Высшая школа всегда была традиционным, основным путем подготовки квалифицированных, компетентных кадров специалистов, обладавших рациональным критическим мышлением, высокой общей культурой. В западных областях Беларуси становление и развитие системы высшего образования происходило на основе тех же принципов, путей и методов, что и во всей республике. Однако наряду с общими закономерностями высшая школа в западнобелорусском регионе имела свои особенности, продиктованные как своеобразием исторического развития края, так и исторической обстановкой, сложившейся к началу исследуемого периода.
Особенностью профессиональной подготовки кадров специалистов высшей квалификации в западно-белорусском регионе было в первую очередь создание педагогических кадров, а затем уже подготовка сельскохозяйственных специалистов, медицинских, инженерно-технических работников и т.д. Сначала нужно было сформировать те отряды интеллигенции, которые помогли бы в короткий срок преодолеть вековую культурную отсталость, особенно массовую неграмотность населения, поднять на новый уровень образование и воспитание подрастающего поколения, его подготовку к самостоятельной трудовой жизни. Основную роль в этом призваны были сыграть высшие педагогические учебные заведения.
Центром становления и развития высшей школы в западных областях Беларуси стал Гродно. В соответствии с распоряжением СНК СССР от 20 октября 1944 г. Гродненский государственный учительский институт, открытый еще в феврале 1940 г., был преобразован в педагогический институт с 4-летним сроком обучения с целью подготовки высококвалифицированных преподавателей для средних школ. Прием студентов проходил по 3 отделениям: физико-математическому, литературному и иностранных языков. План набора составлял 240 человек. Однако были приняты только 125 человек. В этом же году было открыто и заочное отделение на физико-математическом и литературном факультетах с количеством студентов 145 человек. Набор на вечернее отделение проводился только в течение 8 лет (с 1947 по 1954 г.). Директором института был назначен Н.В. Власовец [1].
Гродненский педагогический институт возобновил работу в здании довоенного учительского института, учебный корпус которого был построен еще в 1894 г. для Мариинской женской гимназии. Его учебная площадь составляла 4572 кв. м. В здании имелось 6 больших аудиторий, 4 кабинета (литературы, марксизма-ленинизма, иностранных языков и военный), актовый и физкультурный залы, библиотека и студенческий читальный зал. Здесь же находились квартиры четырех преподавателей [2].
Остро стоял вопрос о создании физической лаборатории для физико-математического факультета, обеспечении института учебными площадями, оборудованием для лабораторий и кабинетов, общежитием для студентов и жильем для преподавателей. Научная библиотека института в 11 тыс. экземпляров ни по количеству, ни особенно по содержанию не соответствовала требованиям организации учебного процесса. Чтобы выйти из создавшегося положения, учебник английского языка размножался на пишущей машинке, по ряду предметов широко использовалась журнальная литература. По физике и математике отсутствие учебников восполнялось проведением дополнительных практических занятий.
В городе продолжительное время были перебои с выпечкой хлеба, и студенты не всегда имели его. Часто завтрак состоял из одного сладкого чая. Руководство института организовало рентабельное подсобное хозяйство, которое дало возможность обеспечить студентов дополнительным питанием. В 1945 г. было собрано 22 т зерна и 40 т картофеля [3].
Начало деятельности Гродненского педагогического института было сопряжено и с другими серьезными трудностями. Это почти полное отсутствие высококвалифицированных научно-педагогических кадров, сложности в комплектовании вуза подготовленным контингентом молодежи, в организации учебно-воспитательного процесса. Во второй половине 1940-х годов эти проблемы оставались наиболее актуальными. Так, в 1949/50 учебном году из 56 преподавателей института ученую степень кандидата наук имели только 9 человек, не говоря уже о полном отсутствии докторов наук [4].
