Категории

Формирование инструментария устойчивого развития нефтяного сектора экономики Республики Ирак

7 минут на чтение

Республика Ирак является одним из основателей Организации стран – экспортёров нефти (ОПЕК), созданной на конференции в Багдаде 10–14 сентября 1960 г. По объему ВВП страна по состоянию на 2013 год занимает 62 место в мире, а по ВВП на душу населения – 125. Экономика Ирака имеет экспортоориентированную направленность с высокой долей нефтедобывающей отрасли в структуре ВВП (около 70%). Финансовые ресурсы государства в значительной степени зависят от добычи и переработки нефти, от экспорта нефти и продуктов ее переработки в Ирак поступает 93 % иностранной валюты.

Доказанные запасы сырой нефти Республики Ирак по состоянию на 2013 год составляют 144 млрд. баррелей (их доля в мировых запасах сырой нефти   – 10%).  В целом на протяжении последних десяти лет динамика запасов сырой нефти в Ираке остается стабильной, что обеспечивает республике устойчивые позиции в мире и странах ОПЕК.

Начиная с 2003 года добыча сырой нефти в Ираке постоянно увеличивается и в 2013 году составила 2979 тыс. баррелей в день (см. рис. 2). Доля разрабатываемых нефтяных месторождений от их общего числа составляет не более 20% (из 77 месторождений разрабатываются только 15). Объем необходимых инвестиций для развития неиспользуемых месторождений оценивается в 30,5 млрд. долл. США. Наиболее перспективными с точки зрения дальнейшей разработки являются западные области Ирака, которые по результатам геологоразведки содержат около 100 млрд. баррелей нефти.

Основные характеристики разведанных запасов иракской нефти: 1) низкая себестоимость добычи; 2) высокое качество; 3) длительный срок эксплуатации месторождений; 4) высокая производительность нефтяных скважин.

Главная экономическая проблема нефтяного сектора страны – потенциал нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) сильно ограничен. Производственная мощность НПЗ составляет около 0,95 млн. баррелей в день, только 70 % находится в рабочем состоянии. Производство таких нефтепродуктов, как бензин, дизельное топливо, керосин, газ не является достаточным для покрытия спроса в Ираке. Около половины нефтепродуктов приходится на мазут, который имеет ограниченное применение. В результате, Ирак импортирует около 20% потребляемых нефтепродуктов, в том числе более 30% потребляемого бензина из соседних стран.

Потери от военных действий и разного рода санкций по некоторым оценкам составили в отдельные годы более двух млн. баррелей нефти в сутки, что равносильно годовому уровню в размере (при цене нефти в 50 долл. США за баррель) 15 млрд. долл. США.

Исходя из ключевой роли нефтяного сектора для экономики Ирака, определено, что важнейшим инструментарием его дальнейшего развития является стоимостная оценка нефтяного капитала и связанная с ней система экономических отношений. Для этих целей предлагается использовать рентный подход, который базируется на двух основных методах расчета природной ренты – остаточном и нормативном. Остаточный метод широко используется в хозяйственной деятельности, ориентируясь на реалии функционирования рынка, в том числе и рынка самих природных ресурсов.

Согласно данному (остаточному) методу рента определяется как разница между ценой продукта природопользования (его себестоимостью) и нормативной величиной прибыли.

Нормативный метод расчета ренты (в отличие от остаточного) гарантирует ее необходимую величину (как сверхприбыли) для воспроизводственного процесса в системе устойчивого развития.

Принципиально важным для нормативного метода является обоснование величины рентного коэффициента, предельное значение которого гарантирует минимально допустимый уровень эффективности платного природопользования. В реальности значение рентного коэффициента может значительно отличаться от его нижнего предела, что обусловлено существенным разрывом между себестоимостью добычи нефти и мировым уровнем ее цены, как это, например, наблюдается в Ираке.

Принципиально важным для реализации данной формулы, кроме расчета величины нефтяной ренты, является обоснование нормы дисконта. Ее отличие от принятой в экономической сфере учитывает экологические и политические эффекты природопользования и является самым надежным инструментом их выражения.

