Главным признаком международной корпорации является осуществление ею прямых международных инвестиций из страны своего базирования в принимающие страны. Международная корпорация (international corporation) — форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Международные корпорации бывают двух основных видов: Транснациональные корпорации (ТНК) — головная компания их принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира. Многонациональные корпорации (МНК) — головная компания их принадлежит капиталу двух и более стран, а филиалы также находятся в различных странах. Подавляющее большинство современных международных корпораций имеют форму ТНК. Деление международных корпораций на ТНК и МНК весьма условно, поскольку в современных условиях наибольшее значение имеет не то, капиталу скольких стран принадлежит головная компания корпорации, а глобальный характер ее деятельности, инвестирования и извлечения прибыли. В этом смысле международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе прямых инвестиций. Наиболее характерными чертами ТНК являются: - создание системы международного производства, рассредоточенного между многими странами, но контролируемого из одного центра; - высокая интенсивность внутрикорпорационной торговли между расположенными в различных странах подразделениями; - относительная независимость в принятии операционных решений от стран базирования и принимающих стран; - глобальная структура занятости и межстрановая мобильность менеджеров; - разработка, передача и использование передовой технологии в рамках замкнутой корпорационной структуры. ПРИМЕРЫ: Газпром, Лукойл, Google, Apple, IKEA, Coca-Cola company, McDonald`s. Первой транснациональной компанией была Британская Ост-Индская компания, основанная в 1600 году. Голландская Ост-Индская компания, основанная двумя годами позднее, была первойакционерной компанией и самой крупной из ранних международных компаний. Черты МНК: ♦ корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия; ♦ ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач; ♦ наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка, либо группы взаимосвязанных компании; ♦ бессрочный характер существования МНК. Наряду с термином многонациональный- для определения бизнеса, ведущего международные операции по кому миру, часто используют понятия -мировой или глобальный». При этом предполагается, что менеджмент глобальной компании: ♦ применяет глобальный, интегрированный подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности (включая человеческие и финансовые ресурсы); ♦ стремится закрепить присутствие компании на ключевых; страновых (региональных) рынках; ♦ ориентирован на поиск общих черт, присущих различным географическим рынкам.