В статье рассмотрены проблемы межличностных отношений детей из неполных семей со своими родителями, со сверстниками и другими окружающими их людьми, представлены психолого-педагогические рекомендации по проведению коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на перестройку этих отношений в позитивном направлении. Актуальность этой темы исследования определяется прежде всего тем, что с проблемами межличностных отношений приходится сталкиваться большому числу людей, причем неразрешенность этих проблем негативно сказывается на образовательных и социальных процессах.
1. Основные трудности детей из неполных семей. К сожалению, детям из неполных семей приходится преодолевать немало трудностей, главной из которых является проблема социализации. Ребенок, которого бросили, чувствует, что он не такой как все. Уже по этой причине у таких детей нередко занижена самооценка, они затрудняются в налаживании и поддержании контактов с людьми, чрезмерно обидчивы. У подростков к этому добавляются проблемы в межличностных отношениях со сверстниками, в том числе, и в интимно-личностных отношениях с противоположным полом. Нередко отношения такого ребенка с оставшимся единственным родителем тоже складываются далеко не лучшим образом. Переживая из-за недостаточности, как кажется подростку, любви и понимания со стороны других людей, он меньше, чем необходимо сдерживается от различных конфликтов со своим окружением.
В результате процесс приспособления ребенка к окружающей среде, освоение социальных ролей и функций отклоняются от нормы. У детей из неполных семей нередко проявляются такие качества характера как неуверенность в себе, застенчивость, ранимость, обидчивость, боязнь что-либо сделать не так. Отсутствие одного из родителей (у мальчиков отца, а у девочек матери) означает отсутствие модели для подражания, что не может не отразиться на социализации. Даже в будущем, когда из этих детей вырастают взрослые люди, их всю их жизнь сопровождает чувство, что они не такие, как другие, что их бросили.
Нельзя не отметить, что влияние окружающей среды на таких детей тоже может быть негативным. Неуверенные в себе, застенчивые и обидчивые дети чаще других становятся объектом насмешек и издевок со стороны окружающих. И рано или поздно возникает ответная реакция со стороны обиженного. Как минимум это будет озлобленное и агрессивное поведение, а в худших случаях и противоправные действия. Таким образом, нарушение процессов социализации чревато конфликтами, где провокаторами и зачинщиками являются как раз выходцы из полных семей [1, c. 70].
Изучение психологии преступников показывает, что к противоправным действиям в первую очередь приводит отчуждение ребенка от школы и от семьи. Поэтому изучение межличностных отношения детей из неполных семей является весьма важной и актуальной задачей еще и по этой причине.
Формирование личности ребенка еще более осложняется, если ему приходилось быть свидетелем семейных ссор и скандалов, которые стали причиной развода родителей. Впоследствии это приводит к трудностям в создании собственной семьи.
В неполной семье нередко царит нездоровый психологический климат, причем примеров такого рода в литературе описано очень много. Вот один из встречающихся сюжетов. Муж бросил жену из-за чрезмерной ревности и уверенности в том, что она ему изменяет. Ребенок был свидетелем криков и даже побоев. После развода мать из-за чувства одиночества ведет неразборчивую половую жизнь. Нетрудно догадаться как это отразится на жизни такого ребенка, особенно если эта девочка. Другой пример: отец постоянно пьет, на уговоры родных остановиться не поддается, бьет жену. Жена зарабатывает себе «букет» хронических болезней и в итоге разводится с мужем. Ребенок-мальчик был свидетелем такого обращения с его матерью. Вероятность того, что он в будущей своей семье повторит пример своего отца, не так уж и мала. Кроме того, когда семья разбивается, трудностей не становится меньше, они только прибавляются [2, c. 95].
2. Проблемы отношений детей из неполных семей с социумом. Жизнь и условия воспитания ребенка в ситуации неполной семьи сильно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Большинство неполных семей возникают в случае развода и по причине ухода отца, то есть относятся в основном к материнским семьям. По мнению B.C. Мухиной матери тяжело сдерживаться и скрывать свое негативное отношение к бывшему мужу; ее недовольство может бессознательно проецироваться на собственного ребенка. Иногда мать играет роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится восполнить недостаток родительской заботы, окружая ребенка лаской и чрезмерной опекой, что выходит за разумные пределы. Во всех таких случаях это отрицательно сказывается на становлении личности ребенка [3, с. 108].
И.С. Кон, выявил, что дети, выросшие без отца, часто имеют высокий уровень тревожности, у них нередко встречаются невротические симптомы, мальчикам тяжело общаться со сверстниками, они плохо усваивают мужские роли, но гипертрофируют такие мужские черты, как грубость, драчливость. Ребенок из неполной семьи чаще ссорится с матерью, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым.
