Категории

Административно-территориальное деление БССР в первые послевоенные годы (1944 – 1950 гг.)

11 минут на чтение

В первые послевоенные годы продолжался начавшийся в начале 1930-х гг. процесс разукрупнения админи­стративно-территориальных единиц как следствие проводившейся по­литики «приближения органов управления к мес­там», расширения «вертикали власти», регламентации всех сфер деятельности общества. Если в 1934 г. адми­нистративно-территориальное деление Совет­ского Союза включало 70 краев и областей, 2559 сельских и городских районов, то в 1939 г. стало 110 краев и об­ластей, 3815 районов, в 1951 г. – соответст­венно 136 и 4866 [1, с. 177].

В БССР этот процесс после освобождения от фашистской оккупации проявился прежде всего в дроблении областей, что было характерно и в целом для СССР на завершающем этапе Великой Отечественной войны: с января 1943 г. по август 1944 г. за счет разукрупнения областей была образо­вана 21 новая область (в том числе в РСФСР – 14) [2, c. 7 – 53].

Формальное обстоятельство, потребовавшее ускоренного пересмотра до­во­енной структуры административно-территориального деления республики, было связано с факторами внешнеполитическими. В июле 1944 г. между прави­тельством СССР и Польским Комитетом Национального Освобождения было подписано соглашение о советско-польской границе. В соответствии с этим до­кументом обе стороны соглашались с проведением линии границы по «линии Керзона» с отступлением от нее в пользу Польши части территорий, располо­женных к востоку от этой линии до реки Западный Буг и части территории Бе­ловежской пущи на участке Немиров – Яловка. Данное соглашение было закреп­лено Договором между СССР и Польской Республикой о советско-поль­ской границе (август 1945 г.), подтвердившим «линию Керзона» как основу но­вой границы с отступлением от нее на расстояние от 5 до 8 км в пользу Польши [3, с. 156, 541].

В результате от Белорусской ССР в состав Польши отошли 17 районов Бе­лостокской и 3 района Брестской областей. Территория БССР сокращалась с довоенных 225,7 до 207,6 тыс. кв. км. Одновременно 6 пограничных районов Брестской и Белостокской об­ластей, оставшиеся в со­ставе БССР, уменьшились по сравнению с довоенным состоянием: Волковыс­ский, Свислочский, Скидель­ский, – на 0,1 тыс. кв. км, Сопоцкинский и Поро­зовский – на 0,3 тыс. кв. км каждый, Крынковский – на 0,4 тыс. кв. км, а Грод­ненский район несколько расширился – на 0,2 тыс. кв. км. По сути, Белосто­кская область теряла основа­ния для продолжения своего существования как административно-территори­альная единица: в состав Польши перешли 17 из 23 районов области, 2 из 3 го­родов областного подчинения (Белосток – областной центр и Ломжа). На тер­ритории БССР из Белостокской области остались только 6 районов общей пло­щадью в 5620 кв. км (примерно 25 % прежней территории области) и с населе­нием, по данным на на­чало 1940 г., 291 216 человек (около 22,5 %  всего насе­ления области).

Из Брестской области в состав Польши отошли 3 района общей площа­дью 3094 кв. км (18 % территории области) с населением на начало 1940 г. 143 249 человек (19 % населения области). В составе Брестской области оста­лось 15 районов общей площадью 14 100 кв. км и населением 607 156 чело­век [4, с. 139].

В такой ситуации «право на существование» в качестве отдельной област­ной единицы из этих двух «обрезанных» областей сохраняла только  Брестская область, которая к тому же по площади и количеству на­селения значительно уступала восточным областям республики.

Необходимость областного районирования западных территорий БССР под­толкнула и процесс разукрупнения восточных областей республики, в пер­вую очередь Могилевской (территория 29,1 тыс. кв. км), Минской (28,3 тыс. кв. км), Витебской (28,1 тыс. кв. км), Полесской (24,6 тыс. кв. км). Этого тре­бо­вала как указанная выше официальная линия на «улучшение повседневного ру­ководства и обслуживания нужд и запросов населения», так и потребности бы­стрейшего восстановления разрушенного войной хозяйства. В этот период про­цесс изме­нения административно-территориального деления БССР облег­чался тем об­стоятельством, что довоенная административно-территориальная струк­тура в период оккупации была разрушена (и до войны она не была стабиль­ной) и ее восстановление можно было совместить с реорганиза­цией этой сис­темы по новому образцу без серьезных издержек.

