В первые послевоенные годы продолжался начавшийся в начале 1930-х гг. процесс разукрупнения административно-территориальных единиц как следствие проводившейся политики «приближения органов управления к местам», расширения «вертикали власти», регламентации всех сфер деятельности общества. Если в 1934 г. административно-территориальное деление Советского Союза включало 70 краев и областей, 2559 сельских и городских районов, то в 1939 г. стало 110 краев и областей, 3815 районов, в 1951 г. – соответственно 136 и 4866 [1, с. 177].
В БССР этот процесс после освобождения от фашистской оккупации проявился прежде всего в дроблении областей, что было характерно и в целом для СССР на завершающем этапе Великой Отечественной войны: с января 1943 г. по август 1944 г. за счет разукрупнения областей была образована 21 новая область (в том числе в РСФСР – 14) [2, c. 7 – 53].
Формальное обстоятельство, потребовавшее ускоренного пересмотра довоенной структуры административно-территориального деления республики, было связано с факторами внешнеполитическими. В июле 1944 г. между правительством СССР и Польским Комитетом Национального Освобождения было подписано соглашение о советско-польской границе. В соответствии с этим документом обе стороны соглашались с проведением линии границы по «линии Керзона» с отступлением от нее в пользу Польши части территорий, расположенных к востоку от этой линии до реки Западный Буг и части территории Беловежской пущи на участке Немиров – Яловка. Данное соглашение было закреплено Договором между СССР и Польской Республикой о советско-польской границе (август 1945 г.), подтвердившим «линию Керзона» как основу новой границы с отступлением от нее на расстояние от 5 до 8 км в пользу Польши [3, с. 156, 541].
В результате от Белорусской ССР в состав Польши отошли 17 районов Белостокской и 3 района Брестской областей. Территория БССР сокращалась с довоенных 225,7 до 207,6 тыс. кв. км. Одновременно 6 пограничных районов Брестской и Белостокской областей, оставшиеся в составе БССР, уменьшились по сравнению с довоенным состоянием: Волковысский, Свислочский, Скидельский, – на 0,1 тыс. кв. км, Сопоцкинский и Порозовский – на 0,3 тыс. кв. км каждый, Крынковский – на 0,4 тыс. кв. км, а Гродненский район несколько расширился – на 0,2 тыс. кв. км. По сути, Белостокская область теряла основания для продолжения своего существования как административно-территориальная единица: в состав Польши перешли 17 из 23 районов области, 2 из 3 городов областного подчинения (Белосток – областной центр и Ломжа). На территории БССР из Белостокской области остались только 6 районов общей площадью в 5620 кв. км (примерно 25 % прежней территории области) и с населением, по данным на начало 1940 г., 291 216 человек (около 22,5 % всего населения области).
Из Брестской области в состав Польши отошли 3 района общей площадью 3094 кв. км (18 % территории области) с населением на начало 1940 г. 143 249 человек (19 % населения области). В составе Брестской области осталось 15 районов общей площадью 14 100 кв. км и населением 607 156 человек [4, с. 139].
В такой ситуации «право на существование» в качестве отдельной областной единицы из этих двух «обрезанных» областей сохраняла только Брестская область, которая к тому же по площади и количеству населения значительно уступала восточным областям республики.
Необходимость областного районирования западных территорий БССР подтолкнула и процесс разукрупнения восточных областей республики, в первую очередь Могилевской (территория 29,1 тыс. кв. км), Минской (28,3 тыс. кв. км), Витебской (28,1 тыс. кв. км), Полесской (24,6 тыс. кв. км). Этого требовала как указанная выше официальная линия на «улучшение повседневного руководства и обслуживания нужд и запросов населения», так и потребности быстрейшего восстановления разрушенного войной хозяйства. В этот период процесс изменения административно-территориального деления БССР облегчался тем обстоятельством, что довоенная административно-территориальная структура в период оккупации была разрушена (и до войны она не была стабильной) и ее восстановление можно было совместить с реорганизацией этой системы по новому образцу без серьезных издержек.
По воспоминаниям П.К. Пономаренко, инициатива создания новых областей в БССР на оперативных направлениях времен двух мировых войн и советско-польской войны (что в условиях продолжавшейся войны выглядело вполне логично), принадлежала И.В. Сталину [5, с. 145].
В сентябре 1944 г. ЦК КП(б)Б направил в ЦК ВКП(б) проект образования в составе республики трех новых областей – Бобруйской, Гродненской и Полоцкой [6, д. 83, л. 92 – 95]. Белорусское руководство выбор центров этих областей – городов Полоцк, Гродно и Бобруйск – прежде всего аргументировало логикой продолжавшейся войны: «ЦК КПБ в свете уроков войны считал необходимым поднять значение этих исторически сложившихся городов как стратегически важных центров, лежащих на главных оперативных направлениях, и развить эти города в промышленном и культурном отношениях» [7, д. 6999, л. 35]. Одновременно предлагалось областной центр Вилейской области перенести из г. Вилейка (прежний выбор этого города областным центром был назван «недостаточно обоснованным») в более крупный промышленный город и железнодорожный центр Молодечно с соответствующим переименованием Вилейской области в Молодечненскую. В связи с тем, что Воложинский, Ивьевский и Юратишковский районы Барановичской области «экономически более тяготеют к г. Молодечно и Молодечненской области», предусматривалось передать их в состав Молодечненской области, а Березинский район Могилевской области по тем же причинам – в состав Минской области [6, д. 83, л. 95]. 19 сентября 1944 г. белорусские предложения об образовании областей и переносе центра Вилейской области были одобрены на заседании ПБ ЦК ВКП(б) [4, с. 140].
