Наверное, каждый из нас смотрел и много раз пересматривал “Властелина колец” или “Гарри Поттера”, относящихся к жанру фэнтези. Жанру действительно уникальному и заслуживающего внимания.
В 70-е жанр фэнтези претерпел настоящий “взрыв”. В это время творили такие легендарные писатели, как Дж. Р. Р. Толкин, Стивен Кинг, Роджер Желязны. Нет человека, который не слышал бы о романах из цикла “Темная башня” или о “Сильмариллионе”. Однако популярность жанра сулит не только наличие действительно заслуживающих чтения книг, но и ряд откровенно второсортных произведений от молодых авторов, только пробующих себя в жанре. “Второсортность” жанра фэнтези в 70-е привела к тому, что писатели попросту начали копировать именитых авторов, не привнося ничего нового жанр.
В 1983 году в свет выходит “Цвет Волшебства”, первый роман цикла “Плоский мир” за авторством Терри Пратчетта. Книга и позже снятый по ней сериал имели ошеломляющий успех. В чем секрет? Пратчетт заметил, что жанр стал шаблонным и предсказуемым, попросту скучным и начал высмеивать все стереотипы, присущие фэнтези 70-х годов.
Как Вы представляете себе начало произведения в жанре фэнтези? Наверняка вы представляете себе главного героя, которому уготована какая-то важная для судьбы мира миссия, цель. Главному герою торжественно объявляют о том, что он “избранный”, и он начинает свое долгое путешествие...
“Цвет Волшебства” же начинается с великолепной картины: объятый пламенем портовый город Анк-Морпорт, взрывы, вспышки пламени; смелые и находчивые жители города по другую сторону берега, которые “мужественно реагируя на создавшуюся ситуацию, принялись уничтожать мосты” и, конечно же, два смелых героя... которые спокойно за этим наблюдают и спорят, из-за чего же начался пожар.
Но с главными героями мы знакомимся чуть позже – ими становятся Двацветок, глупый, неопытный, но богатый турист, прибывший из далекой страны по ту сторону океана, и Ринсвинд – волшебник-неудачник, которого вышвырнули из Незримого университета – академии волшебников, потому что он не смог выучить ни единого заклинания (на самом деле он знает одно, но оно настолько сложное и сильное, что в его голове попросту не осталось места для других).
Далее, на протяжении всей книги (и еще последующих 3) мы наблюдаем за их приключениями. Двацветок, желающий познать все чудеса Плоского мира (который, конечно же, стоит на четырех слонах, которые стоят на А’Туине – великой гигансткой черепахе) в восторге от их захватывающих похождений, а вот Ринсвинд, который каждую страницу книги находится на грани смерти, не очень.
Особенного внимания стоит не только юмор, но и манера написания Терри Пратчетта. Чего только стоит далог Ринсвинда со Смертью (волшебники, даже неудавшиеся, могут видеть Смерть (которая, кстати, мужского пола) и октарин – тот самый Цвет Волшебства, который выглядит как “светящийся желтый пурпур”):
– РИНСВИНД? – уточнил Он голосом низким и тяжелым, словно подземный грохот захлопывающихся свинцовых дверей.
– М-м, – отозвался волшебник, пытаясь скрыться от безглазого взгляда.
– НО ПОЧЕМУ ТЫ ЗДЕСЬ? – (Бум-бум, опустилась надгробная плита в кишащей червями цитадели под старыми горами...)
– М-м, а почему меня здесь не должно быть? – спросил Ринсвинд. – Хотя чего я тебя расспрашиваю, у тебя, наверное, куча дел, так что если ты...
– Я БЫЛ УДИВЛЕН, УВИДЕВ ТЕБЯ, РИНСВИНД, ПОТОМУ ЧТО У МЕНЯ НА ЭТУ САМУЮ НОЧЬ УЖЕ НАЗНАЧЕНА ВСТРЕЧА С ТОБОЙ.
– О нет, только не...
– ПРОКЛЯТЬЕ, И САМОЕ ДОСАДНОЕ В ЭТОЙ ИСТОРИИ ТО, ЧТО Я ОЖИДАЛ ВСТРЕТИТЬ ТЕБЯ В ПСЕФОЛОЛИСЕ.
– Но это за пять сотен миль отсюда!
– ЭТО ТЫ МНЕ ГОВОРИШЬ? НАСКОЛЬКО Я ПОНИМАЮ, ОПЯТЬ ВСЯ СИСТЕМА ПОЛЕТЕЛА К ЧЕРТЯМ. ПОСЛУШАЙ, А МОЖЕТ, ВСЕ-ТАКИ ЕСТЬ ХОТЬ КАКОЙ-НИБУДЬ ШАНС?..
Ринсвинд попятился, выставив вперед руки. Торговец сушеной рыбой, стоящий за ближайшим прилавком, с интересом наблюдал за прохожим психом.
– Никаких шансов!
– Я МОГ БЫ ОДОЛЖИТЬ ТЕБЕ ОДНУ ОЧЕНЬ БЫСТРУЮ ЛОШАДЬ.
– Нет!
– ЭТО БУДЕТ СОВСЕМ НЕ БОЛЬНО.
– Нет!
***
Подводя черту, можно с уверенностью сказать, что Терри Пратчетт – уникальный и заслуживающий внимания писатель, автор множества книг, который стал настоящей легендой в созданном им же жанре сатирического фэнтези. Наверное, каждый из нас смотрел и много раз пересматривал “Властелина колец” или “Гарри Поттера”, относящихся к жанру фэнтези. Жанру действительно уникальному и заслуживающего внимания.