В целях выполнения плана приема в вуз проводилась большая профессионально-ориентационная работа. Для участников Великой Отечественной войны были установлены льготы. К началу 1945/46 учебного года из 205 студентов 36 составляли инвалиды войны и демобилизованные из Красной Армии. На подготовительном отделении занимались 40 человек. Кроме того, институт наладил связь с обкомом комсомола, при котором была создана специальная комиссия по привлечению молодежи в вуз. Через областной радиокомитет организовывались выступления преподавателей и студентов. Директорам средних школ рассылались письма с просьбой популяризировать педагогические учебные заведения. Проводимые мероприятия давали положительные результаты. К 1950/51 учебному году количество студентов выросло почти в четыре раза и составило 494 человек, а в 1956/57 – 800 человек (что было в 6,4 раза больше в сравнении с 1944/45 учебным годом). Характерно, что с каждым годом увеличивалось число студентов – выходцев из западных областей. В 1956/57 учебном году они составляли 95,5 % от общего числа студентов [5].
В связи с новыми задачами системы образования в республике в середине 1950-х годов возникла необходимость дальнейшего совершенствования и развития Гродненского пединститута. В 1954 г. открывается исторический факультет. Факультет иностранных языков переводится в Минский государственный педагогический институт иностранных языков. Приказом Министерства образования БССР от 18 октября 1956 г. в институте создаются историко-филологический факультет с отделениями истории, русского языка и литературы, белорусского языка и литературы и физико-математический факультет. С 1956/57 учебного года в связи с расширением профиля подготовки специалистов срок обучения на дневном отделении увеличивается с 4 до 5 лет (исключение составляют отдельные группы заочной формы обучения для выпускников учительских институтов – 3 года). В 1958 г. в институте создается факультет методики начальных классов, который в следующем, 1959 г., открывает заочное отделение [6]. Изучение основных направлений реорганизации вуза дает основание полагать, что проведенные мероприятия имели неоднозначные последствия. С одной стороны, обеспечение 1 – 7-х классов высококвалифицированными кадрами давало возможность улучшить качество подготовки учащихся в общеобразовательных школах. Но, с другой стороны, серьезные просчеты в планировании и научно-обоснованном определении потребностей школы в педагогических кадрах привели к сокращению числа студентов института в 3 раза и уменьшению ежегодных выпусков в последующие годы.
Для второй половины 1950-х годов характерны не только высокие темпы подготовки кадров в Гродненском педагогическом институте, но и коренное изменение содержания и направленности обучения: устанавливается правильное соответствие теории с практикой, стационарных и курсовых форм обучения, совершенствуется методика преподавания.
В 50-е годы удалось почти полностью укомплектовать ГГПИ научно-педагогическими кадрами. К 1959 г. численность кандидатов наук в вузе выросла до 19 человек. Однако их удельный вес в преподавательском составе был невысоким (всего 28,3 %). Над кандидатскими диссертациями работали 23 преподавателя [7].
Деятельность научно-педагогических кадров не ограничивалась только подготовкой молодых специалистов. Преподаватели института проводили большую научно-исследовательскую работу. Основными направлениями НИР в 1950-е годы являлись: история советского общества, история советской общеобразовательной школы, история атеизма, педагогическое образование, методика преподавания математики, приближенные методов решения дифференциальных уравнений, анализ творчества советских писателей.
Всего же в течение 1945-1960 годов в ГГПИ было защищено 22 кандидатские диссертации, выпущено 7 сборников «Научных записок», 5 монографий, более 150 научных статей [8]. Научно-исследовательская работа служила надежным средством роста уровня методологической, методической и научной деятельности преподавателей.
В 1950-е годы была решена и проблема комплектования ГГПИ подготовленным контингентом молодежи. Уже в начале 50-х годов выпуски из 10-х классов стали значительно превышать приемы в вузы. Теперь лишь часть выпускников средних школ, успешно сдав вступительные экзамены и пройдя по конкурсу, могла непосредственно поступить в институт. В 1959/60 учебном году в ГГПИ насчитывалось 543 выпускника средних школ, что составляло 76,4 % от общего числа студентов. Из них 86 человек окончили среднюю школу в 1959 г. [9].
Наряду с систематической работой по повышению уровня теоретической подготовки студентов большое внимание в 50-е годы уделялось практической стороне обучения. В учебные планы вводились новые спецкурсы, практикумы и лабораторные работы, на педагогическую и производственную практику было увеличено учебное время, вновь пересмотрены и уточнены объекты ее проведения.
