Категории

Проблемы и перспективы формирования дестинации ностальгического туризма в Пинском Полесье

8 минут на чтение

Туристская дестинация – сравнительно новое понятие для белорусского туризма. В настоящее время на локальных территориях Беларуси идет процесс формирования туристских дестинаций со своим региональным турпродуктом, адресованным не только массовому потребителю, но и специализированным категориям туристов и экскурсантов. Потенциал территорий неодинаков. Он определяет туристическую специализацию регионов и является важным фактором для формирования конкурентоспособной туристкой дестинации [1].

Под туристкой дестинацией принято понимать географическую территорию, способную привлекать и удовлетворять потребности туристов. Дестинация обладает туристским потенциалом и мотивирует туристов на посещение страны, региона, конкретного населенного пункта или объекта туристического интереса. Целью каждого путешествия является посещение той или иной туристской дестинации. Туристская дестинация не ограничена административными границами, она может иметь масштаб страны, рекреационной зоны или представлять собой относительно небольшую, локальную территорию, конкретный туристский маршрут или объект.

В мировой практике наряду с рекреационными, историко-культурными, природно-экологическими и др. видами туристских дестинаций успешно развиваются этнографические туристские дестинации, турпродукт которых аккумулирует в себе этнографические традиции различных материков, стран и регионов. Такие виды туристских дестинаций можно развивать и в Беларуси, что позволит успешно интегрировать в туристическое пространство периферийные и считавшиеся ранее неперспективными регионы.

Белорусская этнография, учитывая многонациональный и многоконфессиональный состав населения, дает широкий простор формирования туристских дестинаций с ярко выраженным этнографическим компонентом [2]. За последние десятилетия в Беларуси появился целый ряд этнографических музеев и комплексов различной тематической направленности, деятельность которых создает благоприятные условия для формирования вокруг них этнографических туристских дестинаций. В качестве примера можно привести Мотольский музей народного творчества, этнографический музей «Бездежский фартушок», региональные дома ремесел и т.п. Эти объекты сходны по содержанию: народный быт, традиционные ремесла и занятия местного населения, ткачество и вышивка, народная кухня, обряды и праздники, региональный фольклор [3]. Как правило, они не касаются быта и традиций других этносов, которые на протяжении многих веков проживали на территории Беларуси [4]. В то же время интерес к подобной тематике возрастает, в том числе благодаря участникам так называемых ностальгических туров.

В эпоху «железного занавеса», в условиях закрытости советского общества ностальгический туризм, который является разновидностью этнического туризма, практически не развивался. Он проявился стихийно в 1990 – 2000-ые гг. благодаря различным благоприятным факторам, таким как свободный въезд иностранных граждан на территорию независимой Республики Беларусь и др. Под ностальгическим (сентиментальным) туризмом принято понимать путешествие с целью посещения родственников, а также своего места рождения или проживания, мест рождения или проживания своих родителей и других близких родственников. О полесском регионе, который в советскую эпоху был исключительно транзитным, можно сказать, что первые иностранные туристы, прибывшие сюда в составе групп и индивидуально из-за рубежа, – это туристы, мотивированные посещением мест своего детства и проживания в прошлом своих родственников. Их приток побудил в свое время туристические предприятия – ООО «Роза ветров», ОАО «Гостиничный комплекс “Припять”», Пинское бюро путешествий и экскурсий – приступить к разработке специфического турпродукта для участников ностальгических туров.

Ностальгический туризм по своей специфике, потребностям и предпочтениям туристов в значительной мере отличается от других видов туризма [5]. Он не требует существенных вложений в создание новых объектов туристического интереса и инфраструктуры. Это коренным образом меняет схему формирования туристской дестинации ностальгического туризма, который можно развивать за счет имеющегося ресурса, причем весьма специфического: исторической застройки, планировки, топонимики, сакральных объектов, в том числе старинных кладбищ.

При формировании рекреационных или историко-культурных туристских дестинаций действует принцип: чем больше привлекательных объектов, тем больше туристов. В ностальгическом туризме все по-другому – здесь сегмент рынка ограничен зарубежными диаспорами выходцев (эмигрантов) из определенной страны или региона. Поэтому первостепенной задачей является установление контактов между страной или регионом туристкой дестинации и страной проживания эмигрантов или их потомков. Эмиграция населения с территории Полесья проходила в разные периоды XIX – XX вв. и отличалась масштабом, социальным и национальным составом мигрантов.

