Одной из важнейших задач культурологического исследования белорусские культурологи, считают анализ специфики национального менталитета. Менталитет народа напоминает глиняную вавилонскую табличку, где под первым, поверхностным слоем находился второй, более тайный и давний, причем их содержания могут совпадать или не совпадать. Задача культуролога состоит в постепенном снятии и исследовании этих слоев.
Рядом с проблемой исследования специфики менталитета стоит проблема формирования национального самосознания. При этом, она относится к разряду наиболее сложных и актуальных философских и культурологических проблем.
Среди особенностей белорусского менталитета ученые выделяют размытость, неочерченность этнического самосознания. Однако сама по себе эта особенность коренится в специфике исторического развития белорусской культуры, на которую оказывали влияние следующие факторы.
1. Геополитический фактор. Беларусь расположена между двумя сильными цивилизационными центрами – Западом и Востоком Европы. Она развивалась в условиях межкультурной коммуникации. Находясь в центре магистралей, ведущих с севера на юг с запада на восток, и испытывая на себе разнообразные культурные влияния.
2. Существование на пограничье двух культурных миров – православно-византийского и католическо-романского, принципиально разных, иногда враждующих культурно-религиозных ареалов Европы. Бытие на пограничье обусловило то, что Беларусь нередко первая среди восточнославянских стран воспринимала западноевропейские формы социальной жизни, культуры и искусства (магдебургское право, книгопечатание, садово-парковое искусство, мировые художественные стили – готику, ренессанс, барокко и др.) и была их главной передатчицей в другие регионы славянского мира.
3. Влияние соседних славянских наций, польской и русской, на нацио-образующий процесс белорусов (оно было таким глубоким, что собственный культурный иммунитет этноса оказывался под угрозой).
4. Частое пребывание ее культурных форм в процессе диффузии, возникающей в результате интерференции (т.е. наложения, сложения различных культурных потоков), факторами которой стали естественный билингвизм (двуязычие), полилингвизм в языке культуры, сплав язычества с христианством в религии, толерантность и «тутэйшасць» в менталитете, феномен использования готики и барокко в архитектурной практике православной церкви и пр.).
5. Дихотомичность (раздвоенность) как способ существования белорусской культуры. Носители развитого национального самосознания, представители творческой элиты, имели недостаточную степень культурно-этнического единства с традиционной, народной культурой. Именно поэтому культурно-языковую самобытность и способность к национальному возрождению сохранило преимущественно этническое, крестьянское ядро белорусов.
Особенности исторического развития белорусской культуры воплотились в специфике менталитета белорусов и сформировали такую его уникальную черту как «тутэйшасць». Ее часто рассматривают как признак неочерченности, амбивалентности белорусского национального самосознания. Феномен «тутэйшасци» как изоляционистское понимание свойскости, родственности в пределах деревни, округи и стремление к локализации места жизни характерен для сформированных в Средневековой культуре замкнутых локальных общностей. Белорусская «тутэйшасць» является следствием геополитического фактора пограничья, обусловлена ходом исторического процесса на белорусских землях, с его практически беспрерывными военно-политическими конфликтами (порой она защищала население, позволяя ему не вставать ни на одну из воющих сторон). При этом «тутэйшасць» создает специфический тип мировоззрения – «склонность к обычным земным ценностям» или к «бытоприземленной естественной эволюции как органической перестройки изнутри».
Важной чертой белорусского менталитета, о которой говорят и ученые, и публицисты, является толерантность. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости» (лат. – tolerantia – терпение; англ. – tolerance, toleration, нем. – Toleranz, фран. – tolerance). Но понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этническими, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. Это связано с особенностями белорусской культуры, с сосуществованием на наших землях разных этносов и религиозных конфессий.
К специфическим чертам народной культуры белорусов также относятся:
• ярко выраженный консерватизм мировоззрения (он базируется на народной традиции, укорененной в сферах семейной, хозяйственной жизни, семейно-бытовой культуре),
• эмоциональная сдержанность в эстетической деятельности (романтическо-возвышенное отношение к жизни не характерно для национального духа белорусов, в художественной культуре эмоциональная сдержанность соседствует с рассуждением о пережитом).
• склонность к апокалипсическим прогнозам в элитарной культуре (представители белорусской культурной элиты, например, И. Абдиролович А.Станкевич, поднимали проблему нарушения равновесия в обществе, которая может возникнуть, если бы хотя бы часть своих отечественных духовно-культурных ценностей, норм и институтов будет вытеснена на периферию сознания либо будет подменена на иные, распространяемые другими культурами).
Сегодня, как отмечают исследователи, необходимо формирование своей системы ценностей, которая будет иметь для общенациональной культуры белорусов более универсальный смысл, чем отдельные национальные интересы жителей республики или наций соседних государств. Только тогда можно пытаться создать более высокий тип культуры на материале предшествующей традиции, который значительно повысил бы статус и роль интеллектуально-духовной элиты, содействуя тем самым духовному возрождению белорусского общества.
Л. В. Лупина