Резервы для пополнения преподавательского состава готовились еще со студенческой скамьи. Этому во многом содействовала организация НИРС. В 50-е годы широкое распространение получило создание студенческих научных товариществ, которые развивали творческие способности студентов, способствовали повышению интереса к избранной профессии. В 1955/1956 учебном году в ГГПИ действовало 14 научных кружков, в том числе философии, педагогический, астрономический и др. В них занимались более 200 студентов. Институт ежегодно участвовал в республиканском и всесоюзном смотрах студенческих научных работ.
В 1957 г. Гродненскому государственном педагогическому институту за большой вклад в развитие культуры и образования было присвоено имя Янки Купалы. В 1959 г. институт отмечал свой 20-летний юбилей. В докладе, посвященном этой дате, директор института, кандидат исторических наук Д.С.Марковский отметил, что за период своего существования институт подготовил 3807 учителей средних общеобразовательных школ. Абсолютное большинство выпускников получили направление на работу старшими пионервожатыми. Трем выпускникам присвоено почетное звание «Заслуженный учитель БССР». Орденом Ленина были награждены 3 выпускника института, орденом Трудового Красного Знамени – 8, орденом «Знак Почета» – 15, медалью «За трудовую доблесть» – 20. Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БССР были награждены 9 человек, знаком «Отличник народного образования» – 47. Грамотой Министерства образования – 21 выпускник [10].
Учитывая специфику западнобелорусского региона как в основном сельскохозяйственного, а также необходимость обеспечения сельского хозяйства специалистами, 27 июня 1951 г. открывается Гродненский сельскохозяйственный институт. Институт начинает работу в составе двух факультетов – агрономического и зоотехнического по специальностям: ученый-агроном по защите растений, ученый-агроном и ученый – зоотехник [11].
Прием в сельскохозяйственный институт все годы проходил при большом конкурсе. Если в 1952/53 учебном году на 175 мест было подано 351 заявление (конкурс составлял 2 человека на место), то в 1954/55 учебном году было подано 1208 заявлений (т.е. 7 человек на 1 место), что свидетельствовало о росте популярности института. Без вступительных экзаменов были приняты 5 медалистов – выпускников школ, в порядке конкурса зачислены 170 человек. Несмотря на большой конкурс, уровень общеобразовательной подготовки абитуриентов оказался недостаточно высоким, большинство поступивших имели средний балл школьных аттестатов не более 3,5, и приходилось принимать с 16 и 15 баллами [12].
Реорганизация сети вузов затронула и Гродненский сельскохозяйственный институт. С 1955/56 учебного года резко сокращается контингент студентов (с 852 человек в 1955/56 учебном году до 711 – в 1959/60 учебном году) [13]. На наш взгляд, только отсутствием научно обоснованной методики определения действительной потребности в специалистах сельского хозяйства можно объяснить сокращение приема и числа студентов в институте. И это происходил в то время, когда в западных областях проблема полного обеспечения специалистами сельского хозяйства не была решена.
В 1956 г. были изменены правила приема в учебные заведения. Льготы предоставлялись лицам, имеющим стаж практической работы после окончания школы, и демобилизованным из Советской Армии. Это давало возможность обеспечить пополнение народного хозяйства более подготовленными к трудовой деятельности молодыми специалистами. Уже в 1959 г. в ГСХИ было принято 41 % юношей и девушек, имеющих стаж практической работы не менее 2 лет и 40 % демобилизованных [14].
Качество теоретической и практической подготовки будущих специалистов являлось основным направлением в работе Гродненского сельхозинститута. Первостепенную роль в этом играли научно-педагогические кадры вуза. До каждого сотрудника доводился план повышения научной квалификации с установлением сроков подготовки кандидатских и докторских диссертаций и сдачи кандидатского минимума. В 1952/53 учебном году из 36 преподавателей ГСХИ над докторскими диссертациями работали 5 человек; над кандидатскими – 5 человек (все они защитились в 1953/54 учебном году), 11 человек готовились к сдаче кандидатского минимума, 1 преподаватель учился в заочной аспирантуре. К концу 50-х годов численность преподавательского состава увеличилась более чем в 2 раза (с 23 человек в 1951 г. до 70 – в 1959 г.). Число кандидатов наук возросло более чем в три раза [15].