Прием ностальгических туров в Пинске и на Полесье в 1990 – 2000-ые гг. показал, что их участники являются гражданами целого ряда стран: Польши, Израиля, Австралии, США, Канады, Аргентины, Германии, Великобритании, ЮАР и т.д. Наиболее интенсивными являются турпотоки из Польши. В меньшей степени Полесье посещают еврейские группы (пик пришелся на 2006 г., когда праздновалось 500-летие пинской еврейской общины). Иногда в составе ностальгического тура можно наблюдать граждан сразу нескольких стран, проживающих на разных континентах. Это могут быть разделенные в результате Второй мировой войны и других драматических событий семьи, члены зарубежных землячеств, люди, связанные принадлежностью к определенным общественным или религиозным организациям. Для них создано несколько вариантов турпродукта. Это ностальгические туры для польских туристов – «Полесье чар», «По следам великих поляков», для еврейских групп – «Дорогами памяти», «По следам хасидов Полесья» и др. С учетом специфики ностальгических туров разработаны небольшие исходные модули регионального турпродукта, которые объединяются в программу тура с учетом пожеланий конкретного заказчика.

Для туристских дестинаций характерна конкуренция, в связи с чем каждая дестинация стремится наращивать свой потенциал развлекательными объектами, событийными мероприятиями, памятниками, музеями и высоким уровнем сервиса. Для дестинаций ностальгического туризма это не требуется, т.к. ни один самый яркий объект туристического интереса не в состоянии конкурировать с малой родиной (родным домом, городом) в сознании человека, испытывающего ностальгию по своим родным местам.

Участники ностальгических туров мотивированы желанием побывать на своей родине или в тех местах, где жили их предки. Им важно ощутить свою связь с конкретным местом, городом, местечком, деревней, что достигается через подлинность материальных объектов и сохранность элементов нематериальной культуры, которая выражается в ментальности, религиозной духовности, специфическом колорите той или иной местности.

Человек, который уехал из Пинска, Давид-Городка, Мотоля или Погоста, он готов смотреть только после выполнения намеченной цели. Как правило, его не интересуют новостройки, новые объекты, он готов смотреть только выполнения намеченной цели, которая реализуется в программе тура. Во время своего путешествия участники ностальгических туров настроены посвятить максимум времени поиску и посещению тех уголков, которые связаны с их детством, историей семьи и т.п. Здесь первично «свое», «родное», а не «знаменитое», «популярное», «престижное».

Нередко во время проведения ностальгических туров, маршруты которых проходят по небольшим населенным пунктам – бывшим местечкам и т.п., со стороны местного населения можно услышать вопросы и комментарии: «Что здесь интересного? – все самое простое, обычное и нет никаких ярких достопримечательностей…» Но ностальгическому туристу как раз и важно увидеть то простое, обычное, что окружало его в детстве, что известно ему по воспоминаниям родителей и близких. К сожалению, на наших глазах исчезает широкой пласт местечковой культуры, продолжается снос исторической застройки, в том числе сакральных объектов (костел в Большой Попине, здание синагоги в Погосте-Загородском и т.д.). Во многих местах снесены и застроены, либо находятся в крайне неудовлетворительном состоянии старинные кладбища, которые чрезвычайно востребованы как объект посещения при организации ностальгических туров. Например, в Пинске из-за сноса еврейских кладбищ важные сакральные объекты – могилы хасидских цадиков Аарона Карлинского, Ошера Столинского, Цви Гирша Баал-Шем-Това оказались на территории школы и детского сада, из-за чего не могут быть отмечены памятными знаками и открыты для посещения паломников.

Ностальгические туры могут включать элементы паломнических туров, что расширяет сегмент рынка. Паломнический тур «По следам святого Андрея Боболи» (Пинск – Дубое – Иваново – Логишин), как правило, дополняется элементами сентиментального туризма, т.к. часть их участников связана с Полесьем родственными узами. Еврейский религиозный тур «По следам хасидов Полесья», который проходит по маршруту Пинск – Столин – Давид-Городок – Лахва – Кожан-Городок, Погост-Загородский – Логишин – Мотоль – Иваново (Янов-Поллесский) тоже переплетается с ностальгической тематикой.

