Древесина является важнейшим видом возобновляемых природных ресурсов, Играющим одну из ведущих ролей в развитии экономики Республики Беларусь . Наибольшие объемы древесины в стране осваиваются структурны - ми подразделениями Министерства лесного хозяйства . При этом доля сорти - ментной вывозки достигает 85%. Сортиментная технология наряду с обеспечением собственных нужд предприятий заготовителей дает возможность поставлять заготовленную древесину непосредственно конкретному потребителю . Вместе с тем , эффек - тивное управление транспортным процессом при сортиментной технологии сопряжено с трудностями , возникающими в связи с территориальной разбро - санностью мест заготовки древесины и потребителей . Указанное обстоятель - ство , как и несоответствие расчетной густоты лесных дорог оптимальной , а также несбалансированность парка специализированных транспортных средств , негативно сказывается на эффективности транспортной фазы техно - логического процесса заготовки древесины . Поэтому решение вопросов ор - ганизации эффективных поставок древесины в лесном комплексе Республики Беларусь является актуальным . Однако используемые в настоящее время подходы в организации и управлении лесозаготовительным производством не позволяют в полной ме - ре осуществлять эффективное прогнозирование и непосредственно поставки древесины потребителям . Оценка эффективности транспортной фазы глав - ным образом осуществляется по критерию минимума транспортных затрат предприятий - заготовителей при ее транспортировке по маятниковым и веер - ным маршрутам , что не позволяет в достаточной степени учитывать интере - сы потребителей и различные схемы поставок . Исходя из этого , обоснование схем и очередности поставок должно базироваться не только на интересах предприятий - заготовителей , но также должно учитывать ограничения по срокам поставок потребителям с минимизацией упущенной выгоды от не - своевременной доставки древесины . Для решения задач обеспечения эффективности вывозки заготовленной древесины потребителям впервые предложено обоснование выбора схем и очередности поставок , основанное на использовании критерия приоритетно - сти транспортного обслуживания предприятий - потребителей . Разработана ме - тодика определения продолжительности рейса лесовозного автотранспорта , основанная на статистическом описании структуры затрат времени транспор - тировки , позволяющая с высокой точностью моделировать транспортный процесс и составлять почасовые графики работы лесовозной техники.
Короленя Руслан Олегович