Категории

«Черный квадрат»

2 минуты на чтение

Черный квадрат – это самое знаменитое произведение художника Казимира Малевича Севериновича - советского и русского художника с польскими корнями. Казимир является основоположником супрематизма - одного из крупнейший направлений абстракционизма, которое выражается в комбинировании простейших геометрических фигур (прямая линия, квадрат, круг и прямоугольник) в разных красках. Картина написана в 1915 году. За три месяца до выставки художник И.А.Пуни застал Казимира в мастерской за работой над картиной. Казимир перепугался, что коллега может своровать идею. Для того, чтобы обозначить свое авторство, живописец анонсировал «Черный квадрат» в брошюре. Первоначально картина называлась «Четырёхугольник». С точки зрения математики, а точнее геометрии, на картине действительно изображен четырехугольник без строго прямых углов. Но картина была переименована для создания динамичного образа. Свое творение живописец считает первым шагом чистого творчества. Для Казимира было важно разграничить «вчерашний день искусства» и принципиальную новизну своего открытия. Казимир Малевич утверждал, что он преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству, а также объявил свое творение «нулем форм». Понятие «нуль форм» в тот период времени было популярным для эстетики русского футуризма. Оно означало абсолютность, новое начало и отрицание, так как теория футуризма сводила к нулю предшествующие культуры. В оригинальной доктрине супрематизма Казимира Малевича значение нуля начиналось «ничем» и заканчивалось «всем». Нулевое значение чёрного квадрата заключалось также в том, что он стал базовой формой, «клеткой» супрематизма, как говорил сам художник. В теории супрематизма картина Малевича означает «нуль» по трем критериям: 1) начало беспредметности; 2) конец традиционного объектного мышления художника; 3) чёрный цвет на белом фоне – «пустыня небытия» для художников. Картина стала значимой формой супрематизма и точкой свежего отсчёта новой эпохи в живописи. Картина написана более 100 лет назад, не малое количество людей исследовало произведение вдоль и поперек, надеясь найти тайный смысл. Одни считали, что Малевич решил подшутить, другие – подзаработать, ну и оставшиеся видели некий смысл. Однако в 2015 году исследователи с помощью рентгена обнаружили, что под черным квадратом находятся еще два рисунка Казимира Малевича. Также была обнаружена надпись: «Битва негров ночью». Сам живописец про свое произведение говорил, что он не мог ни спать, ни есть, все пытался понять, что же он сделал, но не мог.

Булай Алеся

Facebook Vk Ok Twitter Whatsapp