Категории

Теоретическая борьба вокруг вопроса о национальном государстве в Польше и об определении его границ

5 минут на чтение
Теоретическая борьба вокруг вопроса о национальном государстве в Польше и об определении его границ на самом деле отражала подход польских политических кругов к проблеме геополитического места страны в Европе и к проблеме границ, и в особенности границ на востоке. Р.Дмовский и его сторонники считали, что поскольку главным источником опасности для Польши является Германия, то в ее состав должны войти Вильно (Вильнюс) с прилегающим округом, Западная Белоруссия и Западная Украина. В этом государстве поляки должны были составлять не менее 60% населения.
Пилсудский главную опасность видел в России. Поэтому он считал необходимым ослабить ее, оторвав национальные окраины. Литва и Белоруссия затем создали бы с Польшей федеративное государство, а Украина заключила бы с ней военно-политический союз, направленный против России.
Если при определении северных, западных и южных границ Польша вынуждена была считаться с провозглашенным в Версале этническим принципом, то свою восточную границу она обозначала вооруженным путем, нарушая этнические границы, абстрагируясь от 13-го пункта вильсоновской программы, согласно которому независимая Польша "должна включать территории, заселенные исключительно польским населением".
На практике победила концепция национального государства Р.Дмовского, партия которого находилась у власти до 1926 г., а затем продолжала оказывать определяющее влияние на политику правительства вплоть до 1939 г. Польша стала унитарным государством, последовательно отказывавшим своим национальным меньшинства в праве на территориальную и культурную автономии.
С момента утверждения государственных границ Польши и на протяжении всего межвоенного периода национальные антагонизмы превалировали в ней над тенденциями к сосуществованию между различными народами.
К сожалению, Ю.Пилсудский не смог принудить литовцев к федерации и просто их частично завоевал. А после 1920 года единственным народом с кем Польша могла дальше строить «федерацию», остались украинцы. Евреи и западные белорусы никаких претензий к польской власти не предъявляли. А украинцам была предложена, к сожалению, не федерация, а пацификация.
 В межвоенный период на первый план вышла проблема отношения к украинцам, оказавшимся в составе Польши в результате оккупации ею западноукраинских земель. На вооружение была взята стратегия ассимиляции украинцев. «Польша для поляков» — так можно кратко определить национальную политику народных демократов. Известный эндекский политик и публицист Станислав Грабский писал, что «ныне необходимым условием удержания существующих границ есть превращение государственной территории Речи Посполитой в национальную польскую территорию». Национальная ассимиляция коренного населения в польской среде осуществлялась методами экономической, политической, идеологической и культурно-образовательной дискриминации украинцев. Шовинистическую политику ополячивания Восточной Галиции и Западной Волыни эндеки осуществляли последовательно и бескомпромиссно, с помощью жестоких репрессий и преследований. Таким способом они надеялись доказать, что принадлежность западноукраинских земель к Польше обеспечена навсегда и положить конец надеждам украинцев на собственную государственность.
Конкурирующая «федералистическая» концепция сподвижников Пилсудского, притерпев некоторое обновление и модернизацию, в 20–30-х годах стала известной как доктрина «польского прометеизма».
Внешнюю политику Второй Речи Посполитой прометеисты рассматривали сквозь призму будущего конфликта между цивилизованным Западом, к которому они причисляли и Польшу, и коммунистической Россией. Результатом такого столкновения, как предполагалось, будет распад многонациональной большевистской империи. Освобожденным, но, по мнению пилсудчиков, политически и национально недостаточно зрелым народам нужна будет помощь в формировании собственной государственности. Эту «цивилизационную» миссию готова была взять на себя Польша. Планировалось, что будущие новые государства образуют единую федерацию, ведущие позиции в которой должна занять Вторая Речь Посполитая.
