Категории

Деятельность общественных объединений национальных меньшинств и их взаимодействие с органами государственной власти

5 минут на чтение

Первые общественные объединения национальных меньшинств (далее – ООНМ) на территории Беларуси были созданы ещё в 1980-е годы, это были в основном минские городские организации. В июне 1990 года организационно оформился  как республиканское объединение «Союз поляков на Беларуси». Обретение страной независимости и связанные с этим изменения в различных сферах общественной жизни активизировали процессы консолидации представителей национальных меньшинств и подтолкнули их к созданию общественных объединений. В Республике Беларусь право на создание общественных объединений национальных меньшинств было закреплено в Законах «Об общественных объединениях в Республике Беларусь», «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», «О культуре в Республике Беларусь». В двух последних документах подчёркивалось право граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, на создание общественных объединений культурной направленности [1].

С 1991 года по 1994 год были созданы общественные объединения ряда национальных меньшинств: русского, еврейского, татарского, украинского, азербайджанского, молдавского, литовского, корейского. В начале 1999 года на республиканском и местных уровнях действовали уже более 200 объединений граждан 17 национальностей. Однако к 2000 году количество национально-культурных общественных объединений уменьшилось почти в три раза по разным причинам (реорганизация, самоликвидация и др.). Только нескольким из них было отказано в государственной перерегистрации, проведённой в 1999 году, из-за наличия в уставах положений о религиозной и политической деятельности, что противоречило действующему законодательству [3, с. 309]. Далее начался рост количества ООНМ: если на первого февраля 2000 года действовало 77 общественных организаций 19 национальных общностей [3, с. 309], то по состоянию на первого августа 2005 года в Беларуси было зарегистрировано 124 общественных объединения, представлявших 25 национальных меньшинств [4, л. 18]. Целями деятельности ООНМ были сохранение национальных традиций, памятников истории и культуры, пропаганда своей культуры путём создания коллективов художественной самодеятельности, проведения концертов, конкурсов, фестивалей, выставок и т.д. [5, с. 127].

В соответствии с основными целями ООНМ проводилась работа по сохранению культурной самобытности своих членов, основными направлениями которой можно назвать: образовательное, информационно-просветительское и культурное.

Работа по первому направлению осуществлялась через создание и деятельность различных форм изучения языка, истории, традиций своего этноса. За 1990-е–2000-е годы в республике начали свою деятельность две литовские (1 – негосударственная, 1 – на бюджетном финансировании), две польские (обе на балансе бюджета) и две негосударственные еврейские школы. Основной формой этнокультурного образования являлись школы выходного дня, которые действовали как на базе государственных учреждений образования и культуры, так и при офисах общественных объединений. Число подобных школ постепенно увеличивалось: если в 2000 году функционировало более 50 школ выходного дня, в которых свой родной язык изучали около 3,5 тысяч представителей национальных общностей республики [6, c. 37], то в 2006 году на базе государственных учреждений образования и культуры функционировали 66 школ выходного дня, в которых свой родной язык изучали представители 16 национальных меньшинств [7, с. 4].

Изучением истории и культуры своего народа занимались практически все общественные объединения национальных меньшинств, однако наиболее широко это направление было представлено в деятельности ООНМ татар и евреев, которыми в сотрудничестве с другими организациями был организован ряд научных конференций. Так, Белорусским обществом татар-мусульман «Аль-Китаб» (с 2000 года – «Зикр-уль Китаб») только с 1999 по 2001 были проведены три научные конференции [8].

ООНМ издавались собственные печатные издания, призванные информировать общественность об их деятельности, знакомить читателя с культурой и историей своего этноса. Самым массовым изданием среди печатных органов объединений национальных меньшинств являлся еженедельник Союза поляков на Беларуси «Glos znad Niemna». Белорусским обществом татар-мусульман «Аль-Китаб» был основан ежеквартальник «Байрам. Татары на земли Беларуси», Белорусским объединением еврейских общин и организаций начала издаваться ежемесячная газета «Авив», с 1995 года – журнал «Мишпоха». Белорусским общественным объединением украинцев «Ватра» была основана газета «Украінець в Білорусі», в 2002 году начала выходить газета «Дан улдузу» («Утренняя звезда») общества Беларусь-Азербайджан «Габустан». С 2004 года появился собственный бюллетень у цыган Беларуси – «Романо Лав».

