Социально-экономические преобразования в Беларуси зачастую детерминируют процессы недостаточной социальной, юридической, психологической защищенности различных слоев населения. Поэтому в настоящее время возникает острая необходимость в специалистах, имеющих потребность вносить личный вклад в общественно-политическую жизнь общества, проявлять социальную активность, оказывать профессиональную помощь людям.
Такими, по нашему мнению, должны стать выпускники социально-гуманитарного профиля (будущие специалисты по социальной работе, психологи, юристы, учителя) – образованные молодые люди с фундаментальной профессиональной подготовкой, творческие и личностные характеристики которых становятся важными ресурсами их жизнеспособности и развития. Будущие профессионалы своего дела, которые должны владеть не только знаниями и опытом, умениями и навыками, способами коммуникации, но и быть духовно богатыми личностями, ориентированными на гуманистические ценности и обладающими профессиональными качествами.
Однако процесс подготовки будущих специалистов социально-гуманитарного профиля, деятельность которых направлена на оказание помощи человеку нуждающемуся, не способному решить свои проблемы без помощи других людей, не всегда в полной мере способствует их профессиональному становлению, формированию мотивации и интереса к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса университета в контексте его профессионализации. В социально-педагогической и психологической литературе направленность интерпретируется фактически как энтелехия – целеустремленность, как движущая сила, превращающая возможность в действительность. Так, А.П. Сейтешев, В. П. Парамзин, В. А. Полянская рассматривает профессиональную направленность как важную сторону общей направленности личности, сложное образование, которое представляет собой совокупность потребностей, установок, интересов, целей, склонностей, идеалов и убеждений и определяет выбор жизненных путей. А. Н. Сендер под профессионально-педагогической направленностью понимает интеграцию намерений стать учителем (цель жизнедеятельности), интересов и склонностей к педагогической деятельности (базовый компонент), а также мотивацию выбора и получения профессии (которая обосновывает профессиональное самоопределение).
Соглашаясь с мнением вышеназванных ученых, мы считаем, что формирование профессиональной направленности в процессе обучения будущих специалистов социально-гуманитарного профиля приобретает большое значение, так как профессионализация содержания и технологии обучения способствует развитию мотивации к выбранному виду деятельности, намерений реализовать себя в профессии, системы теоретических знаний и практических умений. В условиях дефицита учебного времени, отводимого образовательным стандартом на практику, решение этой образовательной задачи может быть обеспечено вовлечением студентов в волонтерскую деятельность, определяемую личной мотивацией и направленную на решение социокультурных, социально-педагогических, психологических, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли (С.М. Соловьёв, П.М. Третьяков, Е.И. Холостова). Вышеперечисленные авторы рассматривают добровольчество в контексте оказания помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, акцентируя внимание на формирование социально-значимых личностных качеств у студентов-волонтеров. Проблема волонтерской деятельности для подготовки специалистов социально-гуманитарного профиля достаточно актуальна, требует своего решения, т. к. исследований в этой области практически нет. Вместе с тем, добровольческая деятельность, по нашему мнению, является подготовительным этапом практики, связующим звеном между теоретическим обучением будущих специалистов социально-гуманитарного профиля и их практической подготовкой.
В процессе исследования проблемы нам удалось зафиксировать мнение студентов 1 курса социально-педагогического факультета о волонтерской деятельности. Результаты анкетирования показали безусловную популярность волонтерства, положительное отношение к добровольческой деятельности всех опрошенных респондентов (100%). Анализируя ответы на вопрос о полезности опыта волонтёрской работы в профессиональной деятельности, мы получили следующие данные: большинство респондентов (60%) отметили эффективность волонтёрской деятельности в приобретении профессиональных знаний и умений. На вопрос: «Как вы считаете, что дает человеку участие в волонтерском движении?», 68% респондентов считают, что это один из способов самому стать лучше; 57% студентов определяет это как возможность почувствовать себя нужным людям; почти половина опрошенных респондентов думают, что с помощью участия в волонтерской деятельности возможно приобретение новых знаний и опыта, а также это хороший способ приобрести новых друзей. Далее респонденты отмечали, что является главным в волонтерской деятельности, и почти половина опрошенных студентов указали на реализацию потребности помогать людям. Все это позволяет сделать вывод о позитивном отношении респондентов к волонтёрской деятельности как возможности влияния на их будущую профессиональную деятельность.
Таким образом, формирование профессиональной направленности личности возможно через погружение будущих специалистов социально-гуманитарного профиля в волонтерскую деятельность, где содержание, интериоризируется в личностную сферу студентов. Результатом чего является нерасторжимое единство личности и деятельности, что обеспечивает устойчивость намерений, позитивную мотивацию и интерес к профессиональной деятельности.
Соколова Татьяна Васильевна – аспирант кафедры
педагогики Учреждения образования «Брестский
государственный университет имени А. С. Пушкина»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор А. Н. Сендер