По воспоминаниям П.К. Пономаренко, инициатива создания новых облас­тей в БССР на оперативных направлениях времен двух мировых войн и советско-польской войны (что в условиях продолжавшейся войны выглядело вполне логично), принадлежала И.В. Сталину [5, с. 145].

В сентябре 1944 г. ЦК КП(б)Б направил в ЦК ВКП(б) проект образова­ния в составе республики трех новых областей – Бобруйской, Гродненской и Полоцкой [6, д. 83, л. 92 – 95]. Белорусское руково­дство выбор центров этих областей – городов Полоцк, Гродно и Боб­руйск – прежде всего аргументиро­вало логикой продолжавшейся войны: «ЦК КПБ в свете уроков войны счи­тал необходимым поднять значение этих исторически сложившихся городов как стратегически важных центров, лежащих на главных оперативных направ­лениях, и развить эти города в промышленном и культурном отношениях» [7, д. 6999, л. 35]. Одновременно предлагалось областной центр Вилей­ской области перенести из г. Вилейка (прежний выбор этого города областным центром был назван «недостаточно обоснованным») в бо­лее крупный промышленный город и железнодорожный центр Моло­дечно с соответствующим переименованием Вилейской области в Мо­лодечненскую. В связи с тем, что Воложин­ский, Ивь­евский и Юратишковский районы Барановичской области «экономически более тяготеют к г. Молодечно и Молодечненской об­ласти», предусматривалось пе­редать их в состав Молодечненской области, а Березинский район Могилевской области по тем же причинам – в состав Минской области [6, д. 83, л. 95]. 19 сентября 1944 г. белорусские предложения об образовании облас­тей и переносе центра Вилейской области были одобрены на заседании ПБ ЦК ВКП(б) [4, с. 140].

Образование областей и перенос центра Вилейской области в г. Молодечно (с переименованием области в Молодечненскую) были оформлены постановлением Президиума Верховного Совета БССР и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1944 г. [8, с. 56], а пере­дача районов из состава одной области в другую – Указами Президиума Верхов­ного Совета БССР [9, с. 275 – 276].

Наиболее значительно сократились размеры Могилевской об­ласти (с 29,1 до 20,7 тыс. кв. км), Минской (с 28,3 до 20,8 тыс. кв. км), Витебской (с 28,1 до 19,6 тыс. кв. км), в меньшей степени – Полесской (с 24,6  до 21,7 тыс. кв. км), Молодечненской (Вилей­ской) (с 22 до 14,8 тыс. кв. км), Брест­ской (с 17,2 до 13,5 тыс. кв. км – главным об­разом за счет отошедших к Польше территорий).

В 1944 – 1950 гг. центры Крынковского района Гродненской области, Дятловского района Барановичской области, Куренецкого района Молодечнен­ской области, Коссовского района Брестской области, Ленинского района Пин­ской области, Дуниловичского и Плисского районов Полесской области были перенесены в дру­гие насе­ленные пункты. Эти изменения были свя­заны с огромными разрушениями быв­ших райцентров в годы войны и, вследст­вие этого, самовольным пе­реносом  по решениям местных органов райцентров в достаточно крупные, но в меньшей степени пострадавшие от войны населен­ные пункты. Так, фактически с мая 1945 г. центр Коссовского района рас­пола­гался в рабочем поселке Ивацевичи (официально перенос был утвержден в сен­тябре 1947 г.), центр Ленинского района факти­чески сразу после освобождения был перенесен в горпоселок Ми­ка­шевичи (а Указ Президиума Верховного Со­вета БССР вышел лишь в июне 1950 г.).

Перенос центров затрагивал интересы прежде всего населения бывших райцентров: в условиях всеобщего дефицита именно в райцентры в первую очередь вкладывались средства, а остальные населенные пункты получали только малые остатки. Поэтому население бывших райцентров не только выражало недовольство в разговорах между собой, но и обраща­лось в высшие инстанции. Группа жителей г. Коссово в письме, адресованном руково­дителю белорусского правительства П.К. Пономаренко, выражало недовольство реше­нием о переносе райцентра в Ивацевичи, сравнивая ситуацию в г. Коссово по­сле этого переноса с периодом немецкой оккупации: «…Опять… настал мерт­вый период, замерли культура и экономическая жизнь, а также строительно-восстановительные работы…» [10, д. 19, л. 135]. Однако ни одно принятое ре­шение не было пересмотрено, как и не было выделено дополнительных средств на восстановление бывших райцентров.

