Первые общественные объединения национальных меньшинств (далее – ООНМ) на территории Беларуси были созданы ещё в 1980-е годы, это были в основном минские городские организации. В июне 1990 года организационно оформился как республиканское объединение «Союз поляков на Беларуси». Обретение страной независимости и связанные с этим изменения в различных сферах общественной жизни активизировали процессы консолидации представителей национальных меньшинств и подтолкнули их к созданию общественных объединений. В Республике Беларусь право на создание общественных объединений национальных меньшинств было закреплено в Законах «Об общественных объединениях в Республике Беларусь», «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», «О культуре в Республике Беларусь». В двух последних документах подчёркивалось право граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, на создание общественных объединений культурной направленности [1].
С 1991 года по 1994 год были созданы общественные объединения ряда национальных меньшинств: русского, еврейского, татарского, украинского, азербайджанского, молдавского, литовского, корейского. В начале 1999 года на республиканском и местных уровнях действовали уже более 200 объединений граждан 17 национальностей. Однако к 2000 году количество национально-культурных общественных объединений уменьшилось почти в три раза по разным причинам (реорганизация, самоликвидация и др.). Только нескольким из них было отказано в государственной перерегистрации, проведённой в 1999 году, из-за наличия в уставах положений о религиозной и политической деятельности, что противоречило действующему законодательству [3, с. 309]. Далее начался рост количества ООНМ: если на первого февраля 2000 года действовало 77 общественных организаций 19 национальных общностей [3, с. 309], то по состоянию на первого августа 2005 года в Беларуси было зарегистрировано 124 общественных объединения, представлявших 25 национальных меньшинств [4, л. 18]. Целями деятельности ООНМ были сохранение национальных традиций, памятников истории и культуры, пропаганда своей культуры путём создания коллективов художественной самодеятельности, проведения концертов, конкурсов, фестивалей, выставок и т.д. [5, с. 127].
В соответствии с основными целями ООНМ проводилась работа по сохранению культурной самобытности своих членов, основными направлениями которой можно назвать: образовательное, информационно-просветительское и культурное.
Работа по первому направлению осуществлялась через создание и деятельность различных форм изучения языка, истории, традиций своего этноса. За 1990-е–2000-е годы в республике начали свою деятельность две литовские (1 – негосударственная, 1 – на бюджетном финансировании), две польские (обе на балансе бюджета) и две негосударственные еврейские школы. Основной формой этнокультурного образования являлись школы выходного дня, которые действовали как на базе государственных учреждений образования и культуры, так и при офисах общественных объединений. Число подобных школ постепенно увеличивалось: если в 2000 году функционировало более 50 школ выходного дня, в которых свой родной язык изучали около 3,5 тысяч представителей национальных общностей республики [6, c. 37], то в 2006 году на базе государственных учреждений образования и культуры функционировали 66 школ выходного дня, в которых свой родной язык изучали представители 16 национальных меньшинств [7, с. 4].
Изучением истории и культуры своего народа занимались практически все общественные объединения национальных меньшинств, однако наиболее широко это направление было представлено в деятельности ООНМ татар и евреев, которыми в сотрудничестве с другими организациями был организован ряд научных конференций. Так, Белорусским обществом татар-мусульман «Аль-Китаб» (с 2000 года – «Зикр-уль Китаб») только с 1999 по 2001 были проведены три научные конференции [8].
ООНМ издавались собственные печатные издания, призванные информировать общественность об их деятельности, знакомить читателя с культурой и историей своего этноса. Самым массовым изданием среди печатных органов объединений национальных меньшинств являлся еженедельник Союза поляков на Беларуси «Glos znad Niemna». Белорусским обществом татар-мусульман «Аль-Китаб» был основан ежеквартальник «Байрам. Татары на земли Беларуси», Белорусским объединением еврейских общин и организаций начала издаваться ежемесячная газета «Авив», с 1995 года – журнал «Мишпоха». Белорусским общественным объединением украинцев «Ватра» была основана газета «Украінець в Білорусі», в 2002 году начала выходить газета «Дан улдузу» («Утренняя звезда») общества Беларусь-Азербайджан «Габустан». С 2004 года появился собственный бюллетень у цыган Беларуси – «Романо Лав».
Важным направлением деятельности являлось развитие сферы художественного творчества, которое включало в себя создание самодеятельных творческих коллективов, проведение выставок, фестивалей, конкурсов, чтений [9, c. 3]. Подобные мероприятия часто проводились совместно несколькими ООНМ: в 1999 году Русским обществом совместно с Белорусской ассоциацией украинцев «Ватра» был организован литературно-музыкальный вечер «Мой Пушкин» (г. Молодечно), совместно с Союзом поляков на Беларуси – вечера «Пушкин и Мицкевич» (города Минск, Гродно) [3, c. 310].
Взаимодействие ООНМ и государственных органов управления активизировалось с середины 90-х годов ХХ века. В январе 1995 года был создан Координационный совет по делам национальных меньшинств при Кабинете Министров Республики Беларусь, членами которого стали представители министерств и других органов центрального управления, руководители этнокультурных общественных объединений. Совет призван был содействовать сохранению и развитию культур национальных меньшинств, его решения носили рекомендательный характер [10]. При Государственном комитете по делам религий и национальностей в 1998 году был создан Координационный совет по делам национальных общностей Беларуси. По своим функциям и полномочиям данный механизм сотрудничества государственных органов власти и ООНМ фактически являлся идентичным действовавшему в 1995–1997 годах Координационному совету по делам национальных меньшинств при Кабинете Министров Республики Беларусь [11]. В дальнейшем подобный рекомендательный орган, изменяя наименования и сохраняя основные функции, существовал при Комитете по делам религий и национальностей и Уполномоченном по делам религий и национальностей.
Поддержку ООНМ в организации и проведении мероприятий культурного характера оказывали как республиканский орган государственного управления по делам религий и национальностей, так и Министерство культуры Беларуси и подчинённый ему Республиканский центр национальных культур (далее – РЦНК). В регионах сотрудничество с ООНМ находилось в ведении местных органы власти. Основными видами подобной помощи были: финансирование издания печатных органов и литературы [12, л. 11, 22; 13], участие в организации конференций и издание их материалов [6, с. 36; 14], оказание материальной поддержки ООНМ в культурной деятельности [4, л. 20; 15, л. 14; 16, л. 8]. На местах отделы культуры исполнительных комитетов, клубные учреждения, библиотеки, методические центры народного творчества по возможности оказывали помощь художественным коллективам национальных культурно-просветительских объединений, предоставляли помещения для репетиций и проведения мероприятий [17, c. 12, 13].
Несмотря на небольшой удельный вес в общем количестве общественных объединений (4 %) [18], объединения национальных меньшинств являлись важными составляющими белорусского общества. Анализ целей, задач и содержания их деятельности показал, что приоритетом для абсолютного большинства таких организаций было сохранение культурной самобытности представителей своего этноса, что позволяет называть такие общественные объединения этнокультурными. За 1990-е–2000-е годы значительно выросло не только абсолютное количество этнокультурных объединений, но и увеличилось число этнических групп, воспользовавшихся законным правом на создание общественных объединений культурной направленности. С 1995 года в республике имеются механизмы сотрудничества властных структур и этнокультурных объединений. Органы государственного управления, как в республиканском масштабе, так и на местах стремились учитывать этнокультурные запросы граждан и оказывать разностороннюю поддержку ООНМ в их культурной деятельности.