История нового и новейшего времени неразрывно связана с таким понятием, как федерализм. Треть населения планеты проживает в федеративных государствах, конституирование которых началось в XVIII в. и продолжается по сей день. В 1999 г. на путь федерализма вступила Венесуэла, в 2008 г. – Непал, в 2011 г. – Судан. К настоящему времени федерациями являются 27 государств и десятки законодательно используют элементы федерализма, включая Великобританию, Испанию, Италию, Францию и Китай.
Классический пример федерации – ФРГ, чья история демонстрирует преемственность государственно-территориальных моделей (1871/1919; 1919/1949) и присущих им властных механизмов. Веймарская республика не обладала устойчивой к кризисам и эффективной в самоорганизации государственной системой. Происходившие на почве федерализма конфликты за престиж и влияние в стране отвлекали силы и энергию политических и административных элит Германии от решения актуальных задач, препятствовали консолидации общества и власти, поощряли партикуляризм ведомств и земель, что в итоге не позволило осуществить востребованных временем структурных преобразований, использовать потенциал федерализма для преодоления негативных последствий Первой мировой войны и борьбы с политическим экстремизмом.
Ситуацию осложняло наличие в стране весьма неоднородных в территориальном, экономическом и политическом отношении субъектов, на фоне которых отчетливо доминировали Пруссия и Бавария. Компромиссный характер веймарского федерализма и присущие ему конструктивные недостатки стали одной из главных причин кризиса и ликвидации республики в 1933 г. НСДАП умело использовала принадлежавшие землям институты и полномочия для вхождения в высшие эшелоны власти, после чего упразднила федерализм как помеху на пути к «национальному сообществу».
Лишь после 1945 г. произошел ренессанс идейного наследия теоретиков веймарского федерализма, удалось реализовать известные с 20-х гг. проекты территориальных и институциональных реформ, пересмотреть критерии распределения властных полномочий. Присутствовало понимание того, что без комплексного и глубокого анализа федеративных отношений в Веймарской республике не удастся заложить прочных основ западногерманской федерации и ответить на вопрос о причинах неэффективности и кризиса государственной системы в 20-е – начале 30-х гг.
Повышенный интерес к федерализму в современном мире вызван меняющимися представлениями о функциях государства, растущим значением этнотерриториальных и конфессиональных факторов в развитии общества, глобализацией, поиском новых механизмов координации интересов личности, этносов и социальных слоев. Налицо эволюция федерализма – изменение его идеологической доктрины, организационных черт, институциональных признаков. Это и «кооперативный федерализм» (Австрия, ФРГ), и «дифференцированный федерализм» (Канада, Бельгия), и «дуальный федерализм» (США). Федерации бывают симметричными и асимметричными, договорными и конституционными, территориальными и национальными. Каждая из них уникальна, но при всем этом существуют критерии, позволяющие проводить аналогии междуразными странами. Для Беларуси подобный опыт представляет интерес ввиду широкого применения унитарными государствами принципов федерализма, а также интеграционных процессов на постсоветском пространстве (ЕАЭС, Союзное государство). Такого рода интеграция предполагает структурный принцип взаимодополняемости с учетом культурных и социальных особенностей развития отдельных территорий, их внутреннего потенциала и возможностей самореализации.
В последние десятилетия российскими учеными проделана значительная работа по изучению зарубежных федераций и описанию их моделей. Несмотря на это, комплексные исследования веймарского федерализма по-прежнему отсутствуют. Устранить существующий пробел призвана настоящая диссертация, материал которой позволяет переосмыслить взгляды современной науки в Беларуси и странах СНГ на события в Германии 1918–1933 гг.: определить роль и место федерализма в развитии ее институтов (политических, административных финансовых и иных), установить связь между кризисом немецкой государственности и федеративной системы. Автор поднимает широкий пласт проблем, относящихся к проведению институциональных и территориальных реформ в Веймарской республике, ее финансовой, экономической и правовой политике, трансформации управленческих структур, кризису парламентаризма, борьбе с политическим экстремизмом и самосознанию масс. Диссертация является вкладом в изучение региональной истории ФРГ и принципов функционирования современной модели федерализма, в основу которой лег веймарский образец. Она будет также содействовать выработке в белорусской науке собственного, аргументированного комплекса профессиональных взглядов на историю немецкого государства и общества, учитывая растущую роль Федеративной Республики на международной арене и перспективы белорусско-германского сотрудничества.
Субботин Олег Геннадьевич