Сегодня мы наблюдаем, как человечество переходит в постиндустриальную эпоху, эпоху информационного общества. В информационном обществе большинство населения заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией во взаимодействии с людьми.
В качестве основ развития общества является развитие роли информации и внедрение технологий в общество.
Постепенно наблюдается увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества. Возрастает число людей занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте. Постепенно наблюдается нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети интернет, а также традиционных и электронных СМИ.
Кардинальным образом изменяется отношение людей к созданию глобального информационного пространства. В данном пространстве происходит постоянное информационное взаимодействие людей, которые имеют доступ к мировым информационным ресурсам. Здесь люди удовлетворяют свои потребности посредством информационных продуктов и услуг. Так же происходит непрерывное развитие и совершенствование информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей, что, в конечном счете, мы можем назвать информационной демократией.
Такие категории как «информационное общество» и «информатизация», прочно заняли своё место в лексиконе специалистов, политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. Изначально данные понятия социализировались с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих осуществить новый эволюционный скачок и войти на новый уровень общественного развития.
Сам термин информационное общество, впервые появился в Японии в 1961 году. Интерес к этому термину был проявлен в связи со становлением современного социума, с ростом информационных технологий, которые изменяли и формировали новую жизнь общества, ставшей причиной для его изучения.
Во второй половине двадцатого века, изучением информационного общества занялись большое количество ученых. Среди них можно выделить таких социологов как Элвин Тоффлер, Маклоэн Маршалл, Мануэль Кастельс, Дениел Белл, Зигмунд Бжезинскийи и др. в трудах которых можно проследить основные характеристики и тенденции развития информационного общества.
Рассмотрим основные идеи наиболее ярких представителей. Американский социолог Э. Тоффлер выделяет в своей работе «Третья волна» концепцию информационного общества как систему знания, которое играют определяющую роль в развитии. Под системой знания он понимает: образование, науку, технологию, национальные стратегические цели, международные интеллектуальные средства, язык, общие знания о других культурах, культурное и идеологическое понимание мира, многообразие коммуникационных каналов, спектр новых идей [2].
Согласно его идее мир полон событий. Терроризм, инфляция, выборы, научно-техническое развитие и пр. Все это является частью повседневности и требует постоянного анализа.
В становлении информационного общества первоначальную роль играет развитие информационных технологий, являющихся неотъемлемой его частью, которые используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяя.
К примеру, компьютерные технологии и средства связи интернет, приведут к существенным изменениям структуры занятости, что позволяет усилить интеллектуальный труд и перенести работу в любое удобное место. По мнению Э. Тоффлера это приведет к экономии времени, затрат на обеспечение рабочих мест, а так же укрепление семьи, посредством снижения мобильности как между населенными пунктами одного государства или между ними. С другой стороны, по моему мнению, отсутствие привязанности к географическому месту работы делает человека более свободным к месту жительства.
Таким образом, это приведет к возникновению нового социального порядка на предстоящем супериндустриальном этапе развития цивилизации. Данный вывод основывается на основе положения синергетики о самоорганизующихся системах. Данные изменения затрагивают все сферы общественной деятельности экономики и техники, они охватывают техносферу (энергетику, производство, распределение); социосферу (социальные и политические институты, структуры власти); инфосферу: системы ценностей, социальной коммуникации и информации. Возникает новый вид собственности на информацию. Основные социальные и культурные развития определяют борьбу за источники информации.
Многое из предложенного Э. Тоффлером, применяется уже сегодня. Современный этап общественного развития общества будет отмечен величайшими социальными потрясениями, мощными сдвигами в экономике, технологическими провалами и катастрофами, политической нестабильностью, насилием, войнами и угрозой войн. В атмосфере разрушения общественных институтов и системы ценностей авторитарные демагоги и движения станут пытаться захватить власть, и, может быть, эти попытки будут успешными. По моему убеждению, сегодня еще нельзя с уверенностью предсказывать исход этих процессов. Столкновение двух цивилизаций несет в себе непредвиденную опасность.
Отдельного внимания заслуживают взгляды в сфере информационного общества Дениэлла Белла. Именно у Д. Белла мы впервые видим использование таких формулировок понятия постиндустриального и информационного общества как синонимы.
К этому добавлю, что термин «постиндустриализм» Белл ввел в конце 1950-х годов, однако стал заменять словами «информация» и «знание» термин «постиндустриализм» около 1980 г.
Согласно идеям Д. Белла любое общество проходит определенные этапы развития. Первым, из которых был доиндустриальный этап. Его можно назвать традиционным или аграрным. Второй этап он называет индустриальным, для него характерно создание паровой машины и роста промышленности. И третьим этапом он назвал постиндустриальным.
Именно при переходе в постиндустриализм, акцент делается на информацию, а точнее на знание. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами трансформации постиндустриального общества.
Связи с изменением сферы занятости человека, заменой его физического труда машиной, он получает возможность организовать свой досуг. Рост богатства позволяет людям удовлетворять возникающие новые потребности. А это значит, что у людей появляется больше свободного времени, так как все автоматизировано человеку не нужно работать целый день до истощения.
