Республика Ирак является одним из основателей Организации стран – экспортёров нефти (ОПЕК), созданной на конференции в Багдаде 10–14 сентября 1960 г. По объему ВВП страна по состоянию на 2013 год занимает 62 место в мире, а по ВВП на душу населения – 125. Экономика Ирака имеет экспортоориентированную направленность с высокой долей нефтедобывающей отрасли в структуре ВВП (около 70%). Финансовые ресурсы государства в значительной степени зависят от добычи и переработки нефти, от экспорта нефти и продуктов ее переработки в Ирак поступает 93 % иностранной валюты.
Доказанные запасы сырой нефти Республики Ирак по состоянию на 2013 год составляют 144 млрд. баррелей (их доля в мировых запасах сырой нефти – 10%). В целом на протяжении последних десяти лет динамика запасов сырой нефти в Ираке остается стабильной, что обеспечивает республике устойчивые позиции в мире и странах ОПЕК.
Начиная с 2003 года добыча сырой нефти в Ираке постоянно увеличивается и в 2013 году составила 2979 тыс. баррелей в день (см. рис. 2). Доля разрабатываемых нефтяных месторождений от их общего числа составляет не более 20% (из 77 месторождений разрабатываются только 15). Объем необходимых инвестиций для развития неиспользуемых месторождений оценивается в 30,5 млрд. долл. США. Наиболее перспективными с точки зрения дальнейшей разработки являются западные области Ирака, которые по результатам геологоразведки содержат около 100 млрд. баррелей нефти.
Основные характеристики разведанных запасов иракской нефти: 1) низкая себестоимость добычи; 2) высокое качество; 3) длительный срок эксплуатации месторождений; 4) высокая производительность нефтяных скважин.
Главная экономическая проблема нефтяного сектора страны – потенциал нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) сильно ограничен. Производственная мощность НПЗ составляет около 0,95 млн. баррелей в день, только 70 % находится в рабочем состоянии. Производство таких нефтепродуктов, как бензин, дизельное топливо, керосин, газ не является достаточным для покрытия спроса в Ираке. Около половины нефтепродуктов приходится на мазут, который имеет ограниченное применение. В результате, Ирак импортирует около 20% потребляемых нефтепродуктов, в том числе более 30% потребляемого бензина из соседних стран.
Потери от военных действий и разного рода санкций по некоторым оценкам составили в отдельные годы более двух млн. баррелей нефти в сутки, что равносильно годовому уровню в размере (при цене нефти в 50 долл. США за баррель) 15 млрд. долл. США.
Исходя из ключевой роли нефтяного сектора для экономики Ирака, определено, что важнейшим инструментарием его дальнейшего развития является стоимостная оценка нефтяного капитала и связанная с ней система экономических отношений. Для этих целей предлагается использовать рентный подход, который базируется на двух основных методах расчета природной ренты – остаточном и нормативном. Остаточный метод широко используется в хозяйственной деятельности, ориентируясь на реалии функционирования рынка, в том числе и рынка самих природных ресурсов.
Согласно данному (остаточному) методу рента определяется как разница между ценой продукта природопользования (его себестоимостью) и нормативной величиной прибыли.
Нормативный метод расчета ренты (в отличие от остаточного) гарантирует ее необходимую величину (как сверхприбыли) для воспроизводственного процесса в системе устойчивого развития.
Принципиально важным для нормативного метода является обоснование величины рентного коэффициента, предельное значение которого гарантирует минимально допустимый уровень эффективности платного природопользования. В реальности значение рентного коэффициента может значительно отличаться от его нижнего предела, что обусловлено существенным разрывом между себестоимостью добычи нефти и мировым уровнем ее цены, как это, например, наблюдается в Ираке.
Принципиально важным для реализации данной формулы, кроме расчета величины нефтяной ренты, является обоснование нормы дисконта. Ее отличие от принятой в экономической сфере учитывает экологические и политические эффекты природопользования и является самым надежным инструментом их выражения.