Важным направлением деятельности являлось развитие сферы художественного творчества, которое включало в себя создание самодеятельных творческих коллективов, проведение выставок, фестивалей, конкурсов, чтений [9, c. 3]. Подобные мероприятия часто проводились совместно несколькими ООНМ: в 1999 году Русским обществом совместно с Белорусской ассоциацией украинцев «Ватра» был организован литературно-музыкальный вечер «Мой Пушкин» (г. Молодечно), совместно с Союзом поляков на Беларуси – вечера «Пушкин и Мицкевич» (города Минск, Гродно) [3, c. 310].

Взаимодействие ООНМ и государственных органов управления активизировалось с середины 90-х годов ХХ века. В январе 1995 года был создан Координационный совет по делам национальных меньшинств при Кабинете Министров Республики Беларусь, членами которого стали представители министерств и других органов центрального управления, руководители этнокультурных общественных объединений. Совет призван был содействовать сохранению и развитию культур национальных меньшинств, его решения носили рекомендательный характер [10]. При Государственном комитете по делам религий и национальностей в 1998 году был создан Координационный совет по делам национальных общностей Беларуси. По своим функциям и полномочиям данный механизм сотрудничества государственных органов власти и ООНМ фактически являлся идентичным действовавшему в 1995–1997 годах Координационному совету по делам национальных меньшинств при Кабинете Министров Республики Беларусь [11]. В дальнейшем подобный рекомендательный орган, изменяя наименования и сохраняя основные функции, существовал при Комитете по делам религий и национальностей и Уполномоченном по делам религий и национальностей.

Поддержку ООНМ в организации и проведении мероприятий культурного характера оказывали как республиканский орган государственного управления по делам религий и национальностей, так и Министерство культуры Беларуси и подчинённый ему Республиканский центр национальных культур (далее – РЦНК). В регионах сотрудничество с ООНМ находилось в ведении местных органы власти. Основными видами подобной помощи были: финансирование издания печатных органов и литературы [12, л. 11, 22; 13], участие в организации конференций и издание их материалов [6, с. 36; 14], оказание материальной поддержки ООНМ в культурной деятельности [4, л. 20; 15, л. 14; 16, л. 8]. На местах отделы культуры исполнительных комитетов, клубные учреждения, библиотеки, методические центры народного творчества по возможности оказывали помощь художественным коллективам национальных культурно-просветительских объединений, предоставляли помещения для репетиций и проведения мероприятий [17, c. 12, 13].

Несмотря на небольшой удельный вес в общем количестве общественных объединений (4 %) [18], объединения национальных меньшинств являлись важными составляющими белорусского общества. Анализ целей, задач и содержания их деятельности показал, что приоритетом для абсолютного большинства таких организаций было сохранение культурной самобытности представителей своего этноса, что позволяет называть такие общественные объединения этнокультурными. За 1990-е–2000-е годы значительно выросло не только абсолютное количество этнокультурных объединений, но и увеличилось число этнических групп, воспользовавшихся законным правом на создание общественных объединений культурной направленности. С 1995 года в республике имеются механизмы сотрудничества властных структур и этнокультурных объединений. Органы государственного управления, как в республиканском масштабе, так и на местах стремились учитывать этнокультурные запросы граждан и оказывать разностороннюю поддержку ООНМ в их культурной деятельности.

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp

Похожие записи:

На современном этапе развития общества возрастает интерес к традиционным формам культуры белорусского этноса. Важное значение в научных исследованиях имеет всестороннее изучение социальной культуры белорусского народа, в том числе его общественных объединений....
После обретения независимости для Республики Беларусь открылись новые возможности международного сотрудничества, как на государственном уровне, так и на уровне отдельных организаций, коллективов, граждан. Это послужило благоприятным фактором для общественных о...
Изучение истории национальных меньшинств Беларуси является одной из актуальных задач, стоящих перед современной белорусской исторической наукой. Еврейское население четырёх западнобелорусских воеводств польского государства составляло около 9% от общего числа ...