Нельзя не отметить то обстоятельство, что в исследуемый период существовал ряд негативных факторов, препятствующих подлинной научности в изучении и преподавании биологических наук (как, впрочем, и других отраслей научного знания, поставленных под жесткий идеологический контроль). Как известно, в это время биологические науки подверглись гонениям со стороны «выдающегося ученого – академика» Т.Д.Лысенко. 7 марта 1953 г. по Главному управлению сельскохозяйственных вузов был издан приказ «О работе сельскохозяйственного института». В нем отмечалось, что «основной недостаток в учебной работе состоит в том, что в институте неудовлетворительно осуществляется перестройка работы в свете задач, вытекающих из решений XIX съезда КПСС. Не уделяется необходимого внимания вопросам преподавания изучаемых дисциплин в свете мичуринской биологии и Павловской физиологии…» Руководству института вменялось в обязанность создание специальной комиссии, имевшей целью «рассмотреть, изменить и дополнить программы соответствующих дисциплин в связи с открытиями Лепешинской О.Б. (сторонница Лысенко) и ее последователей» [16]. Отсюда можно предположить, какие последствия имели данные установки для организации учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы в последующие годы.
Во второй половине 50-х годов в целях достижения наибольшего сочетания теоретической и практической подготовки студентов ГСХИ было увеличено время на учебную и производственную практику, базой для проведения которой служило в первую очередь учебно-опытное хозяйство института. Так, в 1958/59 учебном году практические занятия и производственная практика студентов I – III курсов проходили в учебно-опытном хозяйстве. Близкое расположение хозяйства способствовало более широкому переносу отдельных тем для изучения в производственных условиях. 126 студентов IV курса проходили практику в колхозах, 26 человек – в 8 совхозах, 16 – в научно-исследовательских учреждениях. По отзывам руководителей практики, наиболее эффективно студенты проходили практику в тех случаях, когда они несли ответственность за конкретный объект выполняемой работы, находились постоянно на закрепленных рабочих местах. В ходе производственной практики студенты не только занимались выполнением заданий по своей специальности, но и принимали участие в общественной жизни, выступали с лекциями и докладами.
Совершенствование учебного процесса, усиление внимания к практической подготовке будущих специалистов сельского хозяйства положительно сказывались на успеваемости студентов. Если в 1952/53 учебном году экзамены на «отлично» сдали 36,3 % студентов, на «хорошо» – 33,9 %, на «удовлетворительно» – 29,7 %, то в 1957/58 учебном году соответственно 24,24 %, 51,3 % и 23,88 % студентов [17].
За 10 лет своего существования (к 1960 г.) Гродненский сельскохозяйственный институт выпустил 533 высококвалифицированных специалистов, способных руководить производственными участками, организовать сельскохозяйственное производство на научной основе.
В конце 50-х годов Гродно стал центром подготовки и медицинских кадров высшей квалификации для западнобелорусского региона. До этого времени западные области получали их из Минского и Витебского мединститутов, вузов Москвы, Ленинграда, Львова, Душанбе, Омска и др. Кроме того, здесь работали специалисты, получившие образование в довоенные годы. Уже в 1945 г. Минским и Витебским мединститутами в западные области были направлены 17 специалистов, из них в Гродненскую область только 2. Следует учитывать сложную этническую ситуацию в регионе и, соответственно, непростое отношение к специалистам – выходцам из восточных областей, а также тот факт, что на территории западных областей Беларуси, особенно Гродненской, вплоть до 1954 г. действовали бандитские формирования Армии Крайовой.
В 1956 г. в западные области был послан 121 выпускник Минского и Витебского мединститутов. С каждым годом в высших медицинских учебных заведениях увеличивалось число студентов из западных областей. Если в 1956 г. из 328 выпускников Минского мединститута 36 человек были уроженцами западных областей, то уже в 1958 г. – соответственно 413 и 117 человек [18].