По мнению И. Лангмейера и 3. Матейчека, мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, в то же время отец пробивает ребенку путь к человеческому обществу. То есть мать нас приводит к человеку, а отец к людям. Наиболее опасной для развития ребенка является ситуация, когда ребенок теряет мать (отцовская семья), особенно в раннем возрасте. Именно мать – источник удовлетворения всех психических потребностей ребенка, дающих основу для позитивного отношения ребенка к людям, для его доверия к окружающему миру [2, c. 98].
Д.Б. Эльконин считает общение со сверстниками ведущей деятельностью у подростков. Другая версия, которую выдвинул Д.И.Фельдштейн, предполагает в качестве ведущей деятельности просоциальную активность, то есть потребность ребенка занять определенное место в обществе. Но очень часто в этих видах деятельности у детей из неполных семей имеются серьезные проблемы, так как процессы коммуникации нарушены.
Вторая ведущая потребность тех же подростков – самоутверждение – проявляется в стремлении утвердить свое «Я» в системе общих связей и отношений общества. Самоутверждение, по мнению Д.И. Фельдштейна, неразрывно связано с двуединым процессом социализации-индивидуализации. А так как процесс социализации у ребенка из неполной семьи деформирован, то, как следствие, у таких детей имеются трудности и с самоутверждением.
Неблагополучие в отношениях подростков между собой, разрыв отношений друг с другом имеет для ребенка (особенно из неполной семьи) различные отрицательные последствия в виде тяжелых переживаний. Далее, с включением индивида в разнообразные общности, появляется потребность в принадлежности к какой-либо группе, которая удовлетворяется путем следования определенным нормам и правилам. В противном случае, ребенок вступает в постоянный устойчивый конфликт с окружающими и в конечном счете будет отторгнут группой, к которой принадлежит.
Многие подростки (особенно, если он растет в неполной семье) испытывают затруднения в контактах со сверстниками и переживают свое одиночество болезненно. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные переживания. Все это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности такого ребенка [4, c. 55-59].
3. Некоторые результаты обследования учащихся шестых классов в одной из школ г. Гомеля. Общая ситуация с детьми из неполных семей, описанная выше, подтверждается и в проведенном нами обследовании учащихся двух шестых классов в средней школе г. Гомеля. Данные о коммуникативных и организаторских способностях детей таковы. Очень низкий уровень таких способностей не выявлен ни у кого. В 6 «А» классе низкий уровень коммуникативных склонностей выявлен у 9 человек (39% учащихся класса). Все 9 человек – дети из неполных семей. По результатам тестирования низкий уровень организаторских склонностей имеют 8 человек (34% учащихся класса), все они живут в неполных семьях. Эти ученики испытывают трудности в установлении межличностных контактов, не способны проявлять инициативу в важных делах, смущаются выступать перед аудиторией, избегают принятия самостоятельных решений, не любят занимаются общественной деятельностью.
Средний уровень коммуникативных способностей выявлен у 7 человек (30% учащихся класса), из них один является представителем неполной семьи. Средний уровень организаторских способностей в ходе исследования получили также 7 человек, из которых трое из неполных семей. Высокий уровень коммуникативных склонностей выявлен у 3 человек (13%), они из полных семей. Высокий уровень организаторских способностей имеют 5 человек (21% учащихся класса), все они из полных семей.
Очень высокий уровень коммуникативных способностей у 4 человек (17% учащихся класса), очень высокий уровень организаторских способностей у 3 человек (13% учащихся класса), все из полных семей. Эти ученики занимаются общественностью, отстаивают свое мнение, проявляют инициативу, способны внести оживление в новую компанию, принимать самостоятельные решения в трудных ситуациях.
Похожие результаты получены и в 6 «Б», с той лишь разницей, что один ребенок с низким уровнем коммуникативных способностей был из полной семьи, а один ребенок с очень высоким уровнем коммуникативных способностей был из неполной семьи.
Эта небольшая выборка из полученных данных подтверждает, что проблемы детей из неполных семей не являются надуманными. Напротив, они вполне реальны и требуют повышенного внимания со стороны психологов, педагогов и самих родителей.