Образование областей и перенос центра Вилейской области в г. Молодечно (с переименованием области в Молодечненскую) были оформлены постановлением Президиума Верховного Совета БССР и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1944 г. [8, с. 56], а передача районов из состава одной области в другую – Указами Президиума Верховного Совета БССР [9, с. 275 – 276].
Наиболее значительно сократились размеры Могилевской области (с 29,1 до 20,7 тыс. кв. км), Минской (с 28,3 до 20,8 тыс. кв. км), Витебской (с 28,1 до 19,6 тыс. кв. км), в меньшей степени – Полесской (с 24,6 до 21,7 тыс. кв. км), Молодечненской (Вилейской) (с 22 до 14,8 тыс. кв. км), Брестской (с 17,2 до 13,5 тыс. кв. км – главным образом за счет отошедших к Польше территорий).
В 1944 – 1950 гг. центры Крынковского района Гродненской области, Дятловского района Барановичской области, Куренецкого района Молодечненской области, Коссовского района Брестской области, Ленинского района Пинской области, Дуниловичского и Плисского районов Полесской области были перенесены в другие населенные пункты. Эти изменения были связаны с огромными разрушениями бывших райцентров в годы войны и, вследствие этого, самовольным переносом по решениям местных органов райцентров в достаточно крупные, но в меньшей степени пострадавшие от войны населенные пункты. Так, фактически с мая 1945 г. центр Коссовского района располагался в рабочем поселке Ивацевичи (официально перенос был утвержден в сентябре 1947 г.), центр Ленинского района фактически сразу после освобождения был перенесен в горпоселок Микашевичи (а Указ Президиума Верховного Совета БССР вышел лишь в июне 1950 г.).
Перенос центров затрагивал интересы прежде всего населения бывших райцентров: в условиях всеобщего дефицита именно в райцентры в первую очередь вкладывались средства, а остальные населенные пункты получали только малые остатки. Поэтому население бывших райцентров не только выражало недовольство в разговорах между собой, но и обращалось в высшие инстанции. Группа жителей г. Коссово в письме, адресованном руководителю белорусского правительства П.К. Пономаренко, выражало недовольство решением о переносе райцентра в Ивацевичи, сравнивая ситуацию в г. Коссово после этого переноса с периодом немецкой оккупации: «…Опять… настал мертвый период, замерли культура и экономическая жизнь, а также строительно-восстановительные работы…» [10, д. 19, л. 135]. Однако ни одно принятое решение не было пересмотрено, как и не было выделено дополнительных средств на восстановление бывших райцентров.
В первые послевоенные годы продолжался процесс разукрупнения районов, правда, достаточно локальный. В июне 1946 г. Витебский облисполком принял решение «О разукрупнении и образовании новых районов», в соответствии с которым за счет разукрупнения 9 районов области было образовано 3 новых района – Кохановский, Ореховский и Ульский. Необходимость такой реорганизации объяснялась в духе прежней линии на разукрупнение административно-территориальных единиц: наличие в области ряда крупных районов, в связи с чем «затрудняется повседневное руководство колхозами и обслуживание нужд и запросов населения этих районов, а также в целях быстрейшего восстановления разрушенных немецко-фашистскими оккупантами хозяйств области» [7, д. 690, л. 22]. В сентябре 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета БССР это решение было оформлено [7, д. 690, л. 14]. Областные партийные и государственные органы еще не раз ставили вопросы о разукрупнении ряда районов, однако безрезультатно – предложения отклонялись как нецелесообразные, которые могли привести к образованию слишком мелких районов [4, с. 142 – 143].
С серьезными проблемами пришлось столкнуться и при восстановлении и реорганизации сельсоветов. За время немецко-фашистской оккупации были разрушены и сожжены многие селения – центры сельсоветов. В результате после освобождения два сельсовета – Бобровичский Телеханского района Пинской области и Васильевский Полоцкого района Полоцкой области Указом Президиума Верховного Совета БССР от 17 ноября 1948 г. были вообще упразднены из-за огромных разрушений, вызванных карательными акциями оккупантов. В августе 1942 г. Бобровичский сельсовет с входящими в него 4 деревнями был оцеплен карателями, деревни были сожжены, а жители расстреляны. В 1948 г. на территории сельсовета проживало лишь 239 человек, в том числе в Бобровичах – 230. Такая же участь постигла жителей Васильевского сельсовета: большая часть в результате карательной операции была расстреляна, жилые дома и хозяйственные постройки сожжены, оставшиеся жители расселились по соседним сельсоветам и районам [10, д. 182, л. 93 – 95, 101 – 107]. Кроме того, исполкомы ряда сельсоветов самостоятельно перебирались в населенные пункты, менее пострадавшие от войны. Прежде всего, это коснулось районов, которые являлись средоточием массового партизанского движения. В 13 районах Полоцкой области большинство центров сельсоветов были перенесены в другие населенные пункты. По Витебской области 73 сельсовета, по Могилевской – 22 сельсовета, по Полесской – 8 сельсоветов после освобождения оказались в селениях, не являвшихся официальными административными центрами [10, д. 19, л. 34; д. 223, л. 28].
