Повышение результативности в применении инженерных войск было обусловлено преимуществами новой организационной структуры, введенной весной и летом 1944 г., дальнейшим ростом степени массирования инженерных сил и средств на избранных направлениях.
В Белорусской операции получили дальнейшее развитие методы осуществления маневра инженерными силами и средствами при наступлении в условиях лесисто-болотистой местности, с последовательным форсированием с ходу крупных рек и в ходе боевых действий на плацдармах за крупной водной преградой.
Весной 1944 г. в состав штурмовых инженерно-саперных бригад были введены батальоны ранцевых огнеметов. В некоторые штурмовые и моторизованные штурмовые инженерно-саперные бригады, действовавшие на главных направлениях, были введены инженерно-танковые полки с минными тралами ПТ-3 и полки огнеметных танков 1, были также сформированы отдельные отряды разминирования, для разминирования освобожденных от противника районов.
В первой половине июня 1944 г. каждая общевойсковая армия получила штатную инженерно-саперную бригаду в составе четырех инженерно-саперных батальонов, моторизованной инженерно-разведывательной роты и легкого переправочного парка.
Эти мероприятия позволили значительно усилить штурмовые инженерно-саперные бригады и сделать их мощным средством содействия войскам в штурме укрепленных оборонительных полос.
Наряду с реорганизацией была осуществлена перегруппировка инженерных войск с целью решительного массирования инженерных сил и средств, и особенно переправочных парков на центральном направлении.
К лету 1944 г. немецкие войска создали в Белоруссии мощные оборонительные рубежи. Общая глубина подготовленной обороны достигала 250-270 км.
Разгром группы армий «Центр» был возложен на войска 1-го Прибалтийского, 3, 2 и 1-го Белорусских фронтов. Замысел операции предусматривал прорыв вражеской обороны на шести участках, окружение и уничтожение фланговых группировок противника в районах Витебска и Бобруйска, а затем и основных сил врага восточнее Минска.
К началу операции без учета войсковых саперов во фронтах имелось следующее количество инженерных батальонов: в 1-м Прибалтийском – 40, в 3-м Белорусском – 42, во 2-ом Белорусском – 27 и на правом крыле 1-го Белорусского фронта – 54.
Распределение инженерных сил и средств было подчинено принципу их сосредоточения на направлениях главных ударов, что при имевшихся силах с учетом войсковых саперных частей позволило на участках прорыва армий создать плотность 7-10 инженерных рот на 1 км фронта.
Готовясь к наступлению, инженерные подразделения были привлечены на строительство путей и заготовку дорожно-мостовых конструкций. Особенно трудоемкими эти работы были на 1-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах, где большая часть путей прокладывалась в лесисто-болотистой местности [1]. Так, инженерные части 1-го Прибалтийского фронта улучшили 530 км грунтовых дорог, построили 62 км деревянных колейных переходов, 2 км мостов и заготовили элементов щитовой дороги на 10 км 2.
На участках, где наступление должно было начинаться с форсирования рек и с преодолением болот, саперы сосредоточили к месту работ переправочные средства, детали дорожно-мостовых конструкций, средства преодоления болот. При завершении подготовки операции главные силы инженерных войск фронтов были переключены на устройство проходов в минных полях. В полосах 4 армий ими было проделано 60 проходов для танков и 453 прохода для пехоты, что обеспечило одновременность атаки на всем фронте прорыва [4].
Наступление началось 23 июня 1944 г. С началом атаки, группы комендантской службы четко организовали пропуск пехоты, танков и артиллерии сопровождения через заграждения на переднем крае, а группы разграждения проделывали проходы в минных полях атакующим войскам в глубине вражеской обороны. Лесисто-болотистая местность и дожди ограничили возможности применения тральщиков только отдельными направлениям.
Инженерные и понтонно-мостовые части в ходе прорыва обороны противника свои главные усилия направили на обеспечение преодоления войсками заболоченных участков и рек. На труднопроходимых участках местности дорожно-мостовые конструкции, за 10 часов обеспечили преодоление боевыми порядками дивизий первого эшелона бездорожной полосы глубиной 6 км. Для продвижения вторых эшелонов три дорожно-мостовых отряда 1-го Прибалтийского фронта, используя щитовые покрытия, прокладывали три дороги со средним темпом 12-13 км в сутки от переднего края до Западной Двины.
В ходе боев за Витебск очень важно было не допустить разрушения моста через Западную Двину. Командир саперного взвода 875-го стрелкового полка 158-й стрелковой дивизии старший сержант Ф. Т. Блохин, возглавлявший группу саперов, выделенную для захвата моста, рискуя жизнью, предотвратил взрыв, выдернув из зарядов несколько зажигательных трубок, приведенных в действие вражескими подрывниками. Ф. Т. Блохин за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза.