В первые послевоенные годы продолжался процесс разукрупне­ния рай­онов, правда, достаточно локальный. В июне 1946 г. Витеб­ский облисполком принял решение «О разукрупнении и образовании новых районов», в соответ­ствии с которым за счет разукрупнения 9 районов области было образовано 3 новых района – Кохановский, Орехов­ский и Ульский. Необходимость такой ре­организации объяснялась в духе прежней линии на разукрупнение администра­тивно-территори­альных единиц: наличие в области ряда крупных районов, в связи с чем «затрудняется повседневное руководство колхозами и обслужи­ва­ние нужд и запросов населения этих районов, а также в целях быст­рейшего восстановления разрушенных немецко-фашистскими окку­пантами хозяйств об­ласти» [7, д. 690, л. 22]. В сентябре 1946 г. Ука­зом Президиума  Верховного Со­вета БССР это решение было оформ­лено [7, д. 690, л. 14]. Областные пар­тий­ные и государ­ственные ор­ганы еще не раз ставили вопросы о разукрупне­нии ряда районов, од­нако безрезультатно – предложения отклонялись как нецелесо­образные, которые могли привести к образованию слишком мелких районов [4, с. 142 – 143].

С серьезными проблемами пришлось столкнуться и при восстановлении и реорганизации сельсоветов. За время немецко-фашистской оккупации были разрушены и сожжены многие селения – центры сельсоветов. В результате по­сле освобождения два сельсовета – Бобровичский Телеханского района Пин­ской области и Васильевский Полоцкого района Полоцкой области Указом Президиума Верховного Совета БССР от 17 ноября 1948 г. были вообще уп­разднены из-за огромных разрушений, вызванных карательными акциями ок­купантов. В августе 1942 г. Бобровичский сельсовет с входящими в него 4 де­ревнями был оцеплен карателями, деревни были сожжены, а жители расстре­ляны. В 1948 г. на территории сельсовета проживало лишь 239 человек, в том числе в Бобровичах – 230. Такая же участь постигла жителей Васильевского сельсовета: большая часть в результате карательной операции была расстре­ляна, жилые дома и хозяйственные постройки сожжены, оставшиеся жители расселились по соседним сельсоветам и районам [10, д. 182, л. 93 – 95, 101 –  107]. Кроме того, исполкомы ряда сельсоветов самостоятельно перебирались в насе­ленные пункты, менее пострадавшие от войны. Прежде всего, это коснулось районов, которые являлись средоточием массового партизанского движения. В 13 районах Полоцкой области большинство центров сельсоветов были перенесены в другие населенные пункты. По Витебской области 73 сельсовета, по Могилевской – 22 сельсовета, по Полесской – 8 сельсоветов после освобождения оказались в селе­ниях, не являвшихся официальными административными центрами [10, д. 19, л. 34; д. 223, л. 28].

Эта практика переноса центров сельсоветов не получила под­держки в ру­ководстве республики, так как вносила элемент дезорганизации в систему управления. В августе 1946 г. всем председателям облисполкомов было разо­слано инструктивное письмо Президиума Верховного Совета БССР, в котором осуждалась практика как са­мовольного (без утверждения Президиу­мом Вер­ховного Совета) переноса цен­тров сельсоветов в другие населенные пункты, так и самовольного переимено­вания сельсоветов. В письме отмеча­лось: «Там, где после последствий войны центры сельсоветов временно распо­ложены в других населенных пунктах, на­именования сельсоветов должны оста­ваться прежние, а центры сельсоветов не­обходимо восстановить в тех населен­ных пунктах, которые определены Ука­зами Президиума Верховного Совета БССР» [10, д. 19, л. 177].

