусской идентичности, что позволит выявить особенности воспроизводства белорусского проекта в иноэтничных социальных условиях. Интерес к подобным феноменам обусловлен тем, что ситуации зарубежья и пограничья предполагают наличие специфических условий воспроизводства и конструирования идентичности по сравнению с государством происхождения. Здесь воспроизводство идентичности осуществляется в условиях национального меньшинства, то есть во взаимодействии с другими этническими группами, занимающими, зачастую, доминирующее или более престижное положение в принимающем обществе.
Пребывание в такой ситуации обладает потенциалом обострения межэтнических конфликтов, так как принимающее государство может ориентироваться как на интеграцию меньшинства в принимающее общество, так и на исключение из него. Вместе с этим, национальные меньшинства, как правило, имеют символические связи с государством происхождения. В такой ситуации, государство происхождения, взаимодействуя с меньшинством, может как оказывать ему поддержку, так и использовать его ресурс в
экономических, символических, политических и других целях. Меньшинство оказывается, таким образом, в ситуации пограничья между принимающим государством и государством происхождения.
Однако подобное взаимодействие может носить двунаправленный характер. С одной стороны, взаимоотношения могут иметь позитивные экономические и культурные эффекты, с другой стороны подобные взаимодействия могут обострять межгосударственные и межнациональные отношения внутри принимающего государства, а также между принимающим государством и государством происхождения.
Ключевым аспектом данных взаимодействий становятся вопросы идентичности. С одной стороны, противоречия в содержании идентичности меньшинства и идентичности, доминирующей в принимающем обществе могут становиться почвой этнонациональных конфликтов. С другой стороны, сопоставимость и сонаправленность диаспоральной идентичности, а также идентичностей принимающего общества и государства происхождения могут стать условием взаимовыгодного развития пограничных пространств.
В данной работе рассматриваются формы белорусской идентичности, воспроизводимой в пограничных пространствах Польши и Литвы. Во-первых, выбор указанных объектов обусловлен их генетической схожестью: диаспоральные общности носителей белорусской идентичности были образованы путем изменения государственных границ в середине двадцатого века в процессе формирования национальных государств. Факт изменения границ сам по себе обладает конфликтогенным потенциалом, что повышает актуальность исследования именно данных сообществ. Если обратить внимание на белорусско-польско-литовское пограничье в ХХ веке, можно говорить о ряде конфликтных проявлений в данном регионе, связанных непосредственно с проблемами национальных меньшинств.
Во-вторых, выбор двух объектов исследования обусловлен также эвристическим потенциалом сравнительного анализа, как ключевого метода социологического анализа, что также определяет актуальность и новизну данного исследования. Не смотря на наличие ряда исторических и социологических исследований, содержащих анализ белорусской идентичности в Польше (Я. Миронович, О. Латышонок, В. Павлючук, К. Зеленский, А. Садовский и др.) и Литве (Л.Л. Плыгаука, А. Матулѐнис, А.Э. Адамкович,
М.М. Батян и др.) именно сравнительный анализ позволяет наиболее явно выявить особенности социальных феноменов, рассматривая их в контексте типологически схожих объектов.
В рамках диссертационного исследования предполагается на основе сравнительного социологического анализа изучить факторы воспроизводства белорусской идентичности в Польше и Литве, исследовать содержание данных форм белорусской идентичности, сопоставить их с доминирующими формами идентичности принимающих обществ, а также с белорусской идентичности, воспроизводимой в пространстве Республики Беларусь. Кроме того, предполагается осуществить анализ направлений конструирования двух вариантов белорусской идентичности в контексте их взаимодействия с другими идентификационными проектами.
Расолько Игорь Дмитриевич