После прорыва обороны, важное значение для успеха операции имела деятельность инженерных войск по обеспечению ввода в прорыв подвижных групп фронтов и армий. Наиболее организованной она была на 3-м Белорусском фронте.
Выделенная для обеспечения ввода в прорыв конно-механизированной группы 4-я штурмовая инженерно-саперная бригада одновременно прокладывала четыре маршрута от переднего края до рубежа ввода в прорыв, который проходил за рекой Лучеса. На двух маршрутах 3-го гвардейского механизированного корпуса разминирование и дорожно-восстановительные работы вели 17-й и 20-й штурмовые инженерно-саперные батальоны и 253-й инженерно-танковый полк. За ними продвигались с конструкциями для строительства мостов на реке Лучеса 19-й и 18-й штурмовые инженерно-саперные батальоны. Два маршрута для 3-го гвардейского кавалерийского корпуса оборудовали роты 16-го штурмового инженерно-саперного и 879-го саперного батальонов. Пять мостов через реку Лучеса общей длиной 120 м были построены в ночь на 24 июня, что обеспечило благоприятные условия для выдвижения конно-механизированной группы на рубеж ввода в прорыв и ее стремительные действия. После возведения основных мостовых переходов саперы немедленно приступили к строительству семи дублирующих мостов, которые были готовы к 17 часам 24 июня. При этом были достигнуты следующие показатели: мост длиной 25 м под грузы в 60 т саперный батальон строил за 3,5-4 часа.
В конце июня на 3-м Белорусском фронте при подходе к Березине основные инженерные силы и средства фронта были переданы в армии и сосредоточены на Борисовском направлении, что позволило успешно решить задачу преодоления реки.
После форсирования Березины войска 3-го Белорусского фронта стремительно развивали наступление. 3 июля они во взаимодействии с 1-м Белорусским фронтом завершили окружение крупной группировки гитлеровских войск восточнее Минска.
Инженерные войска 1-го и 2-го Белорусского фронта обеспечивали выдвижение ударной группировки в район Минска и преследование отходившего противника в направлении Могилев, Березино, благодаря широкому маневру переправочными средствами в основном успешно справились с поставленными задачами.
При обеспечении наступления 1-го Прибалтийского фронта на Полоцк и Глубокое инженерные войска занимались главным образом дорожно-мостовыми работами. Ремонт и оборудование участка дороги Оболь – Полоцк, где на 30-километровом участке было разрушено 32 моста. 4 июля закончился первый этап наступления в Белоруссии. Войска четырех фронтов получили новые задачи.
Динамичность развивавшихся событий потребовала от инженерных войск огромного напряжения, а от инженерных начальников гибкого переключения основных сил и средств для своевременного выполнения важнейших мероприятий инженерного обеспечения наступления.
В применении инженерных войск фронтов на втором этапе Белорусской операции, продолжавшемся до конца августа, имелись общие черты и вместе с тем проявились характерные особенности, свойственные каждому фронту. Общей характерной чертой в деятельности инженерных войск фронтов являлось сосредоточение их основных усилий на обеспечение стремительного преследования, что было связано, прежде всего с обеспечением преодоления рек. К концу этапа на всех фронтах большое внимание уделялось применению средств заграждений при отражении контрударов и закреплении достигнутых рубежей.
Во второй половине августа инженерными частями фронта было установлено 38 тыс. противотанковых мин и 430 фугасов на дорогах, на которых за этот период подорвались 67 танков и 5 бронетранспортеров гитлеровцев.
Крайней напряженностью и широким размахом отличалась деятельность инженерных войск 3-го Белорусского фронта при форсировании реки Неман. Подготовка к форсированию началась за двое-трое суток до выхода к реке [6], когда из фронтового резерва в армии передавались понтонные и инженерные части и подтягивались к реке понтонные парки.
Соединения, выходившие к реке в период с 12 по 17 июля, немедленно приступали к форсированию. Инженерно-саперные батальоны содержали десантные переправы. Саперы 35-го отдельного саперного батальона и 2-й гвардейской моторизованной штурмовой инженерно-саперной бригады совместно с пехотой уже в первой половине 13 июля заготовили по 60 плотов на каждый стрелковый полк, что обеспечило успешную переправу соединения.
Решительный разгром немецко-фашистских войск летом 1944 г. на центральном направлении привел к освобождению Белоруссии, Литвы, Западной Украины и восточной части Польши. Достижению решительных целей наступления, его огромному размаху активно содействовали инженерные войска.
Н.В. Кутафин
Боевое братство славян на защите мира: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: С.А. Пивоварчик (гл. ред.) [и др.] - Гродно: ГрГУ, 2014- 341 с.