Вместе с тем реализовать на практике это требование во многих случаях было в тех условиях объективно невозможно. На восстановление центров сельсо­ветов в сильно разрушенных населенных пунктах не хватало ни материальных, ни финансовых средств, тем более в ситуации, когда вообще все сельское хо­зяйство рассматривалось как основной источник средств для форсированного восстановления промышленности. На местах часто это решение просто игнори­ровалось, перенесенные центры сельсоветов закреплялись, к ним привыкало местное население и вся управленческая система.

В послевоенные годы происходили изменения и в сетке городских посе­лений. После освобождения республики от фашистских оккупантов с 1944 по 1950 г. три городские поселения был преобразованы в сельские: рабочие по­селки Ветренка Быховского района Могилевской области и Высочаны Лиоз­ненского района Витебской области (октябрь 1948 г.), а также городской посе­лок Индура Гродненского района Гродненской области (декабрь 1949 г.) [11, с. 326 – 328].

Основная причина этих изменений заключалась в утрате некоторыми  городскими поселениями промышленного характера в связи с громадными разруше­ниями в период войны. Так, рабочий поселок Высочаны существовал с 1941 г. на основе прядильной фабрики, где было занято около 2 тыс. человек. В 1943 г. оккупанты сожгли поселок и полностью уничтожили фабрику. После войны Высочаны не попали в план восстановления промышленных предприятий и приобрели типичные черты сельского поселения с преобладанием среди жите­лей колхозников при отсутствии каких-либо промышленных предприятий, ар­телей и культурно-бытовых учреждений. Рабочий поселок Ветренка был лик­видирован по аналогичной причине: разрушение городообразующего стеколь­ного завода в годы оккупации и отсутствие его в плане восстановления [10, д. 182. л. 67 – 76].

С другой стороны, 2 рабочих поселка получили более высокий статус и были преобразованы в городские поселки: в 1946 г. рабочий поселок Орехи-Выдрицы, в 1947 г. – рабочий поселок Ивацевичи Кос­совского района Брест­ской области [11, с. 303, 314].

Параллельно шел процесс преобразования сельских населенных пунктов в городские поселения. В 1944 – 1950 гг. в город­ские поселки были преобразованы деревни Большая Берестовица и Коханово (февраль 1947 г.), на­селенный пункт Татарка (май 1949 г.), деревни Василевичи (апрель 1950 г.), Воропаево (июнь 1950 г.) [11, с. 314, 315].

В указанный период происходили изменения и в городском администра­тивно-территориальном делении, связанные с быстрым восстановлением круп­ных городов и ростом их промышленного по­тенциала. 14 мая 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета БССР г. Минск был отнесен к городам респуб­ликанского подчинения и выделен в самостоятельную административно-терри­ториальную единицу [11, с. 309]. Непоследовательно решался вопрос о район­ном делении городов Витебск и Гомель. В мае 1948 г. Указом Президиума Вер­ховного Совета БССР районное деление в Витебске и Гомеле было ликвидиро­вано [12, с. 116]. Решение принималось в русле борьбы за упрощение и со­кра­щение административно-управленче­ского аппарата. Однако оно себя не оп­рав­дало, и в июне 1951 г. Указами Президиума Верховного Совета БССР рай­онное де­ление в этих городах было восстановлено в прежнем виде [11, с. 280].

Изменения в административно-территориальном делении республики в первые послевоенные годы отражали трудности восстановительного периода и проходили в целом в рамках довоенной мобилизационной логики первых со­ветских пятилеток. В связи с этим прогрессировало дробление администра­тивно-территориальных единиц, что позволяло максимально использовать мощь разветвленного аппарата управления в условиях преобладания внеэконо­мических методов хозяйствования.       

С.А. Елизаров

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Главным научно - исследовательское учреждение республики в эти годы являлась АН БССР. В институтах велись исследования по проблемам социально-экономического и культурного развития, а также фундаментальным проблемам математики, физики, биологии, микробиологии, ...
Средства коммуникации в городе Магнитогорске в послевоенные годы – это целостный комплекс технических средств, обеспечивавших прием и передачу информации на расстоянии. В этот комплекс входило почтовое хозяйство, включавшее почтовые отделения, автомобили, вело...
Исследование истории международного сотрудничества НАН Беларуси (в исследуемый период – Академии наук БССР) представляется весьма актуальным. Располагаясь в центре Европы, Беларусь следует по пути научно-технического развития передовых стран, с учётом качестве...