Если проблема обеспечения учреждений здравоохранения в городах кадрами общелечебного профиля была в основном решена к середине 50-х годов, то вопрос комплектования медучреждений в сельской местности решался в основном за счет медицинских работников средней квалификации. Кроме того, остро стоял вопрос о подготовке специалистов узкой специализации. Частично эта проблема решалась путем подготовки врачей по наиболее дефицитным специальностям (педиатров, акушеров-гинекологов, окулистов, невропатологов и др.) в Республиканском институте усовершенствования врачей, а также на курсах при областных больницах. Несмотря на то, что к концу 1957 г. число врачей в западных областях БССР на 10 тыс. населения составляло 10 человек, этот показатель был меньше, чем в целом по Беларуси (10,8).
Все вышесказанное обусловило необходимость создания в западнобелорусском регионе высшего медицинского учебного заведения. 9 августа 1958 г. Советом Министров БССР было принято решение об открытии Гродненского государственного медицинского института. 1 ноября 1958 г. в ГГМИ начались занятия. На 1 курс лечебного факультета были приняты 250 студентов, в основном из Гродненской и Брестской областей.
Таким образом, к концу 50-х годов Гродно стал настоящим центром создания интеллектуального потенциала западнобелорусского региона и республики.
Источники и литература
1. Государственный архив Гродненской области (ГАГО). – Ф.991. – Оп.1. – Д.26. – Л.2; Д.126. – Л.3.
2. ГАГО. – Ф. 991. – Оп.1. – Д. 463. – Л.42.
3. ГАГО. – Ф.991. – Оп.1. – Д.14. – Л.25, 3.
4. ГАГО. – Ф.991. – Оп.1. – Д.111. – Л.8,9.
5. Подсчитано по данным: ГАГО. – Ф.991. – Оп.1. – Д.14. – Л.6; Д.126. – Л.3; Д.478. – Л. 11, 12, 17.
6. ГАГО. – Ф.991. – Оп.1. Предисловие. С.1.
7. ГАГО. – Ф.991. – Оп.1. – Д.478. – Л.18.
8. ГАГО. – Ф.991. – Оп.1. – Д.461. – Л.4,5,6; Д.463. – Л.37,99.
9. ГАГО. – Ф.991. – Оп.1. – Д.463. – Л.28,29,30.
10. ГАГО. – Ф.991. – Оп.1. – Д.463. – Л.35,97,99.
11. ГАГО. – Ф.1400. – Оп.1. Предисловие. С.1.
12. ГАГО. – Ф.1400. – Оп.1. – Д.4. – Л.37,38; Д.7. – Л.18.
13. ГАГО. – Ф.1400. – Оп.1. – Д.21. – Л.1; Д.22. – Л.1,2; Д.23. – Л.5; Д.25. – Л.6; Д.158. – Л.9; Д.160. – Л.1.
14 ГАГО. – Ф.1400. – Оп.1. – Д.141. – Л.3,4.
15. Подсчитано по данным: ГАГО. – Ф.1400. – Оп.1. – Д.4. – Л.5; Д.22. – Л.22; Д.162. – Л.4,7,8,14,23.
16. ГАГО. – Ф.1400. – Оп.1. – Д.5. – Л.27; Д.4. – Л.10.
17. ГАГО. – Ф.1400. – Оп.1. – Д.4. – Л.11,12; Д.141. – Л.9.
18. Национальный архив Республики Беларусь. – Ф.46. – Оп.5. – Д.818. – Л.302; Ф.218. – Оп.3. – Д.142. –Л.1; Д.156. – Л.1; Д.171. – Л.1; Д.181. – Л.1.
М.Я. Колоцей, Н.Л. Улейчик
Па матэрыялам: Гарады Беларусі ў кантэксце палітыкі, эканомікі, культуры: зборнік навук. артыкулаў / Гродз.дзярж. ун-т; рэдкалегія: І.П. Крэнь, І.В. Соркіна (адк. рэдактары) [і інш.]. – Гродна: ГрДУ, 2007.