Все дальше уходят в прошлое годы Великой Отечественной войны, в результате которой немецко-фашистские войска были разбиты и гитлеровская Германия безоговорочно капитулировала. Многое изменилось на земле с той поры. На месте руин выросли новые города и села, на полях былых сражений колосятся хлеба. Выросли новые поколения людей, не знающих ужасов войны. Времядавно посеребрило головы ветеранов. Многих из них уже нет в живых.
Однако время не в силах вычеркнуть из памяти народной имена и подвиги советских людей. Все, кто остался в живых, помнят годы военного лихолетья, бои и сражения, яростные атаки и дороги, по которым они прошли.
Великая Отечественная война унесла более 20 миллионов жизней советских людей. Это составило 40 процентов всех людских потерь во второй мировой войне. Враг ставил своей целью уничтожить первое в мире социалистическое государство, истребить его народы, захватить и ограбить наши земли.
Выдающимся событием этой войны на пути к победе явилась летне-осенняя кампания 1944 года. В ходе ее были разгромлены важнейшие стратегические группировки противника и завершено освобождение всей нашей территории от немецко-фашистских захватчиков. Особенно крупные результаты были достигнуты в ходе Белорусской стратегической наступательной операции, проведенной войсками 1-го Прибалтийского, 3, 2 и 1-го Белорусских фронтов с 23 июня по 29 августа 1944 года. Победа, одержанная Советскими Вооруженными Силами в Белоруссии, составляет одну из ярких страниц в истории Великой Отечественной войны.
Гитлеровцы не зря придавали Минску особое значение. По их замыслу он должен был стать одним из важнейших военно-административных и политических центров оккупированных западных областей Советского союза.
Расчет этот строился не только на стратегически удобном С города (удаленность от линии фронта, относительная близость к границам Германии, густая сеть железных и шоссейных дорог), но и на своеобразной теоретической «концепции».
В замечаниях и приложениях к генеральному плану «Ост» о колонизации оккупированных земель (сам план «Ост» до сих пор не найден) написано: «К вопросу о белорусах. …Следует исходить из того, что белорусы являются наиболее безобидным и поэтому самым безопасным для нас народом из всех народов восточных областей». Тем не менее, согласно плану «Ост», 75% белорусов подлежало истреблению и выселению в отдельные районы Сибири и лишь 25% белорусов «нордического типа» предполагалось онемечить и использовать в качестве рабочей силы.
Минск гитлеровцы решили превратить в стратегически важный узел, обеспечивающий успешные действия группы армии «Центр» на московском направлении. Это обстоятельство предопределило героическую и трагическую военную судьбу Минска, как и судьбу, значение и назначение минского подполья.
Кроме крупного гарнизона в Минске постоянно находилось в разное время от десяти до шестидесяти тысяч солдат и офицеров, следовавших на фронт или прибывавших с фронта – с высокой профессиональной подготовкой, с богатым опытом ведения войны с первоклассной по тому времени техникой.
Помимо этого, в Минске разместились армейские резервы, штаб корпуса по охране тыла группы армии «Центр», отдел фашистской контрразведки (абвер), управление полиции безопасности и СД, главная полевая комендатура, военная комендатура, штаб по борьбе с партизанским движением, многочисленные части СС, охранная полиция, жандармерия.
Здесь были сосредоточены главные административные органы: генеральный комиссариат Белоруссии во главе с гитлеровским наместником Вильгельмом Кубе, гебитскомиссариат, городской комиссариат, учреждение Центрального торгового общества «Остланд», Главная дирекция имперских путей сообщения, военно-строительные организации, конторы различных промышленных и хозяйственных фирм.
Для того чтобы обезопасить этот огромный военно-административный и хозяйственный аппарат, обеспечить ему благоприятную обстановку для работы, гитлеровцы сразу же начали осуществлять в Минске кровавый террор, создали в городе и вокруг него целую сеть концлагерей. В страшнейших условиях содержались узники в «шталаге-352» (Масюковщина) и в двадцати двух его филиалах, размещенных в самом городе. Только в одном этом лагере от пуль, голода и болезней погибло восемьдесят тысяч человек.
Ужасает жесткость гитлеровцев по отношению к узникам лагеря. Вот лишь один пример. Узников часто гоняли в город, заставляли собирать в развалинах кирпич и с тяжелым грузом возвращаться назад. Конвойные подгоняли истощенных и ослабевших людей. Тех, кто падал, сразу же пристреливали. После прохода колонны по обе стороны шоссе валялись десятки трупов.
Виселицами, массовыми расстрелами, концентрационными лагерями гитлеровцы рассчитывали устрашить минчан. Сломить их волю и дух, подавить даже самую мысль о возможности борьбы. С первых же дней они хотели показать, что малейшее неповиновение, тем более сопротивление – бессмысленно. Если же кто-то решится на него, то будет немедленно и безжалостно уничтожен.
Эффект же получился обратный. Люди, сразу разглядев звериную сущность фашизма, умом и сердцем поняли, что только борьбой они спасут себя, свободу, Родину… Растерянность в городе прошла быстро. Самым мучительным для минчан в этот критический момент были их собственное бездействие и кажущаяся беспомощность. И они инстинктивно потянулись друг к другу, стремясь, общность идейную, политическую, сделать организационно-эффективной. «Заработали» старые дружеские, приятельские связи, родственные отношения, давние знакомства.
Вечером 3 июля в 22 часа Москва салютовала доблестным освободителям столицы Белорусской Советской Социалистической Республики — Минска 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.
Улицы города оказались забиты сожженными и брошенными фашистскими танками, орудиями, разбитыми автомобилями и повозками. Повсюду валялись немецкие каски, круглые жестяные банки противогазов, винтовки, автоматы, еще какие-то предметы воинского снаряжения. И трупы… Бесчисленные трупы гитлеровцев.
Из подвалов разрушенных домов, из самих развалин выходили люди, люди-призраки – изнеможенные, в лохмотьях, со слезами радости на лицах. Не так уж много жителей оставалось в городе: за три года оккупации гитлеровцы расстреляли и замучили в Минске свыше 120 тысяч человек.
По поводу освобождения Минска газета «Красная звезда» в те дни писала: «Минск опять наш, опять в семье советских республик!
Советские люди мужественно сражались против врага. Даже в превращенной в гигантский застенок столице Белоруссии оккупанты не чувствовали себя хозяевами. Все три года, страшных три года «нового порядка», в Минске и области активно действовали в труднейших условиях фашистского террора партизаны и подпольщики. Это они привели в исполнение справедливые приговоры, воздали заслуженное возмездие кровавым палачам — областному комиссару Людвигу Эренлейтеру, жандарму Карлу Каллу, «шефу» сельского хозяйства, а попросту главному грабителю белорусских крестьян Генриху Клозе.
Активно действовали и партизаны, выполняя указания военныхсоветов фронтов иармий, а также приказы командиров отдельных соединений ичастей. Они нападали на отходившие колонны врага, нарушали связь, вели разведку в интересах действующей армии, разрушали коммуникации, скрытыми путями выводили передовые отряды наших войск на тылы противника. Согласованные удары частей Советской Армии, авиации и партизан на отходившие части 4-й немецко-фашистской армии и нередко вызывали панику в их рядах.
16 июля 1944 года в Минске состоялся исторический парад, в котором участвовало двадцать тысяч партизан. Перед ликующими минчанами прошли те, кто сражался с немецко-фашистскими захватчиками на оккупированной советской территории, кто оказал огромную помощь Красной Армии в ее героическом единоборстве с гитлеровскими захватчиками.