В 70-е жанр фэнтези претерпел настоящий “взрыв”. В это время творили такие легендарные писатели, как Дж. Р. Р. Толкин, Стивен Кинг, Роджер Желязны. Нет человека, который не слышал бы о романах из цикла “Темная башня” или о “Сильмариллионе”. Однако популярность жанра сулит не только наличие действительно заслуживающих чтения книг, но и ряд откровенно второсортных произведений от молодых авторов, только пробующих себя в жанре. “Второсортность” жанра фэнтези в 70-е привела к тому, что писатели попросту начали копировать именитых авторов, не привнося ничего нового жанр.
В 1983 году в свет выходит “Цвет Волшебства”, первый роман цикла “Плоский мир” за авторством Терри Пратчетта. Книга и позже снятый по ней сериал имели ошеломляющий успех. В чем секрет? Пратчетт заметил, что жанр стал шаблонным и предсказуемым, попросту скучным и начал высмеивать все стереотипы, присущие фэнтези 70-х годов.
Как Вы представляете себе начало произведения в жанре фэнтези? Наверняка вы представляете себе главного героя, которому уготована какая-то важная для судьбы мира миссия, цель. Главному герою торжественно объявляют о том, что он “избранный”, и он начинает свое долгое путешествие...
“Цвет Волшебства” же начинается с великолепной картины: объятый пламенем портовый город Анк-Морпорт, взрывы, вспышки пламени; смелые и находчивые жители города по другую сторону берега, которые “мужественно реагируя на создавшуюся ситуацию, принялись уничтожать мосты” и, конечно же, два смелых героя... которые спокойно за этим наблюдают и спорят, из-за чего же начался пожар.
Но с главными героями мы знакомимся чуть позже – ими становятся Двацветок, глупый, неопытный, но богатый турист, прибывший из далекой страны по ту сторону океана, и Ринсвинд – волшебник-неудачник, которого вышвырнули из Незримого университета – академии волшебников, потому что он не смог выучить ни единого заклинания (на самом деле он знает одно, но оно настолько сложное и сильное, что в его голове попросту не осталось места для других).
Далее, на протяжении всей книги (и еще последующих 3) мы наблюдаем за их приключениями. Двацветок, желающий познать все чудеса Плоского мира (который, конечно же, стоит на четырех слонах, которые стоят на А’Туине – великой гигансткой черепахе) в восторге от их захватывающих похождений, а вот Ринсвинд, который каждую страницу книги находится на грани смерти, не очень.
Особенного внимания стоит не только юмор, но и манера написания Терри Пратчетта. Чего только стоит далог Ринсвинда со Смертью (волшебники, даже неудавшиеся, могут видеть Смерть (которая, кстати, мужского пола) и октарин – тот самый Цвет Волшебства, который выглядит как “светящийся желтый пурпур”):
– РИНСВИНД? – уточнил Он голосом низким и тяжелым, словно подземный грохот захлопывающихся свинцовых дверей.
– М-м, – отозвался волшебник, пытаясь скрыться от безглазого взгляда.
– НО ПОЧЕМУ ТЫ ЗДЕСЬ? – (Бум-бум, опустилась надгробная плита в кишащей червями цитадели под старыми горами...)
– М-м, а почему меня здесь не должно быть? – спросил Ринсвинд. – Хотя чего я тебя расспрашиваю, у тебя, наверное, куча дел, так что если ты...
– Я БЫЛ УДИВЛЕН, УВИДЕВ ТЕБЯ, РИНСВИНД, ПОТОМУ ЧТО У МЕНЯ НА ЭТУ САМУЮ НОЧЬ УЖЕ НАЗНАЧЕНА ВСТРЕЧА С ТОБОЙ.
– О нет, только не...
– ПРОКЛЯТЬЕ, И САМОЕ ДОСАДНОЕ В ЭТОЙ ИСТОРИИ ТО, ЧТО Я ОЖИДАЛ ВСТРЕТИТЬ ТЕБЯ В ПСЕФОЛОЛИСЕ.
– Но это за пять сотен миль отсюда!
– ЭТО ТЫ МНЕ ГОВОРИШЬ? НАСКОЛЬКО Я ПОНИМАЮ, ОПЯТЬ ВСЯ СИСТЕМА ПОЛЕТЕЛА К ЧЕРТЯМ. ПОСЛУШАЙ, А МОЖЕТ, ВСЕ-ТАКИ ЕСТЬ ХОТЬ КАКОЙ-НИБУДЬ ШАНС?..
Ринсвинд попятился, выставив вперед руки. Торговец сушеной рыбой, стоящий за ближайшим прилавком, с интересом наблюдал за прохожим психом.
– Никаких шансов!
– Я МОГ БЫ ОДОЛЖИТЬ ТЕБЕ ОДНУ ОЧЕНЬ БЫСТРУЮ ЛОШАДЬ.
– Нет!
– ЭТО БУДЕТ СОВСЕМ НЕ БОЛЬНО.
– Нет!
***
Подводя черту, можно с уверенностью сказать, что Терри Пратчетт – уникальный и заслуживающий внимания писатель, автор множества книг, который стал настоящей легендой в созданном им же жанре сатирического фэнтези.
В.Рубец