Решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 25 февраля 1941 г. было признано необходимым коренным образом перестроить структуру авиационного тыла, с тем чтобы он мог полностью обеспечить высокую маневренность и надежно осуществлять снабжение авиационных частей всем необходимым для боевых действий. Существо намеченной перестройки заключалось в выделении органов и учреждений авиационного тыла из строевых авиационных частей и соединений Военно-воздушных сил. Создаваемый новый орган авиационного тыла – районы авиационного базирования (раб) и батальоны аэродромного обслуживания (бао), — как и реорганизуемые авиационные базы, должны были строиться по территориальному принципу [3, с.457].
Каждый такой район предназначался для тылового обеспечения авиационных дивизий и включал в себя авиационные базы (одна на авиационную дивизию), инженерно-аэродромный батальон, роту связи, подвижные авиаремонтные мастерские. Авиационные базы подчинялись непосредственно начальнику района, а в оперативном отношении - командирам авиационных дивизий. В зависимости от количества полков в дивизии они состояли из нескольких батальонов аэродромного облуживания.
БАО представлял собой отдельную тыловую часть и предназначался для непосредственного обеспечения одного авиационного полка двухмоторных или двух полков одномоторных самолетов. Основными подразделениями батальона являлись три роты аэродромного облуживания (одна для основного и две для оперативных (запасных) аэродромов). Кроме того, в состав бао входили рота связи, автотранспортная рота, различные службы. Командир батальона подчинялся командиру авиационной базы, а в оперативном отношении – командиру авиационного полка. Базы и бао были закреплены за определенными территориальными районами и от авиационных соединений и частей не зависели.
Директива Генерального штаба о введении новой системы тыла была получена в Западном Особом военном округе (ЗапОВО) 28 апреля 1941 г. Все организационные мероприятия и директивные указания по переходу к районам авиабазирования и переформированию авиабаз были отданы к 20 мая 1941 г.По этой директиве существующие 34 авиабазы были переформированы в батальоны аэродромного обслуживания в таком же количестве. Остальные 93 батальона аэродромного обслуживания должны были формироваться заново. Таким образом, новая система тыла в Западном особом военном округе к началу войны была лишь в стадии организации: управления авиарайонов только что создавались, а приписка переменного состава к батальонам аэродромного обслуживания начиналась вновь. Особо плохо обстояло дело с припиской транспорта, в частности — спецмашин. В связи с переходом на новую организацию прежние мобилизационные расчеты оказались нарушенными и тыл был совершенно не готов к началу войны [2]. Авиация не смогла использовать все те огромные возможности, которые были заложены в новой структуре тыла.
Опыт первых месяцев Великой Отечественной войны показал ненужность авиационных баз. Поэтому директивой заместителя Народного Комиссара Обороны от 24 августа 1941 г. они были расформированы, а личных состав и средства переданы на укомплектование управлений и частей районов авиационного базирования.
В течение 1939 и 1940 годов в ЗапОВО было построено около 70 аэродромов на территории Западной Белоруссии, но эти аэродромы были рассчитаны главным образом на старую материальную часть.
В докладной записке секретаря ЦК КП(б)Б П.К. Пономаренко И.В. Сталину 20 июня 1941 г. говорилось о необходимости реконструкции старых и строительстве новых аэродромов в БССР [4, стр. 224-225]. П.К.Пономаренко писал: «Кроме аэродромов, строящихся НКВД, нами развернуты работы по строительству 39 аэродромов и приступаем сейчас к строительству еще 34 аэродромов… Опасение вызывает состояние существующих оперативных аэродромов в восточных областях Белорусской ССР и Смоленской области. 64 старых аэродрома не рассчитаны на современные типы машин. В нынешнем состоянии они не обеспечат базирование современной авиации, и их реконструкция поэтому является совершенно необходимой. Кроме того, количество аэродромов в Смоленской области крайне недостаточно. Необходимо строительство новых 10 оперативных аэродромов» [5].
В полосе между меридианами Вильнюс, Лида, Пинск и Полоцк, Минск, Уречье — аэродромов почти не было. В этой полосе предусмотрена была постройка аэродромов в 1941 году.
На 30 аэродромах имелись запасы горючего и бомб. Основным тормозом в сосредоточении горючего было отсутствие тары. В ближайших к границе авиагаринзонах были созданы большие запасы авиагорючего и бомб.Исключительно пагубно отразилось на маневре военно-воздушных сил развертывание строительства взлетно-посадочных полос на территории Западной Белоруссии.
Оставалось лишь 15—17 аэродромовдля лагерной стоянки частей, которые располагались главным образом вдоль госграницы на расстоянии 10 — 40 км. Несмотря на предупреждения о том, чтобы взлетно-посадочные полосы строить не сразу на всех аэродромах, все же60 взлетно-посадочных полосначали строиться сразу. При этом сроки строительства не выдерживались, много строительных материалов было нагромождено на летных полях, вследствие чего аэродромы были фактически выведены из строя. В результате такого строительства аэродромов в первые дни войны, маневрирование авиации было очень сужено и части оказались под ударом противника [3, с. 298].