Китайский традиционный театр сицюй – уникальный феномен китайского искусства, уходящий своими корнями в древнекитайскую культурную традицию и имеющий сегодня важное историко-художественное значение. В ХХ–ХХI вв. гастроли региональных трупп национального театра сицюй и трансляция его постановок в разных странах мира способствовали популяризации этого феномена китайской культуры и стали одним из определяющих факторов духовного единения людей и культур восточной и западной цивилизаций в эпоху глобализации.
Сицюй – общее название национального китайского театра, вошедшее в обиход в Китае в XV в. и используемое до сих пор, включающее все возможные традиционные театральные жанры, формы и виды региональных театров. В буквальном переводе с китайского языка понятие «сицюй» означает «драматическое пение», или «музыкальная драма», поэтому театр сицюй называют еще «китайской музыкальной драмой». В современном понимании сицюй – это синтетический вид театра, сочетающий речь, пение, танец, пантомиму, элементы воинского, циркового и акробатического искусств. Исполнителями сицюй являются как любители– актеры и музыканты, –так и профессиональные музыканты, танцоры и певцы, получившие художественное образование.
Существует множество (более 300) региональных, местных и локальных видов национального театра сицюй в разныхрегионах, провинциях, местностях Китая, осуществляющих постановки в различных жанрах: драма, опера, цирковое представление, небольшие песенно-танцевальные сценки и т.д. К самым значимым из нихпринадлежат цзинцзюй (пекинский), пинцзюй (хэбэйский), юэцзюй (гуандонский), юэцюй (шаосинский), юйцзюй (хэнаньский), куньцюй (куньшанский), хуанмэйси (хуанмэйский), циньцян (циньцянский) и ханьцзюй (хубэйский). Многие из них получили широкое распространение далеко за границами региона своего происхождения, достигли высочайшего профессионального уровня и приобрели на современном этапе поистине общенациональное и международное значение.
Спектакли региональных театров сицюйс конца XIX в. и до наших дней регулярно проходят во многих городах Америки, Японии, азиатских и европейских странах, в том числе в России, Украине и Беларуси.
Ван Пэйи
О китайском традиционном театре сицюй, ставшем предметом исследования многих китайских искусствоведов, к сожалению, на сегодняшний день имеется мало информации в русскоязычном научном пространстве. Немного сведений можно обнаружить о различных региональных видах театра сицюй, которые базируются на местных народных художественных традициях китайского искусства. В настоящее время назрела необходимость создания целостного исследования китайского традиционного театра сицюй во множестве его региональных видов как самобытного историко-культурного явления. Исследование генезиса и современного состояния этого феномена китайской традиционной культуры, его популяризации за пределами Китая поможет углубить понимание путей и форм диалогаевропейских и азиатскихкультур. Таким образом, обозначенные проблемы определили актуальность исследуемой темы.
Wang Peiyi
Genesis and Present State of Traditional Chinese Theatre Xiqu’s Regional Types