С позиции устойчивого природопользования использование невозобновляемых ресурсов предполагает рост ставки процента в виду высокой вероятности реализации политических и экологических рисков. Напротив, использование возобновляемых ресурсов обуславливает снижение возможности возникновения данных рисков, что оправдывает использование пониженной ставки процента.
В качестве эксперимента в расчетах стоимости нефтяного капитала Ирака, кроме базовой ставки на уровне 5%, предусмотрены два уровня ставки на риск – 10% и 20%, выражающие средний и высокий уровни рисков. Их значения в аспекте альтернативной стоимости природопользования приравнивается к рискам вложений, направляемых на инновации (в противовес природоемкому и экологоемкому типу развития).
Апробация разработанной методики осуществлена на примере нефтяных месторождений Ирака на текущий момент (см. таблицу 1).
Как видно из таблицы 1 стоимость нефтяного капитала при нескольких ставках дисконта по разному выражает интересы устойчивого развития и имеет значительные колебания. 20%-ная ставка говорит об ограниченном влиянии нефтяного капитала на экономическое развитие страны, 5%-ный ее уровень – наоборот – об экономической доступности ресурса и его интенсивную вовлекаемость в хозяйственный оборот страны.
Таблица 1 – Стоимостная оценка нефтяного капитала используемых месторождений Ирака
Месторождения |
Запасы, млрд. баррелей |
Срок добычи, лет |
Приведенная удельная рента, долл. США/баррель |
Стоимость нефтяного капитала, млрд. долл. США |
||||
5% |
10% |
20% |
5% |
10% |
20% |
|||
Халифаи |
3,5 |
43 |
20,26 |
11,42 |
5,81 |
70,90 |
39,95 |
20,34 |
Ибн’Умар |
6 |
35 |
23,13 |
13,73 |
7,13 |
138,79 |
82,36 |
42,77 |
Манджун |
21 |
96 |
10,32 |
5,21 |
2,60 |
216,62 |
109,36 |
54,69 |
Западная Курна |
15 |
51 |
17,90 |
9,72 |
4,90 |
268,47 |
145,81 |
73,52 |
Гараф |
1 |
27 |
26,62 |
16,96 |
9,18 |
26,62 |
16,96 |
9,18 |
Насирия |
2 |
18 |
31,32 |
22,28 |
13,26 |
62,63 |
44,56 |
26,53 |
Рафадия |
0,5 |
18 |
31,32 |
22,28 |
13,26 |
15,66 |
11,14 |
6,63 |
Эимара |
0,3 |
10 |
35,54 |
28,80 |
20,16 |
10,66 |
8,64 |
6,05 |
Тауба |
1 |
15 |
33,00 |
24,56 |
15,37 |
32,99 |
24,55 |
15,37 |
Ритауи |
2 |
27 |
26,62 |
16,96 |
9,18 |
53,24 |
33,92 |
18,36 |
Хамрин |
0,1 |
5 |
43,29 |
37,91 |
29,91 |
4,33 |
3,79 |
2.99 |
Хурмал |
1 |
27 |
26,62 |
16,96 |
9,18 |
26,62 |
16,96 |
9,18 |
Шарк-Багдад |
11 |
151 |
6,62 |
3,31 |
1,66 |
72,80 |
36,42 |
18,21 |
Эхдаб |
0,2 |
5 |
43,29 |
37,91 |
29,91 |
8,66 |
7,58 |
5,98 |
Всего: |
64,6 |
-- |
-- |
-- |
-- |
1009,02 |
582,04 |
309,79 |
Регулирование воспроизводственных процессов в нефтяном секторе определяет система распределительных и иных экономических отношений, выстроенная на основе стоимости нефтяного капитала, величина которого может значительно меняться от принятой политики государства, выражающей интересы реального перехода к устойчивому развитию.
АЛЬ-ФАЯД ХАЙДЕР АЗИЗ ХАСАН
AL-FAYAD HAYDER AZIZ HASAN
The formation of instruments of sustainable development of oil sector of economy of the Republic of Iraq
Key words: sustainable development, the concept of sustainable development, mechanism of sustainable development, oil capital, oil resources, instruments, institutional instruments, evaluation instruments, tax and rental instruments, strategic instruments, rent, natural resource rent.