В связи с быстрым изменением облика городов и других населенных пунктов для развития ностальгического туризма необходимо проанализировать ресурсный потенциал региона, выработать предложения (программу действий) по сохранению архитектурной или историко-культурной среды. В этом плане выигрывают небольшие города, бывшие местечки, которых не коснулась масштабная перестройка (Кобрин, Столин, Ружаны, Давид-Городок).

Дестинация ностальгического туризма может развиваться даже при отсутствии комфортабельных отелей, достаточно гостиниц класса две звезды, возможно использование частного сектора. Вместе с тем ностальгический туризм может использовать приемы и объекты, характерные другим видам туризма. В последнее время с целью улучшения имиджа населенных пунктов проведена своеобразная мифологизация урбанистической среды – во многих городах установлена оригинальная городская скульптура, созданы малые архитектурные формы и практикуются исторические и этнографические реконструкции. Такой подход возможен и в дестинациях ностальгического туризма, главное не разрушать сложившуюся историческую среду и бережно относиться к сохранению определенной ауры (имиджа) той или иной местности.

Ностальгический туризм – сложный вид туризма и одна из сложностей связана с его кадровым обеспечением. Во-первых, он требует знания иностранных языков, что для белорусского туризма является одной из насущных проблем. Во-вторых, просто знать иностранный язык – недостаточно, нужно проникнуть в культуру и историю того этноса, которому посвящается данный ностальгический или религиозный тур.

В ностальгических турах нет массовости, иногда их участники – это туристы-индивидуалы, у которых есть определенная программа посещения мест, связанных с их семьей и ближайшими родственниками. Такие туры не похожи на классические экскурсии с определенным набором достопримечательностей. Это своего рода импровизация, основанная на пожеланиях туристов, которой предшествует исследовательская работа (поиск информации в архивах и т.п.).

Большое значение для ностальгических туров имеет сохранение и знание прежней городской и региональной топонимики, т.к. туристы часто приезжают со старыми адресами и им необходимо помочь в отыскании нужного объекта. Этот момент следует учитывать при создании специальных туристических путеводителей и карт. В процессе формирования дестинации ностальгического туризма важны сохранение или реконструкция тех элементов, которые ранее выполняли роль своеобразных брендов региона. Таким элементом для Полесья может стать водный транспорт (ретро-пароход с историческим названием), конный трамвай, действующая узкоколейка. Важную ретроспективную роль в Пинске могли бы играть восстановленная еврейская корчма, старинная аптека, ретро-фотография или ресторанчик. Для ностальгического туризма очень важна традиционная кухня. Американский турист – внук выходцев с Полесья постоянно просил включать в меню различные виды блинов, т.к. «их умела печь его бабушка и, к сожалению, не умеет печь его американская супруга». В Пинске туристы хотели бы отведать копченых или сушеных вьюнов, в Давид-Городке – знаменитые «давид-городокские леды» (мороженое) и т.д.

При соприкосновении с ностальгическим туризмом многих смущает его сложность и непредсказуемость результата. Вместе с тем, этот вид туризма не стоит отвергать по целому ряду причин. Он важен как способ выхода на туристический рынок зарубежных стран, формирующих потоки ностальгического туризма, и не требует больших вложений, что является его существенным преимуществом, особенно в условиях регионального туризма.

Хвагина Т.А.

Военно-историческое наследие Первой мировой войны в Республике Беларусь и Российской Федерации : проблемы изучения, сохранения и использования : сб. науч. ст./Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы"; Ред. коллегия: А.Н. Нечухрин, С.А. Пивоварчик, В.А. Белозорович, С.В. Донских, М.В. Мартен.- Гродно : ГрГУ им. Я. Купалы, 2016

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Главной задачей в области развития активного туризма, в соответствии с основными положениями Национальной программы развития туризма Республики Беларусь является формирование привлекательного имиджа Беларуси как страны, благоприятной для туризма, посредством с...
Индустрия туризма – взаимосвязанная система предприятий и предпринимателей, предоставляющих туристам все необходимое для потребления в процессе туризма и достаточные для осуществления собственно процесса туризма туристические услуги, работы и товары [6, с. 92]...
Военный туризм – один из видов туризма, который успешно развивается во многих странах мира. Туристическими ресурсами военного туризма являются места былых сражений, фортификационные сооружения, воинские захоронения, памятники и мемориалы, где увековечены воинс...