С позиции устойчивого природопользования использование невозобновляемых ресурсов предполагает рост ставки процента в виду высокой вероятности реализации политических и экологических рисков. Напротив, использование возобновляемых ресурсов обуславливает снижение возможности возникновения данных рисков, что оправдывает использование пониженной ставки процента.

В качестве эксперимента в расчетах стоимости нефтяного капитала Ирака, кроме базовой ставки на уровне 5%, предусмотрены два уровня ставки на риск – 10% и 20%, выражающие средний и высокий уровни рисков. Их значения в аспекте альтернативной стоимости природопользования приравнивается к рискам вложений, направляемых на инновации (в противовес природоемкому и экологоемкому типу развития).

Апробация разработанной методики осуществлена на примере нефтяных месторождений Ирака на текущий момент (см. таблицу 1).

Как видно из таблицы 1 стоимость нефтяного капитала при нескольких ставках дисконта по разному выражает интересы устойчивого развития и  имеет значительные колебания. 20%-ная ставка говорит об ограниченном влиянии нефтяного капитала на экономическое развитие страны, 5%-ный ее уровень – наоборот – об экономической доступности ресурса и его интенсивную вовлекаемость в хозяйственный оборот страны.

Таблица 1 – Стоимостная оценка нефтяного капитала используемых            месторождений Ирака

Месторождения

Запасы, млрд.

баррелей

Срок

добычи,

лет

Приведенная удельная

рента,

долл. США/баррель

Стоимость нефтяного капитала,

млрд. долл. США

5%

10%

20%

5%

10%

20%

Халифаи

3,5

43

20,26

11,42

5,81

70,90

39,95

20,34

Ибн’Умар

6

35

23,13

13,73

7,13

138,79

82,36

42,77

Манджун

21

96

10,32

5,21

2,60

216,62

109,36

54,69

Западная Курна

15

51

17,90

9,72

4,90

268,47

145,81

73,52

Гараф

1

27

26,62

16,96

9,18

26,62

16,96

9,18

Насирия

2

18

31,32

22,28

13,26

62,63

44,56

26,53

Рафадия

0,5

18

31,32

22,28

13,26

15,66

11,14

6,63

Эимара

0,3

10

35,54

28,80

20,16

10,66

8,64

6,05

Тауба

1

15

33,00

24,56

15,37

32,99

24,55

15,37

Ритауи

2

27

26,62

16,96

9,18

53,24

33,92

18,36

Хамрин

0,1

5

43,29

37,91

29,91

4,33

3,79

2.99

Хурмал

1

27

26,62

16,96

9,18

26,62

16,96

9,18

Шарк-Багдад

11

151

6,62

3,31

1,66

72,80

36,42

18,21

Эхдаб                                                                                       

0,2

5

43,29

37,91

29,91

8,66

7,58

5,98

Всего:

64,6

--

--

--

--

1009,02

582,04

309,79

 

         Регулирование воспроизводственных процессов в нефтяном секторе определяет система распределительных и иных экономических отношений, выстроенная на основе стоимости нефтяного капитала, величина которого может значительно меняться от принятой политики государства, выражающей интересы реального перехода к устойчивому развитию.

АЛЬ-ФАЯД ХАЙДЕР АЗИЗ ХАСАН

AL-FAYAD HAYDER AZIZ HASAN

 

The formation of instruments of sustainable development of oil sector of economy of the Republic of Iraq

 

Key words: sustainable development, the concept of sustainable development, mechanism of sustainable development, oil capital, oil resources, instruments, institutional instruments, evaluation  instruments, tax and rental instruments, strategic instruments, rent, natural resource rent.

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

Реализация концепции устойчивого развития предполагает не просто комплексные технологические решения, а как отмечает М.И. Демчук, использование организационных системных технологий, поскольку эпоха устойчивого развития – это, прежде всего, эпоха соревнования р...
В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь 24 апреля 2018 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики обратился с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному с...
Многие ключевые аспекты экономики Беларуси как самостоятельной республики вполне закономерно берут начало в экономике БССР. Поскольку, входя в СССР, наша территория была приграничной, то уже тогда особенностью нашей экономики была экспортоориентированность, ве...