Украинской проблеме отводилась главная роль в реализации федералистической программы. Предусматривалось, что в результате распада СССР при помощи Польши возникнет самостоятельное украинское государство — Великая Украина. Она, во-первых, откажется от Западной Украины, а, во-вторых, заключив унию с Польшей, войдет в польскую федерацию. По мнению прометеистов, создание так называемой «Великой» Украины во всем соответствует польским государственным интересам «как средство укрепления Польши».
Однако программа прометеистов имела и определенные отличия в сравнении со взглядами их предшественников. Они касались преимущественно роли Западной Украины в реализации восточной программы Пилсудского в новых исторических условиях с учетом приобретенного опыта. Прометеисты критиковали Варшавский договор 1920 г. за игнорирование интересов галицийских украинцев, что будто бы привело к провалу «киевского похода» вообще. На новом этапе, по мнению пилсудчиков, галицийские украинцы могут стать не только катализатором движения за создание Великой Украины на руинах большевистской империи, — они будут авангардом и мощной силой нового похода на Восток.
После государственного переворота (май 1926 г.), осуществленного Юзефом Пилсудским, политика правительства по национальному вопросу была скорректирована. Отметим, сама смена власти и введение т.н. режима «санации» были в значительной степени детерминированы неудачей в реализации эндековской программы «национальной ассимиляции», активизацией национально-освободительной борьбы. Но, как указывает один из наиболее авторитетных польских исследователей данной проблематики Ежи Томашевский, «майский переворот модифицировал внутреннюю политику только в ограниченной мере и лишь на несколько лет... То был, хотя и краткий, период своеобразного флирта с национальными меньшинствами». Тем более что, по его же словам, «практика деятельности государственной администрации восточных областей — безразлично, кто стоял во главе её — с самого начала была близка программе национальных демократов».
В 1930-е гг. польская политика в том вопросе все более эволюционировала в направлении национализма. Правительственный лагерь, находившийся в противостоянии с отодвинутыми от власти национальными демократами, воспринял и реализовал многие их идеи в национальном вопросе. Выражением этих тенденций являлась денонсация Польшей в 1935 г. договора об охране прав национальных меньшинств от 1919 г. 
Одним из краеугольных камней санации была так называемая пацификация (умиротворение) национальных окраин, в первую очередь украинских земель. По-видимому, нет потребности пересказывать широко известные факты преследования и ущемлений польской властью украинской культуры, общественной активности, даже православной церкви. Заметим только, что крылатое выражение «Сапоги лучше всего чистить украинской кровью» принадлежит не Юзефу Пилсудскому, а одному из пилсудчиков, который на практике реализовал политику пацификации своего «любимого вождя». Остается только загадкой, как Пилсудский мог рассчитывать на какое-то сотрудничество с украинцами (пусть не галичанами, а надднепрянцами) в будущем.
В междувоенный период единственной политической силой Польши, признающей право украинцев на самоопределение, была Коммунистическая рабочая партия Польши (позже Коммунистическая партия Польши) и ее составляющие — Коммунистическая партия Западной Украины и Коммунистическая партия Западной Белоруссии. Отношение коммунистов к «восточным областям» было определено уже названиями двух последних организаций. Конкретный лозунг о праве наций на самоопределение в разные периоды приобретал различное содержание. Так, до 1925 г. коммунисты выступали за воссоединение Западной Украины и Западной Белоруссии соответственно с УССР и БССР. Позже употреблялась в ходу остались лишь абстрактные требования без конкретизации целей.
 

 

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Крестьянский поземельный банк занимал особое место в финансово-кредитной системе Российской импе- рии. Отмена крепостного права Манифестом от 19 февраля 1861 г. не только не решила всей остроты аграрного вопроса, но еще больше запутала его. Выкупная операция, ...
Исторический факультет УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 18-19 апреля 2018 года проводитIII Студенческую научно-теоретическую конференцию «Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания». Приглашаем к участию с...
Современные политические процессы на глобальном, региональном и национальном уровнях отличаются как многообразием в направленности преобразований, так и стартовыми позициями обществ, ориентированных на прогрессивное развитие. Новые реалии требуют и нового уров...