Эта практика переноса центров сельсоветов не получила поддержки в руководстве республики, так как вносила элемент дезорганизации в систему управления. В августе 1946 г. всем председателям облисполкомов было разослано инструктивное письмо Президиума Верховного Совета БССР, в котором осуждалась практика как самовольного (без утверждения Президиумом Верховного Совета) переноса центров сельсоветов в другие населенные пункты, так и самовольного переименования сельсоветов. В письме отмечалось: «Там, где после последствий войны центры сельсоветов временно расположены в других населенных пунктах, наименования сельсоветов должны оставаться прежние, а центры сельсоветов необходимо восстановить в тех населенных пунктах, которые определены Указами Президиума Верховного Совета БССР» [10, д. 19, л. 177].
Вместе с тем реализовать на практике это требование во многих случаях было в тех условиях объективно невозможно. На восстановление центров сельсоветов в сильно разрушенных населенных пунктах не хватало ни материальных, ни финансовых средств, тем более в ситуации, когда вообще все сельское хозяйство рассматривалось как основной источник средств для форсированного восстановления промышленности. На местах часто это решение просто игнорировалось, перенесенные центры сельсоветов закреплялись, к ним привыкало местное население и вся управленческая система.
В послевоенные годы происходили изменения и в сетке городских поселений. После освобождения республики от фашистских оккупантов с 1944 по 1950 г. три городские поселения был преобразованы в сельские: рабочие поселки Ветренка Быховского района Могилевской области и Высочаны Лиозненского района Витебской области (октябрь 1948 г.), а также городской поселок Индура Гродненского района Гродненской области (декабрь 1949 г.) [11, с. 326 – 328].
Основная причина этих изменений заключалась в утрате некоторыми городскими поселениями промышленного характера в связи с громадными разрушениями в период войны. Так, рабочий поселок Высочаны существовал с 1941 г. на основе прядильной фабрики, где было занято около 2 тыс. человек. В 1943 г. оккупанты сожгли поселок и полностью уничтожили фабрику. После войны Высочаны не попали в план восстановления промышленных предприятий и приобрели типичные черты сельского поселения с преобладанием среди жителей колхозников при отсутствии каких-либо промышленных предприятий, артелей и культурно-бытовых учреждений. Рабочий поселок Ветренка был ликвидирован по аналогичной причине: разрушение городообразующего стекольного завода в годы оккупации и отсутствие его в плане восстановления [10, д. 182. л. 67 – 76].
С другой стороны, 2 рабочих поселка получили более высокий статус и были преобразованы в городские поселки: в 1946 г. рабочий поселок Орехи-Выдрицы, в 1947 г. – рабочий поселок Ивацевичи Коссовского района Брестской области [11, с. 303, 314].
Параллельно шел процесс преобразования сельских населенных пунктов в городские поселения. В 1944 – 1950 гг. в городские поселки были преобразованы деревни Большая Берестовица и Коханово (февраль 1947 г.), населенный пункт Татарка (май 1949 г.), деревни Василевичи (апрель 1950 г.), Воропаево (июнь 1950 г.) [11, с. 314, 315].
В указанный период происходили изменения и в городском административно-территориальном делении, связанные с быстрым восстановлением крупных городов и ростом их промышленного потенциала. 14 мая 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета БССР г. Минск был отнесен к городам республиканского подчинения и выделен в самостоятельную административно-территориальную единицу [11, с. 309]. Непоследовательно решался вопрос о районном делении городов Витебск и Гомель. В мае 1948 г. Указом Президиума Верховного Совета БССР районное деление в Витебске и Гомеле было ликвидировано [12, с. 116]. Решение принималось в русле борьбы за упрощение и сокращение административно-управленческого аппарата. Однако оно себя не оправдало, и в июне 1951 г. Указами Президиума Верховного Совета БССР районное деление в этих городах было восстановлено в прежнем виде [11, с. 280].
Изменения в административно-территориальном делении республики в первые послевоенные годы отражали трудности восстановительного периода и проходили в целом в рамках довоенной мобилизационной логики первых советских пятилеток. В связи с этим прогрессировало дробление административно-территориальных единиц, что позволяло максимально использовать мощь разветвленного аппарата управления в условиях преобладания внеэкономических методов хозяйствования.
С.А. Елизаров