Категории

Значение волонтерской деятельности в контексте подготовки будущих специалистов социально-гуманитарного профиля

3 минуты на чтение

Социально-экономические преобразования в Беларуси зачастую детерминируют процессы недостаточной социальной, юридической, психологической защищенности различных слоев населения. Поэтому в настоящее время возникает острая необходимость в специалистах, имеющих потребность вносить личный вклад в общественно-политическую жизнь общества, проявлять социальную активность, оказывать профессиональную помощь людям.

Такими, по нашему мнению, должны стать выпускники социально-гуманитарного профиля (будущие специалисты по социальной работе, психологи, юристы, учителя) – образованные молодые люди с фундаментальной профессиональной подготовкой, творческие и личностные характеристики которых становятся важными ресурсами их жизнеспособности и развития. Будущие профессионалы своего дела, которые должны владеть не только знаниями и опытом, умениями и навыками, способами коммуникации, но и быть духовно богатыми личностями, ориентированными на гуманистические ценности и обладающими профессиональными качествами.

Однако процесс подготовки будущих специалистов социально-гуманитарного профиля, деятельность которых направлена на оказание помощи человеку нуждающемуся, не способному решить свои проблемы без помощи других людей, не всегда в полной мере способствует их профессиональному становлению, формированию мотивации и интереса к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса университета в контексте его профессионализации. В социально-педагогической и психологической литературе направленность интерпретируется фактически как энтелехия – целеустремленность, как движущая сила, превращающая возможность в действительность. Так, А.П. Сейтешев, В. П. Парамзин, В. А. Полянская рассматривает профессиональную направленность как важную сторону общей направленности личности, сложное образование, которое представляет собой совокупность потребностей, установок, интересов, целей, склонностей, идеалов и убеждений и определяет выбор жизненных путей. А. Н. Сендер под профессионально-педагогической направленностью понимает интеграцию намерений стать учителем (цель жизнедеятельности), интересов и склонностей к педагогической деятельности (базовый компонент), а также мотивацию выбора и получения профессии (которая обосновывает профессиональное самоопределение).

Соглашаясь с мнением вышеназванных ученых, мы считаем, что формирование профессиональной направленности в процессе обучения будущих специалистов социально-гуманитарного профиля приобретает большое значение, так как профессионализация содержания и технологии обучения способствует развитию мотивации к выбранному виду деятельности, намерений реализовать себя в профессии, системы теоретических знаний и практических умений. В условиях дефицита учебного времени, отводимого образовательным стандартом на практику, решение этой образовательной задачи может быть обеспечено вовлечением студентов в волонтерскую деятельность, определяемую личной мотивацией и направленную на решение социокультурных, социально-педагогических, психологических, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли (С.М. Соловьёв, П.М. Третьяков, Е.И. Холостова).  Вышеперечисленные авторы  рассматривают добровольчество в контексте оказания помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, акцентируя внимание на формирование социально-значимых личностных качеств у студентов-волонтеров. Проблема волонтерской деятельности для подготовки специалистов социально-гуманитарного профиля достаточно актуальна, требует своего решения, т. к. исследований в этой области практически нет. Вместе с тем, добровольческая деятельность, по нашему мнению, является подготовительным этапом практики, связующим звеном между теоретическим обучением будущих специалистов социально-гуманитарного профиля и  их практической подготовкой.

В процессе исследования проблемы нам удалось зафиксировать мнение студентов 1 курса социально-педагогического факультета о волонтерской деятельности. Результаты анкетирования показали безусловную популярность волонтерства, положительное отношение к добровольческой деятельности всех опрошенных респондентов (100%). Анализируя ответы на вопрос о полезности опыта волонтёрской работы в профессиональной деятельности, мы получили следующие данные: большинство респондентов (60%) отметили эффективность волонтёрской деятельности в приобретении профессиональных знаний и умений. На вопрос: «Как вы считаете, что дает человеку участие в волонтерском движении?», 68% респондентов считают, что это один из способов самому стать лучше; 57% студентов определяет это как возможность почувствовать себя нужным людям;  почти половина опрошенных респондентов думают, что с помощью участия в волонтерской деятельности возможно приобретение новых знаний и опыта, а также это хороший способ приобрести новых друзей. Далее респонденты отмечали, что является главным в волонтерской деятельности, и почти половина опрошенных студентов указали на реализацию потребности помогать людям. Все это позволяет сделать вывод о позитивном отношении респондентов к волонтёрской деятельности как  возможности влияния на их будущую профессиональную деятельность.

Таким образом, формирование профессиональной направленности личности возможно через погружение будущих специалистов социально-гуманитарного профиля в волонтерскую деятельность, где содержание, интериоризируется в личностную сферу студентов. Результатом чего является нерасторжимое единство личности и деятельности, что обеспечивает устойчивость намерений, позитивную мотивацию и интерес к профессиональной деятельности.

Соколова Татьяна Васильевна – аспирант кафедры 

педагогики Учреждения образования «Брестский

государственный университет имени А. С. Пушкина»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор А. Н. Сендер

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Исторический факультет УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 18-19 апреля 2018 года проводитIII Студенческую научно-теоретическую конференцию «Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания». Приглашаем к участию с...
Подобно тому, как социальная философия является одной из подсистем современного обществознания, так и социально-философское познание выступает одним из типов социально-гуманитарного познания, коррелирующим с конкретными науками об обществе и его феноменах. Эта...
Переход к рыночной экономике, сопровождающийся ускоренной урбанизацией, предопределил специфику социально-демографического развития КНР в последние десятилетия. Это усилило социально-экономические различия между городом и деревней, социальное расслоение в цело...