По мнению Д. Белла появление экономики услуг не означает исчезновения индустриального сектора, но большинство рабочей силы будет занято именно в сфере обслуживания: торговле, финансах, транспорте, охране здоровья, отдыхе, научно-исследовательской работе, образовании и управлении [4]. Уже сегодня мы можем наблюдать виды таких услуг как google, туризм, интернет торговля, индивидуального предпринимательство, частные авиакомпании и др.
Постиндустриальное общество привело к росту профессионально-технической занятости, т.е. работы, которая требует высокой квалификации и образования на уровне колледжа или университета. И в самом деле, уже сегодня сильно наблюдаем рост требования людей с высшим и специализированным образованием.
Д. Белл отмечал, что переход в постиндустриальное общество будет иметь ряд социальных последствий. Будет происходить сокращение численности работников занятых в промышленности, в последствии много людей данного направления окажутся безработными. Вследствие с сокращением числа работающих в промышленности происходит постоянный и уверенный рост производительности, обеспечиваемый непрекращающейся рационализацией производства. А при увеличении производства, будет происходить непрекращающийся рост богатства общества, которое будет потрачено на удовлетворение новых потребностей. В последствии произойдет бурный рост класса носителей знания. А так же произойдет переход от производства товаров к производству услуг.
Для сравнения рассмотрим взгляды одного из крупнейших социологов современности Мануэля Кастельса.
М. Кастельс определял информационную эпоху, где формируются новые культурные, деловые и международные сети, связанные с развитием информационных технологий. При всех возможностях информационных технологий, они приводят к зарождению единой социально-экономической системы, объединяющей весь мир. В итоге М. Кастельс называет данное общество сетевым. Сетевым обществом он в первую очередь подразумевает развитые страны, со стабильной экономикой и возможности сети интернета. Сеть становится основным элементом социального действия.
М.Кастельс подчеркивает, информация и обмен информацией способствуют развитию цивилизации на протяжении всей истории человечества. Таким образом, информационные технологии становятся ядром и причиной трансформации общества, где информация хранится, перерабатывается и передается. Информация становится сырьем технологии, а технология воздействует на информацию, но не как на оборот.
М.Кастельс утверждает, что информационные технологии определяют картину настоящего, и в еще большей мере будут определять картину будущего.
Общество меняется, экономика, политика меняются, так как становятся помещенными в информационное пространство и глобальные сети. М. Кастельс обозначает саму технологию как ресурсный потенциал развития общества.
Говоря об экономике, М. Кастельс выделяет понятие – «информациональная экономика». Главной сутью данного понятия автор выделяет глобальность. В ней подразумеваются основные виды экономической деятельности, такие как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технология, рынки) организуются в глобальном масштабе, непосредственно либо с использованием разветвленной сети, связывающей те или иные экономические ресурсы.
Хочу еще представить концепцию М.Кастельса, по поводу его предвидения личности будущего. В которой он указывает на то, что при всем этом информационном развитии, которая называется информатизацией, человек теряет свою идентичность и понятия «я». Дело в том, что человек в информационную эру решает свои проблемы с помощью других людей. У него всегда есть телефон, где он может связаться с кем либо, а так же всемирная сеть, которая дает человеку ощущение постоянной связи с другими людьми. Из-за этого человек не чувствует себя одиноким и впоследствии, теряет свою самостоятельность, которая присуща людям старших поколений. Я думаю в данном определении характерно то, что человек становится зависим от чужого мнения, ему нужна постоянная социализация с окружающими. Его вопросы и проблемы решаются через сеть, и он постоянно к ней привязан. В конце концов, мы можем получить легко контролируемого человека, зависимого от повседневной сетевой паутины, чьи действия и выбор будут диктоваться кем-то другим.
Подводя итоги можно сказать что, данные социологи имели схожее представление о том, что общество, переходя в постиндустриальное, а значит в информационное пространство, должно пройти обязательные этапы, которые затрагивают все сферы жизни деятельности. В информационном обществе, люди становятся связанным друг с другом, а так же зависимым от глобальной экономики.
У людей появляются совершенно новые виды деятельности. В первую очередь, направленные на взаимодействие с людьми, т. е. на производство услуг. В чем Д. Белл оказался, безусловно прав. Появляются новые виды образования и рабочих должностей. С ростом автоматизации у людей появляется больше свободного времени.
Сегодня мы уже входим в информационную эпоху, становимся сетевым обществом, где наша деятельность непрерывно связана с сетью интернет. Так же мы наблюдаем последствия нашей повседневной жизни в сети интернет. Соглашаясь со словами М. Кастельса, человек стал зависим от интернета, и решает все свои проблемы с запросом в сеть, что, в конечном счете, теряет свою самостоятельность. Можно согласиться с мнениями охарактеризованных ученых, что вместе с людьми меняется сама окружающая среда обитания, а это культура, социальные нормы общества, ценности и прочее. Сейчас все больше людей работают отдаленно от места работы. Эта тенденция уже вовсю практикуется в США, странах Западной Европы и развитых государствах Востока.
М.В. Черкис