4. О коррекции межличностных отношений детей из неполных семей. Ввиду того, что высокая напряженность учебной деятельности существенно обостряет все проблемы межличностных отношений, особую роль в формировании и коррекции этих отношений призван сыграть учитель и весь педагогических коллектив. Среди общих рекомендаций, которые О.Н. Истратова адресует педагогическому коллективу, в частности, отмечены следующие [6, c. 34]:
– вести работу по дальнейшему развитию сплоченности коллектива, способствовать развитию дружеских отношений между учащимися;
– привлекать к активной общественно-полезной работе, способствовать вступлению учащихся в молодежные объединения и союзы;
– проводить работу с родителями (особенно с одинокими матерями) по развитию социальных связей семьи, чтобы дети могли активно общаться и устанавливать комфортные отношения со взрослыми;
– приучить подростка вести дневник для выплескивания негативных эмоций, снятия напряжения, переосмысления и анализа ситуаций, проблем, научить его учитывать свой жизненный опыт, чтобы с каждым днем росла уверенность и самооценка;
– предложить подросткам, испытывающим проблемы по установлению межличностных отношений, записаться в спортивную секцию или творческий кружок для развития способностей, реализации интересов, а также трансформирования агрессии, отрицательной энергии в спорт и творчество;
– подростков необходимо больше хвалить, поддерживая их уверенность в собственных силах и стремление добиваться положительного результата, не боясь, что они не будут замечать своих ошибок, вырастут неаккуратными или не внимательными, на ошибки нужно обязательно указывать, но, только найдя в работе, которую выполнил подросток, хорошие стороны, за которые можно его похвалить, только после этого можно указывать на недостатки;
– выбрать оптимальный стиль педагогического руководства – демократический, благодаря которому создаются предпосылки для формирования у учащихся чувства собственного достоинства, уверенности в себе, самостоятельности и творческой инициативы, успешного развития дружеских отношений, воспитания, уважения к другим людям – взрослым и сверстникам.
Сильный корректирующий эффект как в плане успешности учебы, так и в плане развития отношений между школьниками дает использование идей развивающего образования и соответствующей теории текущего контроля, представленных в монографии В.Г. Ермакова [5].
Роль педагога-психолога в разрешении рассматриваемых проблем тоже очень велика, поскольку он изначально ориентирован на индивидуальную работу с учащимися. Ему принадлежит ведущая роль в изучении личности ребенка и окружающих его людей, в анализе влияния социальной среды на формирование личности ребенка. На основе прогноза о развитии проблемы он может сформулировать конкретные рекомендации о способах решения проблемы в процессе обучения и воспитания ребенка, помочь организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на основе диалога, помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка и т.д. [7, c. 48].
Важной частью помощи неполным семьям в воспитании ребенка является разъяснение родителям наиболее распространенных ошибок, которые в этом направлении допускают родители [3, c. 112]. Оказать эту помощь посредством консультаций могут и педагоги, и психологи. Среди основных рекомендаций родителям отметим следующие:
– поддерживать теплые отношения в семье;
– подросток должен знать, что привело к распаду семьи, объяснить это нужно в доступной для его понимания форме, соблюдая как минимум три правила: никого не обвинять, заверить, что ушедший из семьи родитель любит его, показать, что так бывает со многими людьми, поэтому пусть лучше будет так, как есть.
Оставшись с одним родителем, подросток боится потерять и любовь второго родителя, поэтому особенно важно поддерживать в нем уверенность в родительских чувствах. Необходимо стремиться к созданию доверительных отношений в семье, личностно значимых перспектив жизни и деятельности подростка, к формированию чувства взаимопомощи, следует вовлекать детей в дела и заботы семьи.
Наряду с отмеченным выше, прямую помощь детям (как из неполных, так и из полных семей) можно оказать, напомнив им о том, что у них есть личные права, которыми они могут воспользоваться для разрешения всевозможных конфликтов. Ребенок имеет право:
– иногда ставить себя на первое место;
– просить о помощи и эмоциональной поддержке;
– протестовать против несправедливого обращения или критики;
– на свое собственное мнение и убеждение;
– совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;
– иметь свои собственные чувства независимо от того, понимают ли их окружающие;
– менять свои решения, или избирать другой образ действия. И т. д.
Он не обязан быть безупречным, следовать за толпой, любить людей, приносящих ему вред.
Выводы. Проблема воспитания и развития детей из неполных семей является важной социальной проблемой, на ее решение должны быть направлены усилия всех причастных к этому специалистов. Одним из способов в разрешении названной проблемы является конструктивная помощь ребенку в налаживании его межличностных отношений. Возможности для оказания психолого-педагогической и социально-педагогической помощи детям из неполных семей еще достаточно велики [8].
In the article problems of the interpersonal relations of children from incomplete families with the parents, with peers and other people surrounding them are considered. Psychology and pedagogical recommendations about correction of these relations are submitted.
Балахонова Олеся Леонидовна